Также: Культура | Персоны: Линор Горалик

статья Спасибо товарищу Боженьке за наше счастливое детство

Линор Горалик, 08.01.2002

"Наше счастливое детство"
Игрушки, книги, предметы быта, детские рисунки, живопись, графика, плакат 1920-1950-х годов
Исторический музей,
Красная площадь, 1/2

Кукла Марина, 1930-е годы. Кукла принадлежала Люсе Соколовой и была вывезена из блокадного Ленинграда по "дороге жизни"

Это город забытых игрушек,
Это город забытых игрушек,
Это город забытых игрушек,
Здесь не любят веселых гостей.
Мы поставим вас всех на колени -
Не будите минувшего тени!
Не будите минувшего тени!
Уходите отсюда скорей! Эсфирь Эмден, "Дом с волшебными окнами"

Умом-то я понимаю, да, что ничего из "моих" вещей там не может быть - ни тигра-гидроцефала, ни утерянного в парке Шевченко резинового, однако ворсистого, прекраснейшего Чебурашки, ни "немецкой" (а может, и впрямь немецкой?) куклы, обкорнанной нами с Сашкой "под парижанку", - тут, понимаете, годы двадцатые тире пятидесятые, нечего тут делать моим юным игрушкам - и все-таки я боюсь, медлю, прежде чем войти в зал.

На лестнице было мне слышно, как поют приглушенные далекие детские голоса: "Эх, хорошо бойцом отважным стать, эх, хорошо и на Луну слетать", - почти церковный хор, маленькие ангелочки, давно умершие в толстых тетушек, умерших, в свою очередь, в шамкающих бабушек, наверное, умерших уже совсем - или нет? Я ждала, что в зале пение окажется почетче и посильней, - но нет, источник звука, видимо, на лестнице и находится, а в зале поет нечто совсем другое - широкоэкранный телевизор, притулившийся сбоку от инсталляции из гипертрофированных картонных кубиков ("Б - белка", "Р - ракета", "З - знамя").

По телевизору крутят некий документальный фильм - вернее, некую ленту, составленную из старых документальных и агитационных лент: скачущие на горшках, как на лошадках, толстые младенцы (видимо, считалось умилительным), карапузы лет трех-четырех, таскающие охапочками сено на какой-то сеновал (тоненькая девочка за моей спиной возмущенно говорит: "Они же маленькие!"), надпись на черном экране: "В далеких горных аулах набирает силу пионерское движение".

Парады физкультурников, какие-то хоры, какие-то декламации, все - групповуха, нет индивидуальных кадров, не было такой вещи - индивидуальное воспитание, отдельно взятый ребенок, была - коллективная жизнь, общее детство, неделимые игрушки. Фильм обрывается ровно там, где появляется класс, похожий на мой, школьная форма, похожая на мою. Не заканчивается, а именно обрывается, как если бы с кассетой что случилось, - видимо, знак мне, не будет тут ничего твоего, не бойся - и хорошо, не боюсь.

Экспозиция вся какая-то концентрическая - круглый зал, внутри него - круглая сцена (с циферблатом вместо ковра), внутри сцены - круглая горка с деревянной лошадкой в самом уже центре, в сердце экспозиции, - не удержались и спошлили на тему "года Лошади" или случайно пришлось? По стенам - картины, стеклянные шкафы с экспонатами, с потолка свисают -крУгом опять-таки - посвященные детству-материнству агитплакаты, переливаются мягким мерцанием цветные лампочки, голова кружится слегка. Этого ли от нас хотели - легкого головокружения, моментального, хоть и короткого, отторжения реальности, попадания в фантасмагорию детства, в выхолощенную, кристальную, каждым из нас тщательно для личного пользования созданную сказку - попадания в глубь стеклянного шара, тряхнешь - идет снег, саночки катятся, шагает кот в алых, как пионерское сердце, высоких сапогах...

Экспозиция для исторического музея очень, очень плоха, непривычно и пугающе плоха: экспонаты не аннотированы (кроме картин), о принципе разбиения экспозиции на тематические секторы можно только догадываться, сопроводительных бумажек не раздают. Создается очень сильное впечатление, что экспозицию монтировали чуть ли не наспех - к новогодним каникулам, что ли: приходите, дорогие дети, посмотрите, какой была бы ваша жизнь в доисторические времена.

Однако детей на выставке мало - да и что им делать тут, если задуматься? Вот та девочка лет шести - что она поймет, глядючи на специальный бланк, озаглавленный: "Интересы пионеров звена" (среди прочих - "Жоликова Ирина: чтение пионерской стенгазеты")? Что мальчику этому толстенькому лет двенадцати говорят потрепанные горн да барабан? (как по команде, мальчик поворачивается к маме и громко спрашивает: "Где тут сувениры покупать?") Это не их мир, они его не то что не помнят, не знают, не понимают - они его не воображают себе, не могут себе вообразить, тут бы экскурсовода и табличку под каждую ручку-промокашку - тогда бы, может... Но нет табличек.

