Подарок Буша реставрируется
Знаменитый готторпский глобус, или "Планета", хранящийся в Санкт-Петербургской кунсткамере, закрыт на реставрацию, сообщают Вести.Ру. Реликвия, подаренная самому Петру Первому немецким мастером Петром Бушем и представляющая собой не только глобус, но и один из первых в мире планетариев, восстанавливается не впервые, но с войны глобусом не занимались ни разу, и теперь художникам-реставраторам предстоит проделать огромную работу по воссозданию уникальной живописи.
Основной причиной разрушения глобуса стали условия его хранения: огромный шар диаметром три метра располагается в башне, которую специалисты называют "духовкой". Прямое попадание солнечных лучей и повышенная влажность приводят к тому, что слой старинной краски постоянно сохнет и выцветает, а на саму реликвию садится пыль.
В ходе реставрации будут не только восстановлены краски росписи, но и латунные звездочки, демонстрирующие тем, кто сидит внутри, расположение созвездий на небесном своде. Полностью работы по реставрации могут занять несколько месяцев.
Комментарий
В свое время немцы подарили глобус Петру Первому - как диковину и научную реликвию одновременно. Доставка огромного и хрупкого шара в Россию заняла четыре года, и по прошествии этих четырех лет бумага и ткань с тончайшей росписью работы Петра Буша погибли во время пожара. От "Планеты" остался только металлический остов, который по приказу Петра обтянули заново. Восстановить роспись было велено русскому художнику Тирютину, который выполнил задание, но все надписи сделал на русском языке. Первоначально для огромного глобуса не могли найти места и держали его в вольере для слонов, а потом перенесли в "духовку" - башню кунсткамеры. Вообще многие объекты, хранящиеся в кунсткамере по историческим причинам (собственно, потому, что их поместил туда Петр Великий), давно требуют перевода в более подходящие для хранения хрупких реликвий места. Несмотря на все усилия музейных смотрителей, старое здание не соответствует современным музейным стандартам, что начинает постепенно сказываться на состоянии экспонатов.