Не время бросать камни
Борис Ефимович Ефимов (Фридлянд) пережил Николая II, Керенского, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина и Путина (в качестве главы государства). Четыре дня назад его с днем рождения поздравлял президент Дмитрий Медведев: Ефимову исполнилось 108 лет. Вчера ночью он умер во сне – смертью тихой, безгрешной.
Он застал ХIХ век, в котором прожил 95 дней. Оттрубил от звонка до звонка век двадцатый. Восемь лет без малого наблюдал третье тысячелетие.
Он был свидетелем четырех наших революций, включая Август. Современником двух мировых войн и огромного числа локальных, от русско-японской до русско-грузинской. Он жил во времена оттепелей и заморозков, в годы террора и перестройки. При нем случились расстрел царской семьи, убийство Кирова, убийство Кеннеди, 11 сентября, Беслан.
Можно сойти с ума, пытаясь вместить все эти события в рамки одной жизни.
Борис Ефимов с ума не сходил. Он прожил счастливую жизнь, хотя в ней бывало всякое, даже политические ошибки, включая кровное родство с врагом народа – расстрелянным братом по имени Михаил Кольцов. Однако лучший друг художников не тронул карикатуриста. Выживанию способствовал характер: легкий, жизнерадостный, уживчивый, детский. Он был таким большим ребенком в мире, где правили взрослые.
Он был талантливым ребенком: умел хорошо рисовать. Смешливым ребенком: с лету ухватывал комические черты у самых разнообразных персонажей и переносил их на бумагу. Послушным ребенком. Если взрослые дяди просили как-нибудь поглумиться над троцкистами и прочими врагами народа, то он дисциплинированно глумился. Если велели посечь Гитлера – держись, Гитлер. Если требовалось изобразить врачей-убийц с их уморительно длинными носами – Борис Фридлянд не жалел красок на убийц. Если имелся заказ на Би-Би-Си и "Свободу" – кисть художника запечатлевала этих оборотней у микрофона. Ну и так далее.
Завтра в куплете, но сегодня в газете. Он не был злым человеком. Он был человеком веселым и подвижным. Петр Вайль на "Свободе" лет семь назад вспоминал, как Ефимов рисовал рекламные завлекательные шаржи для той же радиостанции, уже обосновавшейся в Москве. И никому из ветеранов и молодых журналистов в голову не приходило вспоминать старику былые заслуги. Наоборот: новые его шедевры, посвященные "Свободе", висели на стенах рядом со старыми, потешая махровых антисоветчиков и гостей студии...
Есть люди, в которых не кинешь камень не потому, что сам грешен. Просто камень выпадет из рук. Такие это люди. Такие судьбы. Они проживаются как бы понарошку, не всерьез, шаржем на реальность, в которой боль сочится слезами и хруст кровавых костей в колесе заглушается только криками пытаемых и казнимых.
...Я судьбу его нынче вспомнил,
Я искал в ней скрытого толка,
Но единственно,
что я понял:
Жить в России надобно долго.
Это не про Ефимова, совсем про другого человека, прожившего не очень длинную жизнь и так и не увидевшего в печати главную свою книгу. У Бориса Ефимовича подобных творческих проблем не случалось. Он рисовал как пел и дело рук своих сразу видел напечатанным.
Возникает вопрос: надо ли в России жить долго? И для чего? Если родиться при Николае и умереть при Медведеве, то какая-то безнадежная выходит жизнь. Но это ежели мерить по себе, по взрослому жестокому счету. Мир глазами ребенка, обученного рисовать забавные шаржи, выглядит иначе. Веселенький такой мир, игрушечный, комичный. Нарисованный в спешке недрогнувшей детской рукой.
Справка
Борис Ефимов
Борис Ефимов - советский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1990), дважды лауреат Сталинской премии (1950, 1951), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1954) трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972 годы). Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами. Имя Бориса Ефимова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Борис Ефимович Ефимов (настоящая фамилия Фридлянд) родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве. После переезда родителей в Белосток поступил в реальное училище, где вместе с братом Михаилом издавал рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис — иллюстрировал. В 1915 году из-за войны он оказался в Харькове, где поступил в Харьковское реальное училище.
В 1916 году была напечатана его первая карикатура - на тогдашнего президента Государственной думы Михаила Родзянко.В 1917 году Ефимов вернулся в Киев. В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.
С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе.
С 1922 г. художник переезжает в Москву, где сотрудничает с газетами "Правда" и "Известия", с журналом "Крокодил". После ареста М.Кольцова работал в книжной иллюстрации. С 1941 года вернулся к жанру политической карикатуры.
С 1966 г. Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения "Агитплакат". Автор политически злободневных карикатур на международные темы.
Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальный феномен — "положительная сатира".
Активно участвовал во всех политических кампаниях советского режима: борьба с "социал-фашистами" — социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами и др., с космополитами, с генетиками — "вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами", c Ватиканом, "врачами-убийцами", с маршалом Тито, со "вражескими голосами" — радиостанциями Европы и Америки и т.д. Был самым ярым врагом "юмора молодых" — новой волны советской карикатуры.
В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств, в 2006 году принял участие в подготовке издания книги "Автограф века". 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты "Известия".
До конца жизни Борис Ефимов продолжал работать. Он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, а также принимал активное участие в общественной жизни: выступал на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
(По материалам Википедии, РБК)
Дословно
Борис Ефимов
Знаете, это уже неприлично, сколько я живу. Впервые я почувствовал, что стал взрослым, когда умер мой отец. Я стал размышлять над вопросом долголетия, но так и не нашел никакой закономерности: ел все подряд (и до сих пор утром могу съесть бутерброд с колбасой), как и все, увлекался водкой, но никогда не перебирал. По утрам делал 30-минутную зарядку и всегда занимался только тем, что нравится. Но главное — относился ко всем жизненным неурядицам философски. Лишнего не переживал, даже когда в 30-х расстреляли моего брата, а на мне 16 лет висело клеймо родственника "врага народа". Наверно, у нас в семье какой-то ген долголетия, моя мать дожила до 89 лет, а я что-то уже устал. Сижу целыми днями только телевизор смотрю.
Time Out Москва, 04.02.2008 г