статья Дух синтипопа

Матвей Масальцев, 01.11.2003
Группа Camouflage. Фото с сайта mediagrant.com

Группа Camouflage. Фото с сайта mediagrant.com

Был бы я российской группой, - ни за что не согласился бы "разогревать" западных звезд. Какой тут престиж?! Срам один. Каждый раз, когда наши выступают вместе с ненашими, видна такая разница в качестве, что я – российская группа – забросила бы свои инструменты куда подальше.

Отцов немецкого синтипопа Camouflage на вчерашнем московском концерте разогревала "Технология". Отцы русского синтипопа, кстати. Кроме этого почетного статуса коллективы объединяет еще одно обстоятельство: и тех, и других в былые годы называли вариациями на тему Depeche Mode. Остальное лучше не сравнивать.

Сегодня "Технология" хороша лишь как объект ностальгии. Появление на сцене группы, о которой с середины 1990-х почти ничего не слышно, вызвало исключительно сентиментальные чувства. "Странные танцы" да "нажми на кнопку" - как это было давно, как мило. И никто бы не заметил, что мелодии скорее слащавы, чем красивы, что движения "под Дейва" топорны, что многие песни элементарно не доведены до ума. Однако потом в Горбушке играли ребята из Camouflage, - и все встало на свои места.

Немцев тоже есть за что упрекнуть. Я задал на пресс-конференции несколько обидных вопросов. Например - о консервативности их звучания. Да, у группы были отступления от традиционного синтипопа – то в сторону эмбиента, то в сторону живой музыки. Однако эти эксперименты не стали определяющими, и отличить альбом 2003 года Sensor от того, что было в конце 1980-х, не так уж и просто. Быть может, поэтому успех Camouflage точно совпал с общей модой на синтипоп.
- Нам все равно, – ответил Маркус Мейн.
- Если вы чувствуете, что наша музыка консервативна – отлично! – добавил позже Хайко Майле. - Мы думаем иначе.

Для более развернутого ответа пришлось ждать концерта. Так вот – отличить классические хиты от последних вещей и впрямь непросто. Но лишь потому, что и то и другое звучит современно. Слава живым выступлениям, звуковым настройкам и всем, кто это делает. То, что происходило в ДК Горбунова, было действительно круто. Под некоторые ритмы хочется жить постоянно. Звуки действуют на тело и мозг так, что способность анализировать отпадает начисто.

"Ага - понял я наконец, - вот что значит выражение "дух Camouflage". Музыканты, в английском не особо сильные, этим словосочетанием объясняли чуть не все. И уникальность их – в spirit of Camouflage, и новый диск хорош тем, что там точно выражен spirit of Camouflage. Да и развалилась группа семь лет назад тоже неспроста – потеряли, понимаете ли, они spirit of Camouflage, записав единственный по-настоящему экспериментальный альбом Spice Crackers.

Еще один деликатный вопрос – "депешовость". Вокалист Маркус Мейн похож на Дейва Гэана и движениями, и голосом. И вообще группу не зря любят поклонники DM – влияние британцев очевидно.

- В первую очередь, - говорит Хайко Майле как ни в чем не бывало, - мы думаем, что Depeche Mode – одна из величайших групп на Земле. А Мартин Гор – великолепный автор песен. Честь для нас, что сравнивают с этой командой. Вот когда мы были моложе, в начале нашей карьеры, мы куда более агрессивно относились к таким сравнениям. Но сейчас стали старше и мудрее.

Концерт – не студийная запись. В Горбушке выяснилось, что схожесть – скорее следование общим тенденциям, нежели сознательное копирование. Вспомнилось, что у самих DM по-настоящему синтипоповых альбомов не более трех. Что первые свои вещи Camouflage писали тогда же, когда начинали Depeche Mode. Иначе говоря, о плагиате говорить некорректно. Вот как очаровали немцы своим выступлением.

Теперь ждем еще одних классиков синтипопа – в субботу и воскресенье московскими концертами свой тур по СНГ завершает A-ha. Норвежцам, наверное из-за того, что их музыка более поп, чем синти, достался Кремлевкий дворец. Еще они записали песню на русском языке. Снова ждем очарования.

Матвей Масальцев, 01.11.2003