статья Мамонов и его мыши

Матвей Масальцев, 02.03.2004
Петр Мамонов. Фото с сайта www.seesaw.ru

Петр Мамонов. Фото с сайта www.seesaw.ru

Мамонов – беззащитное существо. "Я зелененький, маленький неизвестно кто", - говорит он сам. Только что на сцене драматического театра имени Станиславского закончился прогон спектакля "Мыши, Мальчик Кай и Снежная королева". Несколько минут назад Мамонов делал нелепые телодвижения, съеживался и в любую минуту мог потерять равновесие. Теперь он сидит на стуле и разглагольствует в своей известной всем манере: откровенничает, остроумничает и загадочно обрывает фразы.

Спектакль поставил не он, это сделали Сергей Лобан и Марина Потапова из студии "СВОИ 2000". Они же, кстати, сняли еще фильм "Пыль" с Мамоновом в одной из главных ролей. Выйдет ближе к лету.

"Мыши, Мальчик Кай и Снежная королева" - действо, придуманное на музыку Мамонова, а не наоборот. Взяли два альбома - "Мыши" и "Зелененький", - и сочинили два отделения. Идея – показать известную историю глазами Кая, о переживаниях которого, как известно, в сказке Андерсена не сказано почти ничего.

Трудно сказать, насколько сочетаемыми оказались сценарий с одной стороны, а музыка и либретто – с другой. "Искать в этом какой-то смысл – бессмысленно, - согласился Мамонов. - Мы не думали головой, мы как-то другими частями тела думали". Трудно так с ходу объяснить, зачем в спектакле персонаж Яйцо, треснувшее к тому же. (Постановщики рассказали туманную историю о том, что Яйцо заменило некоего другого персонажа, который во время репетиций сошел с ума). Чуть проще – история с мышами, которых не видно на сцене. Они - "мысли, которые в голове лазают".

Но не в этом, как ни странно, суть. Все персонажи талантливо передвигаются по сцене. И Кай, насквозь пробитый куском льда, и прекрасно танцующая Снежная Королева, и даже Яйцо со своей трещиной. Однако их мысли, их история, их внутренний мир – это Мамонов с его завываниями и всхлипами, которые производятся под минималистичную гитарную музыку. Все они – артисты его клипа, или, если угодно, перфоманса.

Все они крутятся вокруг центра, центр – Мамонов. А он, в свою очередь – тот самый, кто может пересказать Андерсена с другой точки зрения. В конкурсе на право выразить чувства девочки-героини, спасающей мальчика, выстроится огромная очередь желающих: от Тома Круза до Маши Распутиной. Кай – совсем другое дело. Это забитое существо с кусками льда в сердце и в глазах. А Петр Николаевич Мамонов – самое говорливое и честное из забитых и беззащитных существ.

Матвей Масальцев, 02.03.2004