Свет фанер погас
Владимир Шинкарев.
"Максим и Федор" Часть 1.
За народное дело. Кинocцeнaрий
Социологи музыки, если таковые остались со времен Теодора Адорно, должны пребывать в замешательстве - еще три года назад музыкальный рынок России был клондайком для продюсеров. По их малейшему движению ежемесячно зажигались и тухли тысячи звезд-фонограммщиков. С другой стороны, существовала дифференцированная среда вменяемого поп-рока, т.н. "русского рока", в основном числе которых ходили ветераны питерского, московского, екатеринбургского рок-клубов и независимых, уже новых, артистов. И эти две горы ни за что не сошлись бы вместе.
Для невооруженного глаза все сменилось в одночасье. Немалую роль в произошедшей смене общего музыкального фона сыграло "Наше Радио" и еще несколько контор, далеких от идеалов подполья. Открыв дверь поп-року, который оказался, судя по нынешним рейтингам, весьма продаваемым товаром, продюсеры ее не закрыли и для тех, кто раньше принципиально находился в эстетическом подполье. Лучше всего нынешнюю ситуацию описывал БГ в одном из своих недавних интервью: "Продвижение поп-рока дает возможность создать в России реальный, качественный мейнстрим, из которого, как правило, вырастает настоящая альтернатива".
Правда, ситуация в русском шоу-бизе меняется быстрее, чем мы успеваем прокомментировать ее динамику, но, тем не менее, вышедшие из андерграунда уже уверенно стоят на ногах. Причем выходят "подпольщики" двумя принципиально разными, если вдуматься, норами-дорогами. Одним поступают предложения от лейблов-мейджоров, "держащих" рынок.
Так, удивительно нынче складывается судьба группы "Аукцыон", переживающей сейчас не самый лучший период своей долгой жизни - раньше группа была удовольствием интеллектуалов, а этим летом "Аукцыон" принял приглашение поучаствовать песней "Дорога" в саундтреке к массовому фильму "Брат-2", после чего стал феноменально известен и любим повсеместно.
Многим "классикам русского рока", мудро воздерживающимся от причисления себя к "подполью", были сделаны заманчивые предложения от большой и хваткой российской рекорд-компании - Real Records. Почти все предложения были с благодарностью приняты. Вышли или готовятся к выходу на этом лейбле - "Пси", последний номерной альбом "Аквариума", недавние альбомы "Крематория", сборник "Главные песни" группы "Пикник". Можно предположить, что, не будь у "Аукцыона" сейчас творческого застоя, Real очень серьезно задумался бы об установлениии отношений и с ним.
Самый показательный пример нового отношения подпольщиков к миру коммерческой грамзаписи можно увидеть в женской группе "Ночные снайперы" из Петербурга. Будучи раньше лакомством "неформалов", а попросту - хиппи (еще осенью этого года "Снайперы" участвовали в питерском Фестивале акустического андерграунда), попали на радио с песней "31-я весна" и в течение трех недель были на первом строчке вместо "Браво" и "ДДТ". Естественно, Real Records немедленно предложило Диане Арбениной и Светлане Сургановой контракт, который те, по нашим данным, уже подписали... Хипповая команда занимает первые строчки хит-парада и выходит на самой могущественной фирме в России!
Не менее показателен пример Найка Борзова, бывшего участника настоящей панк-группы "Х#й забей", а ныне звезды общенационального масштаба. Именно Борзов является главным источником дохода небольшого лейбла "Снегири-рекордз", который принадлежит Олегу Нестерову, солисту группы "Мегаполис".
В точности то же самое происходит и с другими, не рок-н-рольными, командами - электронными ("Виды рыб", "Фрукты"), регги ("Карибасы", "Джа дивижн"), бывшими панками ("Два самолета" и "Ножи для фрау Мюллер").
Нынешнее состояние музыкального рынка можно описать как ураганно развивающееся. Подобная ситуация еще лет 7 назад показалась бы страшным сном. "Продавай, покупай, выпускай, это тоже давай сюда до кучи", - как будто кричат продюсерские конторы и радиостанции, смело мешая в одну кучу этно-эстраду, поп-рок, бывших подпольщиков и тот самый фонограммный попс. На фоне этого ажиотажа всплывает кто угодно, и тенденции массового вкуса делаются почти непредсказуемыми. А в подполье остается либо активный отказник от сотрудничества с мейджорами, вместо них предпочитая по идейным соображениям "самовыпускаться", либо самодеятельные группы, не подходящие по качеству исполнения. Всех остальных - эпигонов, будущих поп и рок звезд и седых ветеранов - уже ждут с деньгами в условленных местах.
Фото с сайта Найка Борзова