Классика. Супер
Московский театральный сезон начался со спектакля, одно название которого вызывает противоречивые литературные ассоциации. Пьеса "Воскресение. Супер", написанная популярными братьями Пресняковыми и поставленная "Табакеркой" на Малой сцене родственного МХАТа, вызывает в памяти прежде всего не роман Толстого, который и лег в основу постановки, а книжку современного норвежского писателя Эрленда Лу. Его роман "Наивно. Супер", который был очень популярен пару лет назад, - это рассказ молодого норвежца, который не знает, что ему надо и как ему жить. При этом все его страдания – такие легкие, такие наивные, а поиски себя – такие неглубокие и ненавязчивые. То есть все очень современно. Просто супер. Не то, что у Льва Толстого с его Дмитрием Ивановичем Нехлюдовым и Катюшей Масловой: такое философское и религиозное погружение для современного человека - это запредельно.
Полученный Пресняковыми микс из двух столь непохожих и в то же время чем-то близких (есть страдающий главный герой, есть девушка, есть любовь и перерождение) произведений получился интересным прежде всего с драматургической точки зрения. С одной стороны, пьеса напоминает комикс, в котором каждый рисунок отделен от другого и представляет собой в какой-то мере самостоятельную картинку: вот Нехлюдов у себя дома, вот он уже в гостях у Корчагиных, в тюрьме, у директора департамента, на вокзале. А с другой стороны, внутри каждой такой сценки своя логика, своя глубина, свое развитие. Такая смесь пресловутого клипового мышления с наследием русской классики смотрится, как ни странно, вполне органично - потому, наверное, что такое восприятие мира свойственно большинству современного образованного населения России.
Заслуга режиссера Юрия Бутусова в том, что ему это противоречие удалось подчеркнуть. Сложность его задачи состояла, конечно, не в расчленении общего действия на отдельные картинки (это за него сделали авторы пьесы), а в наполнении каждой отдельной сцены своей собственной живописностью и собственной глубиной. Герой, перескакивающий из одной части романа в другую волей режиссерского монтажа, сам меняется и начинает переживать новые обстоятельства, как будто между двумя склеенными кусками он пережил многое из того, что было у Толстого, но не осталось у Пресняковых.
Это, конечно же, очень сложная задача для актера, но играющий главную роль Виталий Егоров справился с ней блестяще. Он как будто и вправду сошел со страниц "Воскресения" (до того он похож на Нехлюдова с классических иллюстраций Леонида Пастернака) и попал в современную пьесу, где никто больше такой способностью к переживанию, такой трагичностью не обладает. Даже Катюша Маслова, сыгранная Линой Миримской. Все остальные герои страшно современны и часто произносят слово "супер", они выразительны (как в комиксе) и двумерны (опять же как в комиксе). А этот несчастный князь, который мучается, ищет Бога, помогает обездоленным и бесправным, - он совсем не наш, совсем из другого времени, и его никто здесь не может понять. Здесь, где картинка сменяется картинкой и нет времени ни рассмотреть, ни пережить каждую из них в отдельности.
Статьи по теме
Классика. Супер
Первая премьера нового московского театрального сезона - "Воскресение. Супер" в "Табакерке". Пьеса братьев Пресняковых - это инсценировка толстовского романа, сочетающая художественную глубину русской классики с современной эстетикой клипа. По мнению рецензента Граней.Ру Юлии Галяминой, режиссер Юрий Бутусов сумел удачно подчеркнуть это сочетание. А играющий Нехлюдова Виталий Егоров произносит в постановку то, что было у Толстого и отсутствует у авторов пьесы.