Кремль и Бастилия прекрасно сочетаются
14-15 июля, в честь Дня взятия Бастилии, в клубе "Проект О.Г.И." проводилась первая акция в рамках кампании "Воссоздадим Бастилию". Организатор акции Сергей Рыжков (интернет-провайдер Rinet.Ru) любезно согласился рассказать Граням.Ру об этой кампании.
Настик Грызунова: Расскажите для начала, как вообще это все придумалось?
С.Р.: Я придумывать не могу, поэтому буду говорить правду. Идея акции зародилась примерно год назад, в клубе "Проект О.Г.И.", где наблюдалось большое количество французов - и они были в большом возбуждении по случаю дня взятия Бастилии.
Н.Г.: Из чувства протеста?
С.Р.: Собственно, да - идея акции возникла вначале из чувства протеста. Когда они в третий раз запели "Марсельезу", я понял, что надо устроить нечто альтернативное. А потом мне в голову пришла мысль о разрушениях вообще. Вот храм Христа Спасителя разрушили, потом восстановили. И Бастилию разрушили. Но тогда не было ни концепции, ни идеи - надо восстановить из принципа. Ну да, она символ тоталитаризма. Но все равно - крепость-то в чем виновата? Было такое историческое сооружение, почти Кремль... Во Франции, конечно, много замков, они этого не оценят, да и у нас много, но все равно разрушать памятники нехорошо. Согласись, что это единственный случай в истории, когда архитектурный памятник был разрушен столь цинично. Не по приказу, а именно народом: настолько все перепились, что взяли и разобрали по камешку. Выместили на памятнике злобу непонятно за что.
А потом я начал изучать этот вопрос, и обнаружилось, что и штурма-то никакого не было. Есть старые публикации, сильно политизированные, и там действительно - тоталитаризм, штурм, восстание, революция. На самом деле в более объективных источниках говорится, что даже узников в крепости было ровно семь, к тому же непонятно кто: судя по всему, какие-то бандиты, не политические...
В любом случае, семерых можно было бы освободить и другим способом, зачем из-за этого крепость рушить? По-видимому, если во Франции было всего семь политических заключенных, то, наверное, не такая уж она была тоталитарная страна. Или же их держали где-то в других местах. В любой, даже самой демократической стране найдется пять-десять политзаключенных.
А тут пришел народ, нашел какие-то арсеналы, их разобрали. У восставших было тридцать тысяч единиц оружия, но не было пороха, потому что весь порох как раз специально свезли в Бастилию, чтобы никому не достался. Гарнизон в крепости - маленький, особенно не отстреливался. То есть сначала пытались пострелять, но потом прекратили - от греха подальше. Коменданту крепости один из восставших лично обещал сохранить жизнь, но народ такого не понял, сказал, что человека этого никто не уполномочил, и коменданта все-таки разорвали - не знаю зачем.
Что было с заключенными, неизвестно, но есть подозрение, что при штурме погибло больше семи человек; по крайней мере, одного коменданта точно убили, а одного или двоих раздавило крепостным мостом, когда он падал. Причем не охранников, а штурмующих. В общем, народ просто пришел, особо не стреляли, залезли, мост наклонили... Крепость фактически сдалась. Там не было ни запасов, ни еды, ни воды. А потом ее, соответственно, разобрали.
И у меня возникло желание добиться исторической справедливости. Исследовался вопрос, где восстанавливать. Сначала предполагалось, что все это будет происходить на площади Бастилии. Такой символический акт: сначала акция напротив французского посольства, потом на асфальте чертим планы, потом начинаем сначала из кирпича символически выкладывать... Есть еще один вариант - на следующий год можно из конструктора "лего". А спонсором акции позвать Lego. Сначала Бастилию из "лего", потом из кирпичей, а в конце концов мы накапливаем достаточно средств, едем в Париж на площадь Бастилии и начинаем постепенно ее восстановливать там уже с раствором. Естественно, методом народной стройки. Но потом выяснилось, что с площадью Бастилии все плохо - там какой-то театр уже успели построить. Поэтому для начала можно восстановить ее где-нибудь в другом месте. Например, в каждом городе свою Бастилию построить. Чтобы все-таки восстановить историческую справедливость. А тут как-то я шел по Большому Каменному мосту и понял, что гостиница "Россия", которую все равно собирались сносить, там явно не к месту стоит.
Н.Г.: А гостиница "Россия" вам не кажется памятником, достойным сохранения?
