статья Х.. антитеррору

Матвей Масальцев, 26.01.2006
Матвей Масальцев

Матвей Масальцев

Авторы позднесоветских книжек по истории западной рок-музыки писали почти одно и то же. Мол, возникла эта музыка и движение вместе с ней как акт социального и даже политического протеста. Потом адаптировал рокеров шоу-бизнес, и стали они покладистыми и аполитичными. И тогда возник анти-рок – панк. Ну и так далее.

Концепция примитивная, но посыл в чем-то верный. Когда вам не платят за громкую игру на гитарах и длинную прическу, бацать можно еще громче, а волосы растить длиннее, потому что на гонораре это никак не скажется. И бунтовать против буржуев – святое, ведь они не принимают ваши демо-записи. Совсем другое дело, когда песни карабкаются все выше по хит-парадам, а на ваше выступление может заглянуть королева. Теперь вы трижды посоветуетесь с продюсером, чтобы учесть пожелания публики. Потому что на гонораре это очень даже скажется. Однако все это – законы шоу-бизнеса, политика здесь почти ни при чем. И если сытому музыканту не нравится война в Ираке, он так и скажет.

В Советском же Союзе запрещали не продюсеры со своим представлением о том, что "хавает пипл", а чиновники. И потому выглядели рокеры борцами с системой. Когда же система разрешила их концерты, стали рокеры "аполитичными". Не все конечно, но большинство.

Впрочем, при этом участвовать в политических акциях российский шоу-бизнес совсем не брезгует. Зюганов выступал с ансамблями народного творчества, молодые демократы с рокерами да попсой, а Борис Николаевич – с любыми, даже зарубежными коллективами. В разгар очередной предвыборной кампании я спросил у одного уважаемого музыканта: "Вот если бы вас ангажировал не Иванов, скажем, а Петров – согласились бы?" Уважаемый музыкант замялся, призадумался.

На этой неделе был скандал с группами "Би-2" и "Сплин". Они отказались участвовать в акции "Россия без фашизма, войны и насилия", которую организует оппозиция. Говорят – из-за негласного договора с "Единой Россией". Продюсер обеих групп Александр Пономарев, а по совместительству глава финансируемого правительством фонда "Наше время" заявил, что никакого соглашения с партией власти нет. Однако участвовать в этом концерте, по его мнению, "неэтично". Этот господин считает, что оппозиция просто "делает себе пиар".

Речь идет об СПС, который занимается непосредственной организацией концерта. В общем-то, это естественно – отказаться выступать под флагом партии, взглядов которой не разделяешь. Однако еще несколько лет назад, в последнюю думскую кампанию, "Сплинов" называли лучшими друзьями СПС. Да и "Би-2" активно участвовали в акциях "правых". Зато потом эти группы вместе со своим продюсером были среди гостей Владислава Суркова. Одни источники говорят, что замглавы администрации беседовал с музыкантами об оранжевых настроениях, другие - что Кремль особо беспокоит безвкусица в телевизоре и на сцене.

Я, конечно, свечку не держал, но как бы все и так понятно.

И если у "Сплина" в случае с антифашистской акцией есть стопроцентное алиби (17 февраля, в день этого концерта, у группы начнутся давно запланированные гастроли в Америке), то "Би-2" 12 и 23 февраля выступают в Москве.

Музыкант, конечно, не обязан выдвигать политические лозунги. Однако дело в том, что наш шоу-бизнес вовсе не аполитичен. Просто российские музыканты и продюсеры следуют не своим убеждениям, а политической конъюнктуре. Такая у нас страна, что они, как, впрочем, и другие бизнесмены, слишком зависят от чиновников. На продаже дисков музыкант у нас не заработает, большую часть продукции производят пираты. Основной доход – от концертного "чеса". Конечно, случаев отмены концертов у нас не так много, но и политически неблагонадежных музыкантов тоже не густо. А так ведь могут и за название долбануть, как это было уже с "Питерским Майданом".

Или вот другой случай. Есть такая забавная группа "Беломорс", которая отметилась веселой песней "Владимир П***тин". Этот коллектив прошлым летом пригласили на одно из оппозиционных мероприятий у здания на Лубянке. По свидетельству организаторов, коллектив пришел. Однако, оглянувшись, заявил, что "ему стремно", и отправился домой.

У оппозиции стремно, а у "Наших" – куча денег и возможностей. Выбирайте.

Вот западные артисты – буржуазные, сытые, довольные, шоу-бизнесом адаптированные и миллионы пластинок продающие – вот они пусть и выступают с политическими призывами. Их-то концерты не запретят, разве что они совсем уж экстремистами окажутся. Не верю, что Боно, Леннон или Мадонна получали специальный "заказ" от своей британской и американской оппозиции. Пусть и сожрал их злобный шоу-бизнес, политически они вполне самостоятельны.

Вот и "Татушки" наши, приехав в США в самый разгар антивоенной кампании тамошних звезд, тоже написали на своих футболках "Х.. войне". Всем очень понравилось. А для надписи "Х.. антитеррористической операции в Чеченской Республике", видать, места просто не осталось.

Матвей Масальцев, 26.01.2006


новость Новости по теме