статья "Дракула" на Ленинском

Майя Мамаладзе, 26.03.2002

В Москве к "Метро", "Норд-Осту", "Волосам" прибавился новый мюзикл "Дракула". Многие ужасаются.

Спокойно, господа, - а что мы, собственно, хотим от жанра, рассчитанного, как известно, прежде всего на коммерческий успех? То, что мы ждем чего-то особенного от мюзикла, скрыто в самой нашей истории. В том ее периоде, когда ни рок, ни поп-музыка не могли прорваться на Гостелерадио сквозь кордон строжайшей цензуры, любая иностранная песенка перед выходом в эфир переводилась на русский язык, "мелодии и ритмы зарубежной эстрады" шли раз в год на Пасху, Тверскую улицу в народе именовали "Бродом", а музыкальные спектакли Марка Захарова становились культовыми. Анатолий Васильев, ныне отшельник и аскет, в ту пору создал спектакль "Взрослая дочь молодого человека", в котором как молитва произносились слова "одна чувиха хиляла по Бродвею" и "бад ми бойз из дет ди чатануга чу-чу". Последнее было номером из американской "Серенады солнечной долины" (всего-то - негритянка спрашивала на перроне, идет ли поезд на Чаттанугу), мюзикла, который в кои веки раз извлекали "из собрания Госфильмофонда" и показывали в кинотеатре "Иллюзион".

Когда там снимают со сцены мюзиклы такого уровня, как Cats, меняя старый репертуар на новый, здесь и сейчас собираются культивировать "Чикаго" 1975 года рождения. Хотят превратить и более "свежий" мюзикл Мишеля Леграна в "Нашу даму из Парижа". Но могут ли мюзиклы заставить нас вновь пережить то былое, ни с чем не сравнимое удовольствие от запретного? Ведь многое, что тогда пришло с Запада и вызывало восторг, сейчас совершенно не смотрится. Наши же любимые музыкальные шедевры в театре и кино, вдохновленные всеобщей тоской по мюзиклу тех лет, для Запада пустой звук. А память тем не менее у нас оказалась более благодарна к ним. Что же, вернуть былой вес мюзиклу должна соответствующая эпоха.

Композитора "Дракулы", чеха Карела Свободу, можно вспомнить по хитам Карела Готта, сладкоголосой птицы нашей юности, по "Скрипке Паганини" и "Леди Карнавала", которую еще и Валерий Ободзинский исполнял. От музыки ностальгически веет семидесятыми. Добротная хореография Рихарда Геса. Декорации Даниэля Дворжака недешевые и эффектные, с неслабой компьютерно-лазерной поддержкой. Костюмы от Теодора Пиштека, обладателя "Оскара" за костюмы к фильму Милоша Формана "Амадей", два крепких драматических режиссера-постановщика - Йозеф Беднарик и Павел Гудак.

Фрагмент мюзикла "Дракула" с сайта www.dracula.ru Всего на спектакле работают четыре состава вокалистов. Я слышала словаков - Франтишек Дюряч в роли Дракулы и Хельга Коваловска в роли Адрианы-Сандры. Когда красавец Франтишек с мужественно небритой физиономией был вызван на "бис" и победно долго держал финальную ноту, прекрасная половина зала повела себя крайне несдержанно. Кроме вокальных данных, Коваловской в откровенном костюме Сандры в виниловых шортах и пристегнутым к ним подвязками коротких гетрах было что показать. В музыке им достались самые красивые мелодичные фрагменты: дуэт "Любовь" и ария Дракулы "Адриана, Адриана", обращенная к усопшей жене, любовь к которой вампир пронес через века. Последняя способна соперничать с неувядаемым шедевром Максима Дунаевского "Констанция" из "Трех мушкетеров". Алеся Маньковская в роли Лорейн, несчастной жертвы вампира, проявила недурные вокальные и темпераментные драматические способности.

Кастинг на "Дракулу" проведен отменно. На главную роль имеются "золотой голос Украины" Андрей Бесчастный, золотые голоса России Андрей Клюев и Илья Киселев. Кордебалет хорошо вышколенный, запоминающийся. Но есть существенный прокол - перевод Валерия Сауткина: его и по размеру-то петь нелегко, а рифмы крутятся в диапазоне "дай-рай" и "небеси-спаси". Но веселит сей текст необыкновенно, хочется собирать такие жемчужины поэтического стиля как "Хотя и человечен/ Но я по жизни вечен". А финальная сентенция "Есть путь один/ На небеса/ Ты господин/ Себе сам" заставила бы задуматься, что же создатели мюзикла имели в виду, если бы не прозрачность заключительной мизансцены постановщиков о раскаянии и небесном прощении Дракулы. Кстати, к роману Брэма Стокера либретто имеет весьма отдаленное отношение, если не считать столь же романтического воспевания нежной страсти.

Фрагмент мюзикла "Дракула" с сайта www.dracula.ru Играется "Дракула" в Большом концертном зале "Академический" на Ленинском проспекте, который находится в высотном здании Президиума РАН, в том самом, в духе футуристического модерна увенчанном золотой короной. Более удачного выбора организаторы - компания "Росинтерфест" - не могли придумать. Вечерний выход на внутреннюю площадку этого здания после спектакля оставляет неизгладимое впечатление: вокруг какие-то марсианские светящиеся пирамиды и шары и фантастическая панорама окрестных пейзажей. Особенно хорош вид на Воробьевы горы и залитую светом высотку МГУ.

Новоприобретенный "романтический мюзикл", как известно, создавался с подачи президента Словакии Рудольфа Шустера, предложившего в свое время московскому мэру Юрию Лужкову скрепить намечающееся экономическое сотрудничество культурным проектом. Поразительный факт: президент страны лоббировал свое национальное музыкально-театральное искусство. У нас оно само, это искусство, подводит под присягу самый неполитизированный роман нашего детства и облачает в мундир новой патриотической идеи, как это произошло с "Норд-Остом".

В двух шагах от БКЗ "Академический" расположатся Москва-Сити и пешеходная зона вроде Старого Арбата. Будут готовы, и придут сюда отдыхать по-бродвейски бизнес-леди и джентльмены, им же будет предложено скромное обаяние буржуазии: игра про галантного вампира, цены на билеты от 600 до 3000 рублей (а пока ценовую политику нужно срочно демократизировать!) и безукоризненный сервис. Буфет на трех этажах с уютными столиками, каждый до полу укутан белоснежной скатертью в лучших традициях братиславских кафе. Забудьте о бесконечном унижении от гардеробщиц и билетерш в академических театрах! У вешалки скажут сначала "желаем вам приятного просмотра", а на прощание "спасибо что пришли". К входу в зал с удобными бархатными креслами на третий этаж подымут и спустят на эскалаторе. У "Дракулы" по всем бродвейским правилам имеется и свой сайт в Интернете. О чем пишут в гостевой книге? Например: "Но я просто тащусь от того, как Франтишек шепчет "Адриана, Адриана...". Вот видите, кому-то уже сделали хорошо. Что и следовало ожидать.

Мюзикл "Дракула" (официальный сайт)

Майя Мамаладзе, 26.03.2002