С.Р.: Пока нет. Это сложный вопрос - но гостиница как-то здесь совсем некстати. И потом, ей всего лет тридцать. Кроме того, она уже не жилец - ее все равно, кажется, снесут. Стоит она плохо, старая, ее надо реконструировать, но проще снести и поставить какую-нибудь другую. Но самое главное - слева Кремль, а справа Бастилия очень хорошо бы сочетались...
Акция стала получаться настолько символической, что в ней постоянно находятся какие-то новые пласты смысла, о которых сначала никто даже не подозревал. Такой подтекст, естественно, был всегда: восстановить Бастилию, чтобы привлечь внимание общественности к опасности возрождения тоталитаризма. Не только в России - в Европе тоже не все в порядке, и мы должны привлечь к этому внимание. На самом деле, я не считаю, что вероятность успешного окончания акции - нулевая. Никто ведь не верил в возможность восстановления храма Христа Спасителя, а его взяли и восстановили. И Бастилия - очень важная вещь, общеевропейский, общемировой символ.
И в конце концов разрушение объекта есть признак страха перед тем, что он олицетворяет. Соответственно, воссоздание объекта как элемента массовой культуры - признак окончательной победы над этим страхом.
Н.Г.: Есть еще один общемировой символ. Называется - Мавзолей. Может быть, их поменять?
С.Р.: Бастилия на Красную площадь не поместится.
Н.Г.: Почему же? ГУМ снести.
С.Р.: Ну, это уже фантастическая идея - сносить ГУМ, строить Бастилию. Красная площадь - святое.
Н.Г.: Тогда можно снести только Мавзолей.
С.Р.: Да - построить маленькую Бастилию на месте Мавзолея. Тоже хорошая идея. Или на месте Белого дома - тоже очень символично. Хотя, с другой стороны, получается решение вопроса о Мавзолее по принципу "нет Мавзолея - нет проблемы". Логичнее превратить его в объект массовой культуры, как и Бастилию.
Н.Г.: А вам не кажется, что люди, которые строят теремки по всей Москве - Riverside Building, например, - это ваши тайные единомышленники? Вы же видели это здание - у него много общего с Бастилией, нет?
С.Р.: Вот потому я и не считаю, что это нереально. Может быть, можно построить стилизованную Бастилию. Хотя с другой стороны, конечно, хочется ее воспроизвести в первозданном виде. Причем существенный момент - подвалы. У меня же есть второй, еще нереализованный проект - организовать движение в защиту подвалов.
Н.Г.: Ну, с такими подвалами, как были в Бастилии, боюсь, в Москве сложно будет - метро же повсюду. Может, метро переоборудовать?
С.Р.: Можно переоборудовать метро, но до метро глубоко - не дороют. И еще есть подземные ходы, библиотека Ивана Грозного и так далее - под Москвой-рекой. В общем, возможность есть, на самом деле. Я думаю, не такие уж они глубокие, эти подвалы.
Но дело еще вот в чем - Бастилию надо строить функционально, чтобы все же это был коммерчески осмысленный проект. В ней можно открыть либо музей, либо, например, гостиницу. Это было бы очень логично - особенно если ее строить на месте гостиницы "Россия". Там же массу культовых заведений можно разместить - ночные клубы, например. Я думаю, садомазохисты всего мира будут туда рваться. Я надеюсь на большую помощь общества российских садомазохистов. Так сложилось, что "Ринет" сейчас является хостером сервера BDSM.org.ru, и вообще мы давние знакомые.
Н.Г.: А у вас есть еще какие-нибудь потенциальные и реальные союзники помимо общества садомазохистов?
С.Р.: У меня появились некоторые друзья, разделяющие эти идеи, но организаций или движений нет - я еще не знаю, кому это может быть интересно. Возможно, архитекторам - тем людям, к примеру, которые строят башни по всей Москве - Riverside Building и прочие. Мало того, мне рассказали, что архитектор Щусев в свое время разрабатывал план создания в Зарядье исторического парка - такого места, где будут воссоздаваться древние архитектурные памятники. Получается, что идея исторического архитектурного парка в Зарядье реинкарнируется.
Странно другое: про Бастилию очень мало литературы - не только на русском языке, но и во Франции. В Большой советской энциклопедии - вот такусенькая маленькая статья о Бастилии с двумя ссылками, одна из которых - девятнадцатого века. Есть статья Тарле, но все материалы -скорее о взятии Бастилии, чем о самой крепости. Я пытался найти фотографии - их очень мало. Более того, самое удивительное: больше всего материалов сделано кем? - школьниками. Я видел детские рисунки Бастилии, и сейчас собираюсь на сайте все это воспроизвести.