Полка с книгами (отдельная от полки с учебниками) - "Горе, горе, крокодил наше солнце проглотил", Гайдар - и Перельман, все эти шахматы-математики-физики для самых маленьких, слабеньких, худеньких - о, мир наш, мир самых умненьких, мир строгий и прекрасный, с олимпиадами городскими-областными-районными, с интернатами для одаренных и заочкой МГУ, с почестями, которыми боевые одноклассники редко, раз в году, после выигрыша очередного турнира, воздают отпетым "ботаникам", добавляя к скомканной похвале одобрительный подзатыльник. И тут же, конечно, пионеры-герои, мальчиши-кибальчиши, и большой (но плоский) том "Детские годы Ильича", на обложке которого и изображен, собственно, гимназист Ильич, чудо как похожий на невинно убиенного царевича. На полку же с учебниками не без юмора водружен огромный, мерзкий и страшный железный будильник.

Александр Дейнека. Будущие летчики. 1938 год. Фрагмент

Я обхожу картины; тут есть странное, завораживающе-андрогинное "Утро" Яблонской, с этой дивной девочкой, едва отличающейся от мальчика, длинненькой и ломкой, как олененок, в мальчишеских спортивных трусиках; тут же страшная, как смерть, "Опять двойка" - и на фоне всего этого патриархального реализма невероятные "Юные натуралисты" Черемных - толстоморденькие, почти карикатурные, преувеличенно серьезные, похожие на пиксаровских мультяшек, яркие и сочные. И Дейнека, да, 1938 год, "Будущие летчики": три сидящих на пристани подростка, из них двое - совсем голые, со спины. (Коля говорит: "А в трусах - это явно комсорг, объясняет им, типа: вырастете - трусы наденете, на самолете полетите...") Вообще много изображений детей голыми и со спины, пляж, там, пионерский лагерь, все относятся к периоду 30-40-х годов - презумпция детской невинности, позже развеявшаяся, кажется мне, в ходе общей народной борьбы с плотью.

"Пионерлагерь", "Горнист", "Прибыл на каникулы" - ах, да было, было счастливое советское детство, существовало, и многие счастия этого детства были в своем роде опытом уникальным, недоступным детям свободных стран: опыт, например, захватывающего счастья при исполнении массового обряда - марширования на параде, пения пионерской песни, выкрикивания речевки - этого острого счастья принадлежности единой силе, доступного в такой мере лишь детям тоталитарных режимов, еще не озабоченным осознанием предлагаемой идеи, а просто испытывающим чувство упоения цельностью мира и безопасностью своего маленького, утленького, но очень четко обрисованного места в нем, - ощущение, знакомое еще только язычникам, пляшущим бешеную единую пляску под бубен своего шамана.

Господи, да советским ребенком я испытала то, что мне никогда не далось потом в качестве еврейского взрослого человека, - я испытала то самое, библейское почти, чувство принадлежности избранному народу, избранному советскому народу; спасибо тебе, истово думала я, когда мне было, скажем, шесть или семь, спасибо тебе (боженька? папочка? дедушка Ленин?) за то, что я не родилась, скажем, в Америке, где бедные голодные неграмотные дети вынуждены трудиться на толстых, страшных специалистов с утра до вечера и с вечера до утра, спасибо тебе за мишку, и маму, и кроватку, и кашку, и даже за макароны с молоком, которые я терпеть не могу, но все же - спасибо, спасибо, спасибо. За наше тебе спасибо счастливое детство.

Уже у выхода меня ждет шок, настоящее, очень сильное переживание: среди выставленных игрушек я вижу бычка на тоненькой, чуть приподнятой досочке. Ножки у бычка как-то нехитро прикреплены к тельцу, кажутся разболтанными - и тут я понимаю, что это идет-бычок-качается, что это ох-доска-кончается, - но у меня никогда не было такого бычка, я никогда не видела такого бычка, я считала этого бычка мифическим существом, авторским детищем Агнии Барто.

И только вот тут, стоя перед деревянным бычком, я наконец понимаю: нет здесь ничего моего, есть похожее, есть предки и предтечи, но моего детства тут, слава богу, нет, мое детство еще не иссохло до состояния музейного экспоната, не сморщилось в комочек информации, которую турист ленивый может незаметно проглотить, закусив толкованием с расположенной внизу аккуратной беленькой таблички. Нету тут моих игрушек, фартучка моего, галстучка, ослика, козлика, нету их тут, мамочка, папочка. Идемте, мамочка, папочка, будем, что ли, на антресолях их искать.

Линор Горалик, 08.01.2002