новость Умер драматург Михаил Шатров

23.05.2010
Михаил Шатров. Фото с сайта  www.newizv.ru

Михаил Шатров. Фото с сайта www.newizv.ru

В Москве на 79 году жизни умер сценарист и драматург Михаил Шатров. Он ставил спектакли в театрах "Современник", "Ленком", в театре Ермоловой. Им написаны пьесы "Синие кони на красной траве", "Диктатура совести", "Шестое июля", "Именем революции". Также он написал сценарии к фильмам "Две строчки мелким шрифтом", "Тегеран-43".


Комментарии
User strofa66, 23.05.2010 12:31 (#)

Прокладка между народом и кпсс.

User d__Eesti_, 23.05.2010 16:03 (#)

У него было достаточно времени распознать правду и

А я теперь только рад, что так и не сходил в Ленком, несмотря на ажиотаж вокруг него.

User adig, 23.05.2010 12:46 (#)

Не стоит так строго и безоговорочно судить М.Ф.Шатрова. Да, в своих пьесах он пудрил нам мозги. Но почему-то кажется, что делал это не по заказу "партии и правительства", а по убежденности.

Он был из тех шестидесятников, которые еще питали иллюзии и верили в "коммунизм с человеческим лицом".
Этим переболели многие - вспомните Б.Окуджаву с его "комиссарами в пыльных шлемах".

Беда Шатрова, что он даже в период перестройки не отказался от этих иллюзий и продолжал верить, что все беды только от Сталина, а "ленинский путь" принес бы стране только процветание, хотя всем уже стало ясно, что Сталин это продолжение пути, указанного Лениным.

Хорошо быть "умным" сейчас, а для Шатрова было мучительно расстаться со своими заблуждениями.
Плохо это? Да!
Но можно и посочувствовать. Все же подлостей, вроде с-михалковских, он не делал.

Помянем!

(комментарий удалён)
User adig, 23.05.2010 19:04 (#)

Во первых, я - adig или адиг в русской транскрипции;

Во-вторых, некорректоно сравнивать преступления уголовные (нарушение закона) и заблуждения нравствственные.
Это не в оправдание Шатрова, а из-за желания смягчить к нему претензии, потому что его заблуждения какое-то время были и наши (если вам больше 50-ти, то вы это сможете понять).

Вы сами признаете, что он был талантлив. Да, к сожалению, талант, помноженный на заблуждение, порождает НЕПРАВДУ. Но если пройтись по любому виду искусства, советского времени, то эта неправда присутствовала у всех авторов (ну, разве за исключением Шаламова и раннего Солженицина - но была ли для многих в то время возможность их читать? И вообще это несколько другая история.).

Кто из остальных не кривил душой в той или иной степени? Даже почитаемые мной Шостакович, Ю.Трифонов, Пастернак, тот же М.Булгаков, Окуджава, Галич (в раннем своем творчестве), Чухрай-отец и т.д всех не перечесть. А вместе с тем русская культура неотделима от этих имен.

Да, Шатров не того калибра. Но он и не С.Михалков. А это для сов. периода уже не мало. И поэтому я, не оправдывая, призываю проявить к нему снисхождение и помянуть простым, без пиетета, словом - прощай.

(комментарий удалён)
User adig, 23.05.2010 22:11 (#)

в назидание современным писакам

Ах, оставьте!

История учит тому, что ничему не учит.(с)

Писаки, на то они и писаки, были, есть и будут.

User harmens171, 23.05.2010 17:56 (#)

по убежденности.

Честно говоря, я больше, чем кого бы то ни было на этом белом свете, не люблю идейных палачей. Любая трусость, любая корысть пусть непростительны, но по-человечески понятны. А вот идейная влюбленность в людоеда... Верно вы пишете: Сталин это продолжение пути, указанного Лениным. И когда взрослый человек до конца своих дней этого не понимает, цепляется за обман, очевидный любому шестикласснику, смотреть на это больно и обидно. Человек умер, не хочется говорить о нем плохо. Одно надо признать: со своей "Ленинианой" (уж какой ни на есть) Шатров здорово расшатал основы "совка". Правда, это не столько его заслуга, сколько гнилость "совка", но спасибо и на этом.

User adig, 23.05.2010 19:15 (#)

Шатров здорово расшатал основы "совка"

Это правильно - совок был настолько гнил, что даже неправда расшатывала его, если в этой неправде был хоть какой-то намек на человечность и здравость.

