Также: Культура | Персоны: Линор Горалик

статья Не пиши, не пиши, не пиши

Линор Горалик, 23.07.2001

Библиофильские страсти
Музей экслибриса
Пушечная, 7/5

Экслибрисов в музее мало, зато много маленьких-маленьких книжечек, штук черт-те сколько, весь коридор, стеллаж за стеллажом, от пола до потолка, я никогда не могла понять - зачем, зачем нужны маленькие книжки? Хотя нет, кривлю душой, один раз я поняла - лучше некуда, тогда был май, температура плюс много-много градусов, наверное, как сейчас, на мне было отвратительное бесформенное хаки и шапка пидорка - военная форма тип Б, курс молодого бойца, база с многозначительным названием "Джулиус", абсолютный ступор, гусеница, ползущая по сапогу, напоминает о танке, и по всем карманам, вперемешку с пластырем и патронами, у меня распиханы крошечные томики "Поэзии Серебряного века", привезенные Витей из Москвы за несколько месяцев до, и, собственно, за счет этих книжечек я, кажется, и выживаю; в таких условиях можно полюбить даже Пастернака - по крайней мере, я многое ему простила. Вот они стоят здесь, семь томиков, и разве что ради этого...

Кроме меня тут бродят три человека, один поминутно вытирает чем-то руки, черт, мне с утра люди напоминают нелюдей, этот смотритель похож на Печкина, добрый день, да, я журналист, спасибо, конечно, подожду. Он исчезает за буклетом, а двое других, похожий на Бендера молодой человек маслянистой наружности и похожая на печальную лахудру девушка, ходят от полки к полке. Я прохожу в зал, где все экспозиции музея расположены рядком-рядком по стеночкам, здесь и вправду экслибрисы, весь центр экспозиции занят невероятным кошмаром, - "Пушкиниана в экслибрисе". Изумительная демонстрация нашего всего, установки "книжка-Пушкин": обезьяний профиль, искаженный порой настолько, что опознать прототип можно только по первичным признакам, - кудрям да бакенбардам, - оказывается вписан в десять, двадцать, тридцать клейм, коими тщеславные обладатели недорогих томов страстно метят свои нехитрые сокровища. Путин - наш президент. Плисецкая - наша гордость. Пушкин - наш экслибрис.

Печкин уводит меня в коридор и там показывает официально зарегистрированный герб музея, коий и есть его славный экслибрис. Я выражаю восторг. Почему-то рыцарский шлем, на нем дракон, на драконе георгий, внизу надпись "ХРАНЮ КНИГУ" - видимо, для тупых, как мы.

За мой восторг Печкин дарит мне томик "Вильнюс, Рига, Таллин в экслибрисах" размером с сигаретную пачку и томик Симонова размером с два спичечных коробка, а также плакатик, а также календарик, а также пресс-релиз, а также много маленьких карточек и бумажечек. Все это я упихиваю в сумку, и умиленный Печкин знакомит меня с маслянистым молодым человеком - это, оказывается, Андрей Рыкованов (конечно, конечно, я знаю это имя, очень приятно, вот не ожидала), художник-микроминиатюрист ("нанотюрист?" - хочется спросить мне, но воспитание не позволяет), он в основном высекает стихотворения русских классиков на зернах риса и мака. Андрей Рыкованов заученными фразами рассказывает мне о своих работах, хранящихся в музее экслибриса, а также даримых Путиным японскому премьер-министру, а также занесенных в Книгу рекордов Гиннесса, черт побери, я не могу понять - зачем, зачем, какого беса рисовать портрет Пушкина (а кого же еще?) на маковом зерне, приписывать восемь строчек "Талисмана", копировать росчерк великого поэта и все это вклеивать в черную рамочку под лупу? Спрашиваю великого художника, и великий художник отвечает заученным текстом: "Когда я служил в армии, мне захотелось красиво оформить любимое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина", трах, бах, с ума сойти - да ведь он говорит, кажется, про дембельский альбом!... Мямлю для виду еще пару вопросов и вылетаю за дверь, где меня стережет белесый цербер в пляжной шапке, девушка великого художника, строго вопрошающая: "А вы, собственно, будете об Андрее статью писaть?" Нет, говорю, нет, ну, может, сделаю врезку, дверь здесь надо открывать самим, наконец, лестничная клетка, салон связи, гомон, жара, жара.

Aльфред Муха. Весна. Из цикла ''Времена года'' Акмеисты
К 115-летию Николая Гумилева
Музей литературы серебряного века им. Брюсова
проспект Мира, 30

