статья Инфернальный трэш

Георгий Мхеидзе, 30.09.2002
http://www.nina-hagen.com/pages/air/gallery/img/fish.jpg

http://www.nina-hagen.com/pages/air/gallery/img/fish.jpg

Интерпретация общепризнанной классики – дело по определению небезопасное. Особенно когда речь идет о произведениях, канонизированных как на житейско-бытовом (типа школьной программы по литературе), так и на эзотерическом уровне. Тем более в том случае, когда текст, выдержавший проверку временем и, так сказать, Традицией, интерпретируется при помощи вневизуального искусства. Вот, скажем, хотим мы положить на музыку "Божественную комедию". Главное тут – не переборщить с доступностью: дантовский текст если и кажется простым, то только по причине безупречности и некоей идеально сбалансированной "прозрачности". "Только сознание, безрелигиозное, как трактор или прокатный стан, может полагать, что "Божественную комедию" мы в силах исчерпать, толкуя ее как сумму художественных приемов, политической ненависти и поэтических фантазий", - предостерегал в "Розе мира" Даниил Андреев. И замечал далее: "Нужно учиться отслаивать примесь, внесенную в эту картину ради требований художественности либо вследствие аберраций, присущих эпохе, от выражения подлинного трансфизического опыта, беспримерного и потрясающего".

К чему я все это? А вот к чему: когда группа, играющая абстрактную электронику 10 лет, неожиданно для всех берется за переосмысление психоделии 60-х как в этом году сделали The Future Sound Of London), это можно отнести к категории более или менее интересных музыкальных курьезов. Но когда отцы-основатели синтезаторного эмбиента с 30-летним стажем неожиданно как для собственных поклонников, так и для ни в чем не повинных посторонних меломанов вдруг выпускают, что называется, на голубом глазу и полном серьезе, предельно амбициозную оперную версию дантовского "Ада", хочется схватиться за пистолет, как и положено экзистенциальному панку при всяком соприкосновении с высокой Культурой. При всем уважении к ветхим шедеврам великовозрастных немцев (вроде классических альбомов 70-х Atem или Electronic Meditation), ни к помпезному хоровому пению под дешевые синтезаторные струнные, ни к сомнительной культурологической ценности спекуляциям в буклете диска ("Вергилий олицетворяет разум, пробуждающийся в наделенной индивидуальностью личности") относиться хоть с минимальным уважением просто невозможно.

Вы хотели знать, как в век минимализма будет звучать Tangerine Dream, если удалить из него все лишнее? Отвечаем: чудовищно. Конечно, заполучив собственный лейбл (как это случилось с семейством Фрезе 4 года назад), трудно удержаться от графоманского искуса штамповать по 8 дисков за год. Все мы люди. Но не придумать для 70-минутной концептуальной работы ни единой запоминающейся после прослушивания мелодии – это все же too much. Для интересующихся археологией сообщаем, что самым интригующим элементом дизайна обложки классиков являются собственно фотографии папы и сына Фрезе, выглядящих уже совершенно в духе другого великого тевтонца - Томаса Андерса. При таком сходстве прически, поз и выражения лиц стоит ли удивляться, что и качество музыки практически совпадает? Как верно заметили современники Данте (настоящего, а не выхолощенного Tangerine Dream), "as above, so below".

Напоследок позволю себе заранее анонсировать два грядущих осенних концерта, одно только знание о которых способно развеять ощущение легкого ужаса, в кое впадаешь после воистину адского Inferno. 11 октября в "Джусто" выступает французский пост-блюзмен Жан-Ив Приер, более известный под псевдонимом Кид Локо. Создатель хип-хоп проектов Mega Reefer Scratch и Catch My Soul, владелец лейблов Bondage и Royal Belleville - артист, заслуживающий после прошлогоднего альбома с впечатляющим названием Kill Your Darlings особого внимания: человек, у которого на губной гармошке играет сам Джей Джей Йохансон, оплакивать бесцельно прожитые минуты умеет вполне профессионально. А 14 октября день рожденья клуба Б2 приедет отмечать мать-героиня панка Нина-Катарина Хаген с первым и единственным концертом в Москве. Как ни странно, давки на концерте 47-летней панкессы, судя по всему, не будет: организаторы клянутся, что в продажу поступит строго 500 билетов. Так что поклонникам фильма "Ча-Ча" и альбома NonSexMonkRock лучше поторопиться, чтобы своими глазами увидеть женщину, заявлявшую, что "поверила в божественное начало в людях после того, как увидела НЛО на четвертом месяце беременности", а родившуюся после этого события дочь назвала Космой Шивой. Судя по всему, панк и вправду бессмертен - или, во всяком случае, способен к реинкарнации.

Георгий Мхеидзе, 30.09.2002