Н.Г.: Расскажите теперь собственно про акцию.
С.Р.: Я эту концепцию всем излагал. Все сочувствовали. Все обещали помочь. Чем дальше дело шло, тем больше я понимал, что делать никто ничего не хочет. В результате я понял, что акцию перед французским посольством придется перенести на более поздние сроки - но в следующем году мы обязательно должны это сделать.
Пока же я решил, что нужно провести какую-то микроакцию. Сначала проводил тренировку - где-то неделю назад, совершенно спонтанно. Я пришел с кубиком Рубика в "Проект О.Г.И." и провел акцию, которая называлась "Демонстрация кубика Рубика посетителям клуба О.Г.И.". Я сидел за столом, на столе стояла пепельница, в пепельнице стоял кубик, и всем, кто подходил, я объяснял, что это акция. Акция должна была привлечь внимание народа к необходимости работать мозгами. В акции принял активное участие один человек - он пришел, повернул кубик нетривиальным образом и ушел, потом пришел еще один раз и еще повернул. Потом включились еще несколько участников. Все было ориентировано на спонтанность.
Вот и теперь было решено категорически не привлекать народ. Я понял, что тут надо быть принципиальным, потому что иначе акция может захлебнуться. Самое главное - отказаться от непомерных амбиций. Никаких рекламных мероприятий не проводить, никого специально не звать. Акцию в результате проводил практически я один. Я даже администрацию клуба "Проект О.Г.И." не поставил в известность. Предварительно я начал готовить сайт. Потом на основе этого сайта был создан некий документ. Собственно, мне помогал единственный человек - Аня Лазовская, которая у нас работает. Мы подготовили текст, распечатали, а потом я долго не мог найти коробку для пожертвований; в итоге была найдена коробка из-под материнской платы и вывернута наизнанку.
Акция началась почти ровно в двенадцать часов ночи, даже с некоторым опозданием, потому что я бродил по клубу и искал себе место. Клуб был набит - какие-то французы, они пытались петь "Марсельезу", но, к сожалению, были сильно пьяны и плохо смогли оценить акцию. Я нашел столик, мы решили проводить акцию без согласования с администрацией, причем через два часа пришел представитель и попытался принять какие-то робкие меры. Но я акцентировал внимание на том, что мы проводим локальную акцию на территории одного стола - не пытаемся разбрасывать листовки по клубу, к примеру, у нас просто стоит коробочка для сбора денег, и лежат бумажки, которые мы даем почитать желающим.
К сожалению, что касается сдачи денег, крайне мало народу приняло активное участие. В результате мы собрали 13 рублей 20 копеек и одну сигарету - совершенно честную нормальную сигарету, только я марку не посмотрел, как человек некурящий. Акция продолжалась примерно до шести утра, но фактически с четырех часов народный интерес угас. Французы напились окончательно и даже перестали подходить интересоваться. Остался один постоянный клубный контингент, а он настолько закален, что ему никакая Бастилия... Хотя несколько ярых сторонников у акции обнаружилось.
В какой-то момент полного одиночества я сидел за столом один, все разошлись, а я даже отойти от стола не мог, потому что стоило мне отойти, какие-то пьяные молодые люди упорно пытались занять стол. Причем эти люди явно не желали воспринимать идей - они уже ничего не желали воспринимать. Вообще-то я ожидал несколько большей активности народа. Казалось бы, элементарное любопытство проявить можно было. Ну хотя бы французы. Правда, мы допустили ошибку - не было перевода материалов на французский. Кроме того, в День взятия Бастилии нужно обязательно иметь флаг. У меня была идея сделать настольный макет Бастилии, но я до сих пор видел рисунки и фотографии, но нигде не нашел нормального плана.
Между прочим, Бастилия по своему плану очень похожа на гостиницу "Россия". Может быть, можно провести такую акцию: художники в Западной Европе упаковывали дома в целлофан, а тут можно просто приделать к гостинице "Россия" какие-нибудь бутафорские башни. Единственно, как убрать эту надстройку, которая горела...
Н.Г.: Может быть, имеет смысл объявить какой-то конкурс проектов? Явно требуется участие народа - архитекторов прежде всего.
С.Р.: В общем, да. Ну, я пытался заинтересовать акцией Тему Лебедева и Соловьева. Я им написал, но никакой реакции не последовало. Хотя, казалось бы, Соловьев - тот человек, который мог бы очень помочь. Бастилия в Москве - прекрасная тема для работы. Кроме него, конечно, есть художники-коллажисты, можно, наверное, связаться с ними. Хорошая батальная сцена была бы - штурм Бастилии, стоящей на месте гостиницы "Россия", с танками.
