Комедия эмиграции
"А у моей жены был хвостик,
И может, даже не один".
Много-много лет назад в далекой-далекой галактике невероятным чудом выжили несколько человек с полноценным чувством юмора. Они носили темные очки, говорили длинные слова и беседовали с неприятного вида собаками. Из-за привычки постоянно перемазываться в каком-нибудь дерьме любящие друзья называли их "Люди в черном". Каждый раз когда они приходят навестить меня дома, или я приезжаю к ним в управление продлить земную визу, или негуманоидов собирают где-нибудь в Переделкине на очередной инструктаж - я поражаюсь тому, что эти люди упорно парятся в своих этих ужасных костюмах. Думаю, им действительно есть что скрывать. У нас ходят слухи, что они - просто жидкая плазма. Но подтвержданий, естественно, никаких.
Я никогда не видела исходного комикса "Люди в черном" работы Лоуэлла Каннингема, но IMDB утверждает, что по сюжету оба фильма соответствуют каннингемовым историям. Если это так - я готова предложить Каннингему оба сердца и щупальце.
Дорогие друзья, по моим девичьим понятиям, "Люди в черном-2" - это идеальная комедия. Это, во-первых, комедия, в которой не пукают и не рыгают, не меряют презервативы, не разговаривают о юношеских прыщах и не мечтают выебать первую красавицу класса; это комедия, в которой идиот не противостоит десятку террористов, груди не выскакивают из лифчика, а толстые люди не танцуют канкан. И слава богу - часто ли мы видим в последнее время комедии без этих прелестных атрибутов? Во-вторых, это действительно смешно, это лишено какого бы то ни было пафоса, это прекрасно и многопланово построено, и вдобавок там есть Лара Флинн Бойл, постоянно сующая язык или пальцы кому-нибудь в уши. У меня чешуя встает дыбом и присоски покрываются испариной. Да только ради этого стоит два часа смотреть на людей с хвостиками, тусующих туда-сюда по центру Нью-Йорка.
Премьера шла в "Пушкинском" - забитый кинотеатр, на подходах черненькие мальчики в черных очках тусуются, смущенно улыбаясь, внутри они же танцуют какую-то аэробику под новую, вторую песенку Men in Black, и неизбежный в таких ситуациях отвратительный массовик-затейник бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла, раздавая застенчивым девочкам какие-то темные очки за правильные ответы на его бессмысленные вопросы. Зато в бельэтаже прохладно, рядом со мной садится молодая беременная пара, и девочка говорит: смешно будет? - на что супруг, судорожно проглотив кадык, мрачно отвечает ей: "Ага. Смотри, не выкинь". Показывают клип на новую песенку - не очень хороший, первый был лучше, этот какой-то громоздкий и пафосный, а потом следует потрясающе сделанная реклама Head&Shoulders: "Люди в черном остаются в черном". У нас тоже такой продается - предупреждает отслаивание чешуи. Впрочем, это неважно, это так у меня, ностальгия. К моменту когда начинается заставка Columbia Pictures, зал уже тепленький. В трейлере - по крайней мере так помнится мне - коламбийская статуя была в темных очках, а здесь - нет. Ну, бог с ними.
Сюжет не хочется рассказывать совсем, скажу только, что он достаточно сентиментальный и не слишком приторный при этом. Как и положено хорошей комедии, MIB начинается с "хохм" - про гигантского червя в нью-йоркской подземке, героя множества реально существующих городских легенд, - и "хохм" в ходе фильма будет много, все удачные, один Майкл Джексон, вмазанный своей плоской мордой в огромный экран и умоляющий агента Z взять его работать на "Людей в черном", до чего прекрасен. Вообще с камео в этом фильме все очень хорошо - так, в какой-то момент Смит начинает беседовать с инопланетянином в почтовом отделении на его инопланетянском языке, в точности имитирующем старый добрый спит-рэп, - и отвечающий ему инопланетянин оказывается папой спит-рэпа Бизом Марки; а Дэвид Кросс, знаменитый комик-стендапист, успевший отметиться в добром десятке сериалов и игравший смертельно больного смотрителя морга в первом MIB, превратился здесь в Ньютона, помешанного на инопланетянах держателя видеокиоска, - и оказался, как всегда, очень хорош - даже и без антуража скоротечной чахотки и мертвых тел.