Со второго этажа охранник извлекает для меня извивающегося смотрителя, и мы идем коридорами к маленькой двери, почему-то запертой на ключ. Перед дверью стоят два фемининных идола, сделанные из обоев, две дамы со сбежавшими собачками, это часть экспозиции? - ах, нет, это у нас была выставка "Образ Прекрасной Дамы в поэзии и музыке" - а также в обоях и ковровых покрытиях? - ура, дверь открылась, слава богу, нежарко тут. Пока я хожу по крошечному зальцу, он извивается за моей спиной. Выставка - четыре или пять стоечек, ничего из постоянной экспозиции, воркует извиватый, все из фондов Государственного литературного музея. Голубые картинки на голубых стенах - копии работ Мухи, это по смыслу? - ну так, застенчиво извивается смотритель, в духе времени. В духе Белого скорее, но кто считает, что правда, то правда, время-то было одно, и было его мало, отведено по небольшому кусочку, даже и разжевать не досталось, проглотили быстро, бешеные годы и тех - кот наплакал, одна Одоевцева дотянула до двухтомника обо всех-всех-всех, вот она, на силуэте работы Кругликовой, кого только не выдравшей из черной фотографической бумаги. Здесь Ириночка похожа на вдохновенную машинистку из-за этой ее сумочки на коленях, а Ахматова - на черепаху, а Адамович - на Гумилева, а Анненский на фото похож на Якубовича, а уж на что похож Ауслендер на этой невероятной фотографии, где он в трико и в перьях, - страшно и подумать, кажется, у меня обсессия, хватит, хватит сходств. Самая большая стойка посвящена, собственно, Гумилеву, несколько фотографий, несколько книг, вырезка об аресте, вырезка о суде, вырезка о расстреле, пуля не сохранилась, на пюпитре - раскрытый том, статья "Наследие символизма и акмеизм", приготовьте свои валторны. Маленькая витриночка с маленьким Маковским, последним побегом невероятной купины Маковских-художников: портрет со стишком о "сафире", обложка сборничка и толстые "Страницы художественной критики", том первый, больше ничего, а по Ауслендеру и того меньше, вон они лежат с Кузминым под одним стеклом, объединенные не то по родству, не то по манере подражания младшего (блестящего стилизатора) - старшему (блестящему новатору), не очень удачной, правда, на этот раз.

Ауслендер глядит развратно, Кузмин строго, взгляды их пересекаются далеко за пределами деревянной рамы, где-то в районе декольте Одоевцевой, в районе пробора Адамовича, в районе блестящих пуговиц на груди Георгия Иванова, уложенных - с сальною ли иронией, без нее ли - под одно стеклянное одеяло: молодые наследники, не очень блестящее будущее акмеизма, не очень известное, не очень далеко ушедшее, но зато дольше прожившее, больше написавшее, дальше уехавшее. Слава богу, не вернувшееся.

Иллюстрация с обложки первого издания ''Всеобщей истории, обработанной Сатириконом'' Сатирикон, сатириконцы, сатириконство
К 120-летию Аркадия Аверченко
Музей литературы ХХ века
Трубниковский пер., 17

Бесшабашные родители бессловесного журнала "Крокодил", два издания - "Сатирикон" и "Новый сатирикон", как трогательно наблюдать вас отсюда, из эпохи вернеровского лаконизма. Раздеалемся сразу с вопросами сходства: Гуревич похож на таксу, Аверченко - на Королева, Алексей Толстой - на своего дедушку, Брюсов - на Северянина, слава богу, все, теперь можно к делу. По стенам - карикатуры, в витринах - тоже карикатуры, тексты, фотографии, письма, последыши прекрасного мира, обноски коллективного счастья, измочаленного позже нищетой, разрухой, преследованиями, эмиграцией, приведшим к полной потерей того, чем делается смех. К счастью, в этом зале время заморожено, и Тэффи, прекрасной, как ангел-хранитель острова Лесбос, на двух представленных фотографиях, еще не знает о потертой беличьей шубке и о езде на закорках антрепренера Гуськина, и Саша Черный, действительно похожий на барбоса, еще не подозревает, что его "Феню" будут знать как стихотворение Евтушенко, и Аверченко еще ни разу не видел, как расстреливают купчих на границе южного села, и почему бы им не смеяться? - и они смеются, как дети на празднике, дразнятся, как школьники, дергают за полы всех, до кого достанут, обьединенные счастливым чувством общего дела, смелого замысла, интеллектуального превосходства, любви друг к другу, - Журнал.Ру в его золотые годы. "В буфете Думы: Эй, малый, какой сегодня пла-де-жур? - Как обнаковенно, кутья-с!", год 1912, на той же странице - "король смеха" публикует "Рассказы для выздоравливающих". Шаржи всех на всех, иногда любовные, иногда жестокие, - Ре-Ми, "Масленичные наброски", плакат: "Ново! Оригинально! Коза поэта Брюсова!" - нарисована печальная коза на задних лапах, Брюсов был чужой, Алексей Толстой был чужой, - "Почти "Морская болезнь": толстая фигура, пустая бутылка, зеленый чертик. Уж чужее всех был Лев Толстой - отдельный номер посвящен ему в 1908 году, бедный старец. Дикий концерт депутатов госдумы, дикий бал современных поэтов, дикий шабаш несовременных писателей, centerfold - "наши драматурги и литераторы охотно занимаются спиритизмом, чтобы вызвать любимый призрак", - над Кузминым, Мережковским, Гиппиус, Брюсовым летает феечка с надписью "Порнография" на длинном прозрачном шлейфе, - почему? За что? Обсмеяв время свое, глянуть вперед, написать "Россия в 1925 году", посмотреть назад, написать "Всеобщую историю, обработанную Сатириконом" (том лежит под стеклом), жаль, не было тогда концепции множественных измерений, мы бы и там нашли над чем подшутить. Счастливые жестокие дети, выросшие, но не надразнившиеся гимназисты, как хорошо пышет от вас ярким, веселым, светлым, надежным... Ужо погодите лет десять.

Линор Горалик, 23.07.2001