Также: Культура | Персоны: Александр Плющев

статья Из Одессы в Киев под пиратским флагом

Александр Плющев, 24.08.2001
Кадр из фильма ''Спокойной ночи, малыши!'' (режиссер Юрий Норштейн) с сайта www.animator.ru/krok

Кадр из фильма ''Спокойной ночи, малыши!'' (режиссер Юрий Норштейн) с сайта www.animator.ru/krok

Я и кино-то редко смотрю, а тут мультики. Тс-с-с-с-с! Мультипликаторы убивают за это безобидное слово. Второй год меня закидывает на этот фестиваль, второй год я пытаюсь понять, что такое современная анимация и чем она живет, зачем здесь все эти милые люди и для кого они делают свое трудное дело.

Для меня, как и для многих из тех, кто плывет на теплоходе "Тарас Шевченко" из Одессы в Киев, КРОК - это единственная возможность посмотреть последние мультфильмы, причем в качестве раритетов здесь вовсе не зарубежные произведения, а наши. Если художественные фильмы мы смотрим в кино, потом на видео, а через некоторое время и по телевидению, то с анимацией все гораздо сложнее. Что делать с четырехминутным фильмом? Только в сборник на видео (сейчас на этом никто деньги не делает - муторно, а перспектива заработка призрачна) или на телевидение. А в "ящике" тоже особо не разгуляешься - ни одна телекомпания не хочет не то что платить за мультфильм, но даже показывать его бесплатно, поскольку заранее рейтинг предсказать трудно, а "обкатку" в кино он не проходил. Известно, например, что первое время студия "Пилот" делала программу "Тушите свет!" абсолютно бесплатно, просто за возможность продемонстрировать свою продукцию в эфире общенационального телеканала.

Кадр из фильма ''Новые Бременские'' Александра Горленко с сайта www.animator.ru/krok Но анимационные фильмы все же снимаются, причем в большом количестве. И короткие, и длинные, и развлекательные, и философские, и даже экспериментальные. Какая-то околотворческая жизнь тоже идет, продюсеры выглядят людьми небедными - значит, что-то кому-то продают. Хорошо хоть есть западный рынок.

На нынешнем КРОКе показан британский проект, часть которого снимали российские аниматоры. Это экранизации сказок народов мира, все фильмы по 13 минут - телевизионный формат. Во многих странах этот цикл уже увидели, в России никто его показывать не собирается. Российским соавторам повезло - это крупный заказ, хорошие деньги, но о творчестве можно почти забыть - продюсеры жестко контролируют процесс, их слово решающее. Этот вечный спор между "авторским" и "коммерческим" кино в мультипликации, дающей автору практически неограниченные возможности, идет едва ли не острее, чем в "большом" кинематографе. И коллизия эта постоянно всплывает на КРОКе.

Кадр из фильма ''Осторожно, мутанты!'' (режиссер Билл Плимптон) с сайта www.awn.com/plympton/ma.html - Кому нужно то, что никто не смотрит?
- А что хорошего в вашей раскупаемой жвачке, которая оболванивает людей?
- Ну и сидите нищие.
- Да что вы понимаете в искусстве, ремесленники. Норштейн, шестнадцатый год снимающий "Шинель", - гений.
- А Плимптон, сделавший миллионы на заставках к MTV, - круче.
И так по кругу, без конца.

Человек, попавший на фестиваль КРОК, обязан стать своим, иначе он просто ничего не поймет. Это не так уж трудно - 300 человек находятся в замкнутом пространстве, волей-неволей узнаешь всех. Плывешь в одной лодке сразу с несколькими гениями, мультфильмы которых смотрел еще в детстве и смотришь сейчас. Для меня как простого зрителя главное - зрелищность. На этом фестивале немало фильмов, которые мне по душе. И упомянутый проект экранизации сказок, и "Куриный побег" оскаровского лауреата Ника Парка, и многие другие.

Кадр из фильма ''Куриный побег'' Ника Парка и Питера Лорда с официального сайта www.reel.com/reel.asp?node=chickenrun Непонятно только, зачем я об этом рассказываю здесь и по радио. Ведь посмотреть хотя бы какие-то из показанных на фестивале фильмов смогут десятки, ну в лучшем случае - сотни человек. Ни в кино, ни по телевидению это не покажут. Единственный выход - частные записи. Это либо что-то сворованное прямо из студии (наших режиссеров, похоже, проблема пиратства не волнует, они готовы благодарить всех, кто распространяет их фильмы, в том числе и нарушителей авторских прав), либо фильмы, которые любезно записали сами авторы, и которые разошлись по рукам, как когда-то расходились записи Высоцкого или книги Солженицына. Отсутствие системы проката фактически превратило некогда сильную отечественную мультипликацию в самиздат, и это еще больше отдаляет аниматоров и зрителей друг от друга. Какой смысл думать об аудитории, если она все равно ничего не увидит, можно спокойно делать кино "для себя"...

Сейчас на фестивале многие ищут возможность записать понравившиеся фильмы на VHS. Завтра и я куплю кассетку. Если удастся, могу дать посмотреть, но чур - не заигрывать.

Говорят участники фестиваля
Фестиваль КРОК (официальный сайт)

Александр Плющев, 24.08.2001