Я не стремлюсь превозносить Шатрова, но чисто по-человечески отношусь к нему неплохо. А уж я-то заматеревший антисоветчик, уж поверьте.

Но хорошо быть "умным" задним числом. А до определенного момента, признаемся - бегали, бегали на спектакли по его пьесам. Кто где - москвичи в Современник и МХАТ, ленинградцы в БДТ.

User strofa66, 23.05.2010 13:00 (#)

Интересно, чем верный ленинец лучше верного сталинца.
Пошёл бы он подальше, со своей "пудрой".
Правда, дальше уже некуда.

User adig, 23.05.2010 13:18 (#)

чем верный ленинец лучше верного сталинца?

Ничем!

Но ... для Шатрова, так мне кажется, есть смягчающие обстоятельства - читай выше.

User d__Eesti_, 23.05.2010 16:07 (#)

Тем, что верных ленинцев сгноили в Гулаге, а верные сталинцы ди сих пор сидят в Кремле и на Лубянке.

imho.

User deutscher_, 23.05.2010 16:38 (#)

Когда Сталин умер, то оказалось, что такой строй в СССР не нужен уже никому -

Но вот за пределами СССР, среди сталинских сателлитов нашлись отдельные монстры (Мао Цзэдун в Китае, Ким Ир Сен в Северной Корее, Энвер Ходжа в Албании), которые встретили в штыки "советский ревизионизм" и навсегда отбились от рук - с самыми кошмарными последствиями для их подданных...

User ferasvob, 24.05.2010 11:10 (#)

Пол Пота забыли.

User harmens171, 23.05.2010 18:06 (#)

Тем, что верных ленинцев сгноили в Гулаге, а верные сталинцы до сих пор сидят в Кремле и на Лубянке

Ну, справедливости ради надо заметить, что многих сталинцев тоже сгноили в Гулаге, но по сути вы правы: верных ленинцев в Кремле и на Лубянке не сыщешь. Мне даже кажется, что нынешние кремлевско-лубянские сидельцы - это не сталинцы даже, а сплощь бериевцы: такие прагматики-прагматики, реки крови проливать не хотят, и вообще их лозунг "Фабрики рабочим, земля крестьянам, "ауди" к подъезду".

User adig, 23.05.2010 18:29 (#)

не сталинцы даже, а сплощь бериевцы

Не вижу никакой разницы между этими отродьями - Сталин и Берия. Так уж сложилось - один был выше и указывал, а другой ревностно исполнял, добавляя и от себя "художества". Но, принципиально, и тот и другой палачи. Их идейный вдохновитель Ленин тоже из той же породы.

User deutscher_, 23.05.2010 16:27 (#)

А осталось ли в его творчестве хоть что-нибудь, выдержавшее проверку временем???

Шатровская "Лениниана" - абсолютно тенденциозна и давным-давно отправлена на свалку истории литературы и драматургии. Осталось ли от него хоть что-нибудь, заслуживающее внимания свободных, просвещённых людей? Я что-то не знаю.

Вот например гениальнейший Михаил Афанасьевич Булгаков написал в своё время хвалебную пьесу про Сталина "Батум". Старался видимо изо всех сил. Насколько я знаю, с одной стороны пьеса Сталину понравилась, с другой стороны - была им полностью запрещена для постановок в театрах. Видать cлишком непохож был полностью выдуманный образ доброго, высоконравственного, бескорыстного революционера-гуманиста на всё ещё живой якобы прототип...

Но ведь М. А. Булгаков написал ещё "Мастера и Маргариту", "Белую гвардию", "Театральный роман", "Жизнь господина де Мольера", "Собачье сердце", "Роковые яйца", несколько замечательных пьес, вполне выдержавших проверку временем... А Шатров похоже не написал ничего, достойного внимания и теперь канет в Лету.

Даже от покойного Владимира Солоухина что-то осталось - нaпример книжка про Ленина "При свете дня", которая очень не нравилась покойному Анатолию Рыбакову, до самой смерти верившему в Ленина и ненавидевшему Сталина.

Останется что-то и от весьма одиозного Никиты Михалкова - например фильм "Несколько дней из жизни Обломова" (С Табаковым и Богатырёвым), колоритная роль Паратова в фильме Рязанова "Жестокий романс"...

От Шатрова похоже не останется, увы, ничего...