Вообще MIB-2 - это нечастый и потому особо ценный пример сиквела, не уступающего по качеству первому фильму. Получивший почему-то рейтинг PG-13 (то есть "дети до тринадцати лет - только в сопровождении родителей"; видимо, из-за невинных башкорасшибательных сцен - ни одного погибшего, между прочим, и ни одной капли крови), MIB видится мне тем не менее настоящим современным детским фильмом - с инопланетянами вокруг нас, с хорошей песенкой, с Уиллом Смитом, которому при взгляде в глаза больше одиннадцати не дашь (а он, между прочим, в одном из недавних интервью сообщал, что хочет быть президентом Соединенных Штатов), с невинной и совершенно не навязчивой романтической линией и без башен Всемирного торгового центра. *
Ребенок может упиваться говорящей собакой и кучей разнообразных инопланетян, ни один из которых не является джедаем, или сенатором или представителем Межгалактической Торговой Федерации (мы таких обычно затаскиваем поглубже в ил и лупим задними щупальцами, чтобы не ходили с умной рожей вдоль нашего залива). Взрослый может упиваться фрейдистским преображением Уилла Смита из ответственного агента в глупого мальчишку, как только дела принимает на себя "папа" агент К, и незлыми пародиями на Лукаса: (ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! ДАЛЬШЕ ИДЕТ СПОЙЛЕР, БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!) в какой-то момент выясняется, что девочка, в которую влюблен Уилл Смит, - принцесса с далекой планеты, а великий агент К - кажется, ее отец. Кроме того, в одной из сцен Лара Флинн Бойл, женщина из города Твин Пикс (уже в ходе съемок заменившая собой изначально взятую на эту роль Фамке Янсен, у которой в семье кто-то умер), говорит: "Что-то там (не помню что именно. - Л.Г.) - не то, чем оно кажется" - и вот хотя бы ради этого стоило терпеть и массовика-затейника, и грохот музыки в фойе, и теплый, как чай, томатный сок премьерного угощения. Если бы профессиональные обстоятельства не заставили меня покинуть далекую Родину, я бы попыталась устроить фильму прокат там, у нас. Впрочем, на оставшейся после взрыва четверти планеты, кажется, не было ни одного кинотеатра. Кроме подпольных. Но вам, поверьте, не стоит туда заходить.
В фильме даны прекрасные затравки для создания "Людей в черном-III" - и это смутное отцовство Томми Ли Джонса, и не закончившаяся ничем любовь Смита, и присутствие на земле враждебно настроенных инопланетян. Пока что о съемках второго сиквела ничего не слышно, но шансы, кажется, есть. И зритель есть - радостный, неприхотливый. Выходя из кинотеатра, столкнулась с семьей знакомых катунийцев (восемь человек, младшенький, судя по глазам, уже начал пускать ростки) - мы с ними прилетели в один день, вместе проходили регистрацию, они долго не могли подобрать себе подходящие костюмы, такие, чтобы не мяли соцветий; папаша вон до сих пор выглядит как старый хиппи. Так вот, им тоже очень понравилось, смеялись, роняли пыльцу, говорят, видели в зале Аиду (невозможно запомнить, откуда она родом, она рассказывала про какое-то двойное солнце; я искренне подозреваю, что она просто с Луны свалилась, но хочет казаться загадочной), она плакала, когда маленьких червячков разорвало пополам, говорит - один из них точь-в-точь ее младший папа.
Вот мне тут говорили, что какая-то коза на Гранях.Ру написала пошлую, наглую и тупую статью про нашего великого Лукаса - отца Вселенной, надежду мирового кинематографа. Так вот, скажите этой козе, чтобы она пошла посмотреть "Людей в черном" - дебильные комедии про уродских червей делаются именно для таких, как она, неспособных понять все величие саги о Лучших Людях Галактики.
*После сами-знаете-чего заключительные кадры, в которых башни раздвигаются, выпуская целый рой НЛО, заменили на те же кадры, но с Крайслер-билдингом - который пока что стоит себе, привлекает террористов.
Статьи по теме
Комедия эмиграции
Ребенок может упиваться говорящей собакой и кучей разнообразных инопланетян, ни один из которых не является джедаем, или сенатором или представителем Межгалактической Торговой Федерации (мы таких обычно затаскиваем поглубже в ил и лупим задними щупальцами). Взрослый может упиваться фрейдистским преображением Уилла Смита из ответственного агента в глупого мальчишку.