Также: Культура

статья Пейзаж, нарисованный телом

Наталья Бусинцева, 04.04.2002
Из собрания Бернара Фокона. Япония. Фото с сайта www.mdf.ru/festivals/fotobiennale

Из собрания Бернара Фокона. Япония. Фото с сайта www.mdf.ru/festivals/fotobiennale

Фотобиеннале-2002 проходит под лозунгом "Дети. Тело. Пейзаж". Московский фотомесячник начался с презентации в Новом Манеже трех французских проектов, как раз и посвященных трем главным темам. Работы для них предоставлены Европейским домом фотографии (Париж) и Национальным фондом современного искусства Франции (опять же Париж).

Главная звезда первой апрельской фотодекады - Бернар Фокон. В Новый Манеж стоит заглянуть лишь затем, чтобы посмотреть на его фотографии манекенов. Манекены Фокона - гениальная визуальная реализация старинного мифа об андроиде-автомате. Вынутых из витрин мальчиков-манекенов фотограф помещает в естественный ландшафт, группируя их в буднично-непринужденные мизансцены. Мальчики на море. Мальчики на пикнике. Мальчики в лесу. Получается как бы эффект двойного отчуждения. С одной стороны - фотография как мгновенное изъятие фрагмента из живого целого. С другой стороны, крадется момент не чужой растянутой во времени жизни, а изначально застылой ее копии. И это уже не просто традиционный фотографический стоп-кадр, речь идет о глобальной остановке. Поэтому когда среди "развитриненных" мальчиков-манекенов появляется вдруг тело живого ребенка, то зритель начинает сомневаться в его телесности и реальности. Это выглядит как тело, принесенное в жертву, заранее обреченное на неподвижность.

"Самый счастливый день моей юности" - куда более оптимистичный проект Бернара Фокона, который был реализован в двух десятках стран. Суть в том, что несколько десятков детей, вооруженных камерами, одновременно снимали свои впечатления одного дня. Самые яркие кадры были отобраны самим фотографом и сгруппированы в композиции. Получилось весьма мило и на этот раз вполне жизнеутверждающе.

Детская тема, заявленная на открытии биеннале, постепенно перерастет в целый детский мир. Так что у зрителей будет возможность сравнить испанских "Детей свалки" (фотограф Матиас Коста) с детьми-"пришельцами" (проект Ольги Божко), побывать в "Мире мечты" португальских детей, увидеть советское детство двадцатых (глазами Александра Родченко) и семидесятых (в кадрах Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского). Открывает этот педагогический по сути проект французская выставка "Дети и детство" (Новый Манеж).

Сергей Чиликов. Фото с сайта www.mdf.ru/festivals/fotobiennale

Самые скандальные выставки сезона откроются 12 апреля в Большом Манеже и будут иллюстрировать вторую тему фотобиеннале - "тело и телесность". Среди них - "Тело как модель" и "Ритуалы тела" (Из собрания Европейского Дома фотографии), "Обнаженная натура в чешской фотографии 1960-2000 годов", "Фотографии обнаженной натуры Герхарда Рибике. 1924-1932". Специально по этому поводу в Москву прибудет французский философ Жан Бодрийар. В качестве комментария он прочтет лекцию в Пушкинском музее, а для наглядного примера откроет собственную фотовыставку в галерее на Солянке. К его приезду готовят русское издание книги, где будут собраны статьи Бодрийара о фотографии.

"Фотография, - пишет Бодрийар, - это смерть... подмигивающая о пропущенном свидании с реальностью; может быть, из-за того пропущенном, что предпочтение было отдано изображению. Разве мы не предпочитаем любой параллельный мир реальному миру. Любую двойную жизнь той, которая нам дана? Изображение - это двумерный мир. Оно содержит в себе самом всю полноту совершенства и не нуждается в третьем".

Вооружившись постмодернистскими теориями, фотографы интерпретируют (то есть препарируют и разделывают) свое тело как хотят. Американский художественный критик Джон Копланс в возрасте 60 лет решил сфотографировать свое немолодое тело, представив его разделанным на части. Один из основоположников боди-арта, немец Дитер Аппельт, создает натюрморты из перевязанных рук, ног, лица и других частей тела, присыпанных сухой землей, - во всех этих композициях он использует как модель исключительно себя. Француженка Орлан меняет свое тело при помощи пластической хирургии и выставляет фотографии собственных операций. Все эти работы будут выставлены 12 апреля в Большом Манеже ("Тело как модель"). К открытию выставки Аппельт и Орлан впервые приедут в Москву.

Пейзаж - последняя тема биеннале. Не столь актуальная, как тело, но зато изрядно проработанная. Уже сейчас в Малом Манеже открыта выставка "Маленький трактат о пейзаже" (из собрания Национального фонда современного искусства). Здесь есть все: начиная с рисунков, выгравированных вручную на фотопластинках, и заканчивая фотографиями лунной поверхности, сделанными роботом.

Самый актуальный и интересный свой проект организаторы биеннале приберегли для закрытия. 15 мая в Московском доме фотографии будут представлены "Маски" Нобуеши Араки, самого культового и модного фотографа девяностых (из собрания Центра Помпиду). "Чувства, чувства, чувства, чувства. Щелкнуть затвором - это то же самое, что задержать дыхание на секунду. Но, пожалуйста, без убийства. Это просто состояние замирания чувств". (Араки)

Наталья Бусинцева, 04.04.2002