User d__Eesti_, 23.05.2010 17:54 (#)

Да уж. Вашими устами это звучит как приговор истории.

User adig, 23.05.2010 20:54 (#)

тут он прав

Прав, но не до конца.

Во-первых, от скурвившегося Н.Михалкова останутся еще и "Пять вечеров", но прежде всего великолепное "Механическое пианино".

Ю.Трифонов написал "Отблеск костра", но будет ценим за "Время и место", "Дом на набережной" и прочие великолепные повести.
Шостакович написал "Нас утро встречает прохладой", но мы не забываем его Ленинградскую, Тринадцатую и пр. симфонии.
Список можно продолжить.
Даже подонок М.Шолохов останется в памяти как автор (?) "Тихого Дона", несмотря на его вкрапления в эту высокую трагедию отдельных пробольшевистских эпизодов.

И от Шатрова кое что останется. Останутся воспоминания о том, как мы, молодые, бегали на спектакли по его пьесам. И ахали: как смело, как ново, как он этим гадам, которые у власти, намекнул
о их ничтожестве.

(комментарий удалён)
User adig, 23.05.2010 23:12 (#)

but Vampilov

И на Вампилова тоже бегали.

Один другого не исключал.

User deutscher_, 23.05.2010 22:49 (#)

Тут уже и я с Вами в основном согласен (кроме Шолохова)

Когда я написал о Н. Михалкове, то заметьте - поставил многоточие.

А вот насчёт Шолохова я пока всё же склоняюсь к мнению, что Нобелевскую премию он получил за книгу, которую написали другие люди - возможно Фёдор Крюков и отчасти его тесть Пётр Громославский (предположительно написавший за Шолохова и все остальные его художественные произведения). А сам Шолохов, я так полагаю, только переписал "Тихий Дон", причём не слишком умело.

User deutscher_, 23.05.2010 22:53 (#)

Пардон, ляп

Сам я в писатели явно не гожусь: Пётр Громославский был тестем конечно же Шолохова, а не Крюкова - я нечётко выразился.

User adig, 23.05.2010 23:05 (#)

многоточие

Дело, конечно, вкуса, но я бы поставил многоточие не после "Обломова", а после "Мех.пианино".

Авторство Ф.Крюкова или П.Громославского это тоже многоточие (в смысле сомнения), а не утверждение. Пока не доказано, что не Шолохов.
Если вы способны на сие доказательство, то безусловно меня обрадуете, так мое отношение к Шолохову как к человеку выражается одним словом - подонок.
А пока, до вашего открытия, автор - он, Шолохов.

Желаю успеха в исследовании

User strofa66, 23.05.2010 20:37 (#)

Не согласен. От Шатрова останется "Две строчки мелким шрифтом". Сам и придумал.

User voice2010, 23.05.2010 21:57 (#)

Но шрифт должен быть очень, очень мелким...

User adig, 24.05.2010 08:39 (#)

От Шатрова останется "Две строчки мелким шрифтом".

Как сказал герой фильма "Доживем до понедельника": А от большинства из нас остаётся только прочерк между двумя датами.

Слышите, г-да молодые нигилисты-ниспровергатели - от большинства из НАС!

А тут, аж две строчки!

User d__Eesti_, 24.05.2010 04:09 (#)

Жестоко мы тут поступили в этой ветке. Имхо.

User adig, 24.05.2010 08:40 (#)

Жестоко мы тут поступили

Разумное признание

User russivan7, 24.05.2010 09:18 (#)

Интересно, похоронят его под псевдонимом,

как Рамона Меркадера?

User adig, 24.05.2010 09:38 (#)

под псевдонимом

палач Сталин, писатель Горький и много-много похороненных под псевдонимами.

А кого то похоронят под кличкой, например russivan1,2,3...

User russivan7, 24.05.2010 10:29 (#)

Писатель Горький - это мировой уровень.

Писатель Шатров выплыл на волне "перестройки" и с ее окончанием исчез из культурного контекста.
PS. Я бессмертен.

User ferasvob, 24.05.2010 11:12 (#)

Был бы Горький мировым уровнем - остался бы на Западе, а не вернулся бы в 1936 в Совок.

User ferasvob, 24.05.2010 11:12 (#)

Пардон, в 1928, конечно, а не в 1936.

User adig, 24.05.2010 10:52 (#)

бессмертен ...

или нетонущий?

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: