статья Мэнсон, который желает вам добра

Мур Соболева, 23.02.2001

Мальчик Брайан Уорнер недолго мучался в поисках своего творческого "я" - первая его группа, организованная в 1989 году, называлась Marilyn Manson & The Spooky Kids, и взрослел он уже как Мэрилин Мэнсон, до которого скоро сократилось название проекта. Принцип подбора псевдонимов простой - две культовые фигуры, "красотка + маньяк" (потом эта идея постфактум превратилась в наполненную смыслом концепцию). В 1990-м Мэнсон знакомится с Трентом Резнором (Nine Inch Nails), а в 1993-м Резнор принимает группу под свое крылышко под названием Nothing Interscope. Резнор, с которым Мэнсон успел за десять лет поссориться навсегда и публично помириться, через семь лет в качестве продюсера саундтрека включает две песни Мэнсона в музыку к фильму Дэвида Линча "Шоссе в никуда".

На лейбле Резнора подряд выходят два диска Marilyn Manson - "Portrait Of An American Family" (1994) и "Smells Like Children" (1995). На первом - ничего особо интересного, зато есть песня "Cake & Sodomy" ("Торт и содомия"), а одно такое название может оправдать существование не только альбома, но и всей группы. На втором - сплошные шепоты и крики с непременным словом "fuck" во всем его небольшом многообразии. В качестве бонуса к немудрящему английскому матерку - отличная, стильная кавер-версия бодреньких мажорных "Sweet Dreams" группы Eurythmics, при исполнении которой на концертах Мэнсон до сих пор имеет обыкновение резать себе руки стеклянными осколками.

В октябре 1996-го группа выпускает довольно ровный и в целом предсказуемый "Antichrist Superstar", где сублимированное дитя порока окончательно укрепляет свой имидж. Однако альбом производит фурор, а Marilyn Manson становится одной из самых востребованных групп. К слову сказать, примерно в это время у Мэнсона и его басиста Твигги Рамиреса образовывается побочный проект с чужими музыкантами - группа Mrs. Scabtree, где Мэрилин играет на барабанах, а Твигги поет, переодевшись негритянкой. Однако нескольких концертов хватило для завершения эксперимента, и теперь Мэнсон не без смущения говорит, что это было "просто искусство".

В 1997 году Мэнсон увидел в фильме "Обреченное поколение" Роуз Макгоуэн и, подобно Зигфриду, отправился знакомиться со своей щекастенькой Кримхильдой. После чего утверждал, что влюбившись, "изменился, начав чувствовать человеческую боль". После знакомства с Роуз (помолвка с ней была неожиданно расторгнута этой зимой) Мэнсон записывает свой лучший диск "Mechanical Animals" (1998), на котором имеется несколько выдающихся вещей, как, например, прозрачная, безнадежная без сентиментальности баллада "The Speed Of Pain" - почти пинкфлойдовская, с женским бэк-вокалом и по большей части гитарная (при этом, к счастью, лишенная зловонного духа metal ballads, которыми в свое время с разным успехом баловались практически все - от Оззи Осборна до "Металлики"). Там же "Coma White", которую может использовать в качестве гимна любая антинаркотическая организация (в пару к ней на следующем диске будет "Coma Black" - на сей раз про любовь), и программная "Rock Is Dead", зеркало мэнсоновского творческого принципа - переработка чужой замурзанной идеи таким образом, чтобы она стала новой и улучшенной. Все, что составляет Мэрилина Мэнсона, начиная с имени, придумано не им, но в результате выходит неведома зверушка, отличный от суммы ингредиентов конечный продукт.

Лучшие клипы группы снимаются именно на песни с "Mechanical Аnimals" - "The Dope Show", где бесполого грудастого Мэнсона с обложки диска (потом он назвал этот образ "символом беспомощности") возят на каталке люди в масках, "I Don't Like The Drugs (But The Drugs Like Me)", где вокруг Мэнсона бегают люди с искусственными глазами, и "Coma White", где Мэнсон и Макгоуэн изображают чету Кеннеди (Мэнсона вообще волнует политика и убийства политиков в частности). В том же году Мэнсон пишет автобиографию, называя ее как одну из своих лучших песен - "Long Hard Road Out Of Hell", а в 1999-м группа выпускает свой первый концертник - "The Last Tour On Earth".

Концентрация мрачности и порочности стремительно увеличивается, и в 2000 году группа записывает свой самый концептуальный диск "Holy Wood", поделенный на четыре части: расчлененное на буквы имя "Адам", и каждой из букв соответствует заголовок типа "The Fallen" или "The Androgyne". Что все это значит, никто внятно до сих пор не объяснил. Группа ограничилась заявлениями, что, дескать, "Адам - первый человек" (кто бы мог подумать). Зато Мэнсон ни с того ни с сего объявляет альбом завершением трилогии, начатой, оказывается, в 96-м году диском "Antichrist Superstar" и продолженной "Mechanical Animals" в 98-м. После чего группа едет в тур с шоу "Guns, God & Government" (название взято из припева собственной "The Love Song" с последнего диска), в рамках которого и посещает Москву, зачисленную наконец в мировые рок-столицы.

The Third And Final Beast Marilyn Manson (это полный титул), как известно, любит детей и животных, а одно из самых ужасных его жизненных впечатлений - давний аборт его бывшей девушки. Он в хороших отношениях с родителями (отец ходит на его концерты в майке с символикой Marilyn Manson) и сожалеет, что часто грубил матери в детстве. Он не выносит сигаретного дыма и в каждом интервью говорит о вреде наркотиков. В отличие от Земфиры (с которой Мэнсона любопытно сравнить по степени надрывности, хотя он, конечно, работает искреннее) он регулярно пишет в свой форум на BBS, благодарит Америку за "чудесный прием" (7 ноября, в день выборов, Мэнсон поджег американский флаг на концерте в Атланте) и поздравляет фэнов с Рождеством. Каждое его послание заканчивается словом "love".

Складывается жутковатое впечатление, что человек все делает на полном серьезе. Мэнсон - это не только "я ненавижу себя и хочу умереть", но еще и "я ненавижу тебя/его/ее/их и хочу умереть". Или "я люблю и хочу умереть" - неважно чувство, важно его наличие. Фраза "I'm dying" присутствует в мэнсоновских текстах всю дорогу и с самого начала - все двенадцать лет, что он занимается музыкой. Процесс dying явно затянулся, но публичные кровопускания - не столько элемент шоу, сколько воззвание к новому поколению. Мэнсон хочет быть концентрацией зла и при этом жертвенным агнцем, он жертвует собой во имя человечества, которое он считает mechanical animals. Он просит на концертах плевать в него - только чтобы люди поняли, что на свете нет кумиров, и поверили наконец в себя. Раз красота Христа не спасла мир, это сделает уродливость Мэрилина Мэнсона.

Все вдохновители ММ - и Оззи Осборн, чьи дети, кстати, учатся в католическом колледже, и Элис Купер, и Игги Поп, и Дэвид Боуи (имя им легион) - остались собой: смывая грим, они, как правило, становились нормальными людьми и не искали крыс по углам гримерки, чтобы их сожрать. Мэрилин же Мэнсон - одна из немногих фигур, чей сценический имидж в конце концов съел реального человека. Сюжет для моралите: Брайан Уорнер хотел быть собирательным образом, хотел сочетать в себе людские пороки, разбавляя их людским представлениями о красоте, - и не остановился вовремя, окончательно став Мэрилином Мэнсоном. Смотрите, детки, и никогда так не делайте.

Мур Соболева, 23.02.2001