Н.Г.: А какое-нибудь продолжение будет?
С.Р.: Будет, несомненно. Выводы такие. Все-таки акция состоялась, мы ее провели. Будем считать, что мы, потому что у меня есть масса единомышленников - не тайных, вполне явных, просто никто активно поддержать акцию не захотел, поагитировать хотя бы. Вернее, был один активный - пришел художник Костя Звездочетов, привел каких-то французов. Я к нему подошел, сказал, что мы проводим акцию, показал описание. Он как увидел, сразу сказал, что он только что из французского посольства, где пил за восстановление Бастилии. Взял несколько экземпляров листовок и пошел распространять их среди французов, сказав, что я делаю совершенно правильное дело. Вот человек, который явно оценил концепцию.
Вообще, надо сказать, лучше всего воспринимают акцию художники. С одним архитектором мы обсудили архитектурные достоинства гостиницы "Россия" и пришли к мнению, что архитектурных достоинств у этого сооружения нет. Я ее по вдохновению назвал аляповатым псевдоконструктивистским сооружением, но, по-моему, она таковым не является. Обращаю внимание, что это мнение можно также с некоторой натяжкой транслировать на Россию вообще.
Кстати, возвращаясь к теме, Бастилию можно восстанавливать в самых разных стилях. Можно в стиле конструктивизма, с огромными стеклянными башнями. Мне больше всего почему-то нравится Бастилия из стекла: представляешь, сплошное покрытие темными тонированными стеклами. Это очень удобно и функционально, потому что, с одной стороны, мы видим стены, с другой стороны, за ними можно размещать комнаты, клубы, бары. Нужно, конечно, соблюсти некоторый баланс. Но главное - подвалы должны быть стилизованы.
Н.Г.: Так и что дальше будет?
С.Р.: Что дальше будет, пока не могу сказать. Надо обобщить опыт и подумать, какую следующую акцию будем проводить. Я все же ожидаю некоторого резонанса.
Н.Г.: Как вашим единомышленникам с вами связываться?
С.Р.: На сайте (www.bastille.ru) указан мейл: [email protected]. Кстати, в последний момент придуманная идея выдачи участникам акции адресов "имя@bastille.ru" внезапно оказалась очень ценной. Может быть, это сработает как способ привлечения внимания к акции. Каждому, кто получает адрес @bastille.ru, будет рассылаться информация об акциях и текущие новости проекта. Адрес пока только для форварда. Сейчас достаточно много бесплатных серверов, где можно завести себе базовый мейл. Мы не хотим на основе этого делать портал электронной почты - это совсем другая деятельность.
Короче говоря, мы будем развиваться, будем привлекать внимание. Вообще у меня была идея все собранные деньги направить на покупку баннерной рекламы. Но поскольку денег очень мало, а на сигарету... сколько можно баннеров показать за сигарету? Примерно сто баннеров можно показать. А если поторговаться, да еще сигарету продать с аукциона как эксклюзивную, то можно и тысячу. Но проблема не в этом - тут должен присутствовать символический момент.
Я думал, что первые собранные деньги должны быть, по русской традиции, разворованы или пропиты. Но сейчас их даже пропить тяжеловато. С другой стороны, на пиво мы собрали. Кстати, в целях пропаганды акции можно сделать марку пива "Бастилия": "покупая эту бутылку, вы вкладываете деньги в проект воссоздания Бастилии". Устроить лотерею: тому, кто соберет нужное количество крышечек, призом будет бесплатный номер в Бастилии. На одну ночь, на одного человека.
Собственно, это, наверное, все, что пока можно сказать. Краткий отчет об акции будет помещен на сайте - пока там лежат только фотографии. Видимо, сейчас нам нужно будет сосредоточиться на привлечении внимания к Бастилии как некому лейблу. Скорее всего, теперь будут какие-то интернетовские мероприятия. Акции, скажем так, непрямого характера. Пропаганда электронной почты, привлечение внимания к проекту вообще. Мы стартовали в офлайне, и теперь имеем право на некоторое время уйти в онлайн. Самое главное - найти двух-трех человек, которые будут что-то делать. Кроме того, цель сейчас - стимулировать появление каких-то художественных произведений на эту тему: картин, фильмов, коллажей, которые бы как-то дополняли концепцию.