статья За графа против всех

Яков Кротов, 23.11.2010
Яков Кротов. Фото Граней.Ру

Яков Кротов. Фото Граней.Ру

Какая же парткомовщина все эти рассуждения о том, что "Церковь не имеет права", "Церковь не имеет возможности" признать Толстого членом Церкви. Ну как же - Толстой прямо сказал, что он не член Церкви! То ли дело мы - мы прямо сказали, что мы члены Церкви!


Комментарии
User milites__victriх, 23.11.2010 09:53 (#)

"Библия начинается с Авраама, который уходит из своего отечества, встречается с Богом Библии. Не ушел бы - не описал бы, да и не встретил бы. "

Однако. Своеобразный священник, оказывается, автор текста. Неординарный я бы сказал, с фантазией.

"Нельзя быть гением в творчестве и нулем в религии"

Это с фига-бы, простите? Ну то есть творческая личность конечно может себе нафантазировать чего душе угодно, это пожалуйста. Только выдавать эти свои фантазии за религию общепринятую и каноническую -- несколько глуповато. Жуткие наши обскуранты такого не потерпят. И не только наши. Вообще никакие. Церковные институты как-то не приветствуют фантазирование мирян на тему.

Занятный священник, однако :)

User d44yuriy, 23.11.2010 19:36 (#)
10546

Великий и "победоносный" богослов смело берется судить

каких-то там Толстых и Кротовых. И правда, кто они такие? То ли дело наши полковнико-патриархи. Вот это - истинные "пастыри". И "церковные институты как-то не приветствуют фантазирование мирян". Это точно. В Средние Века уже за чтение Библии мирянина вполне могли потащить на костер.

User trozkist, 23.11.2010 10:19 (#)

Попы такие попы

Коллеги тех, кто устанавливал на колокольнях пулемёты для расстрела рабочих демонстраций, теперь пеняют большевикам за революционное насилие. И после 20 лет религиозного мракобесия им ещё хватает наглости обвинять коммунистов в том, что они сами говорят о Толстом. Дескать, воспитали нас так. Видна хорошая школа богословия, ага. Православие головного мозга всё-таки неизлечимо, даже у "либеральных священников".

User milites__victriх, 23.11.2010 10:26 (#)

"либеральных священников"

Интересный анамнез, надо полагать, у пациента.
Надо бы собрать :)

User russivan026, 23.11.2010 10:22 (#)

так нельзя было отлучить Толстого от Церкви.

Была констатация факта:
"...Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею."
Представим себе, что некто, известный в мире член КПСС, в своих публичных заявлениях говорит о непризнании догматов марксизма-ленинизма, хулит святую троицу (Маркса, Энгельса, Ленина), но из партии не выходит и партбилет сдавать не намерен. И что с таким "диссидентом" делать?

User milites__victriх, 23.11.2010 10:24 (#)

Да зачем тут КПСС?
Наших либералов взять: чуть малейший уклон -- клеймят позором. Даже за мыслепреступление клеймят. Так что к церкви уж какие претензии. Ей по смыслу своего существования надо быть консервативным институтом.

User sloneg, 23.11.2010 15:07 (#)

правильно, и ничего так не мешает церкви, как иисус. если бы он пришел снова, то его бы тоже отлучили от церкви, или распяли как религиозного экстремиста

Vip sfrandzi, 23.11.2010 16:51 (#)
450

Ваня, автор имел в виду Церковь Христову, а не общественно-государственную институцию, именующую себя РПЦ. Разницу понимать надо. Кстати, даже если проводить аналогии с КПСС, то настоящие марксисты как раз исключались за свои марксистские убеждения из КПСС и отправлялись в лагеря.

User d44yuriy, 23.11.2010 19:40 (#)
10546

Дело в том, что Ванюша, следуя указаниям Алеши, а потом Кирюши,

вообще отождествляет Христову Церковь с Московской париархией, т.е. с церковным филиалом Кремлевского правительства (так было, по крайней мере, начиная с Петра 1, и до сих пор). Все остальное для них - от дьявола.

User bravo, 24.11.2010 06:33 (#)

Серьезная тема - Лев Толстой, однако

не даром бригадники выставляют по ней уже на двух ветках свой лучший тандемчик - "ироничного интеллектуала" витрякса и неукротимо-тупого ваньку

User graail, 23.11.2010 15:12 (#)

Николай -2 отрекся от трона, помазаник бога на земле, пострелял своих граждан ,посмевших обратиться к нему,дал возможность большевикам взять власть......Но это церкви не помешало сделать из него святого.....С Толстым же церковь принципиально разобралась. Раз и на всегда. Странная не последовательность. Церкви нужен ельцин, путин, медведев, а Толстой нет..... Ну чтож каждый делает свой выбор, плохо если выбор предопределен деньгами, а вовсе не верой.

User barabanych, 23.11.2010 17:45 (#)

Толстой как личность немножко необычного масштаба существо и крите

Очень странная у Кротова логика, а вернее - отсутствие оной. Если Бог не личность, то требовать или не требовать от Него доказательства доброты и красоты просто дико (по крайней мере в иудео-христианском понимании). Но меня утверждение "Библия начинается с Авраама, который уходит из своего отечества, встречается с Богом Библии. Не ушел бы - не описал бы, да и не встретил бы." заставляет усомниться, что Кротов вообще хорошо знаком с текстом Писаний. Потому что Бог сначала призвал Аврагама, т.е. встретился с ним, а уж потом Аврагам ушёл из Ура Халдейского. В таком же плане выглядят и некоторые другие его утверждения.

User d44yuriy, 23.11.2010 22:51 (#)
10546

Следует знать, о чем пишешь, дорогой Барабаныч.

Цитаты из "Бытия":
11.13: И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
Уже после этого,
12.1: И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе.

Так что все же Аврам сначала покинул Ур, а уже потом Господь обратился к нему.

Это "заствляет усомниться" в Вашей осведомленности о содержании Библии.

User lightoflife, 23.11.2010 19:08 (#)

Был ли Толстой мистиком?

Мистик? Думаю - все же нет. Для мистика многие толстовские вопросы не были бы вопросами. Мистик знал бы на них ответы до того, как эти вопросы поставил - и о личности Бога, и о Троице, и даже о духовной ничтожности церкви... Мучительный внутренний поиск и находки Толстого - это не поиск мистика. Мистический поиск имеет совсем иную методологию. Поиск Толстого - это поиск честного интеллигента. И тем он так ценен. Его ответы не окончательны, но они создают ту платформу, с которой можно начинать дальнейшее Восхождение.

А вот значение его в русской религиозной мысли переоценить трудно. Толстой создал свое христианство, как много раз создавались разные христианства до него. И христианство Толстого было и остается созвучным современной жизни в отличие от всех прочих сегодня уже ветхих христианств. Противопоставлять Толстого другим русским религиозным философам я бы не стал. Конечно, у Толстого иной масштаб личности, чем у даже самых крупных из них. Конечно, почти все они учились на Толстом, и, стоя на плечах у гиганта, могли видеть и дальше. Но все они образуют единую культурную струю - струю русского богоискательства, в которой и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и множество менее хрестаматийных авторов образуют единство - единство, питающее и современный религиозный поиск.

User centrum, 23.11.2010 21:20 (#)

Яшку Кротова давно пора отлучать от церкви как и графа Толстого

Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству
Русские люди!

Хочу я вам показать безбожную личность Льва Толстого по последнему его сочинению, изданному за границей, озаглавленному: "Обращение к духовенству", т.е. вообще к православному, католическому, протестантскому и англиканскому, что видно из самого начала его сочинения. Не удивляйтесь моему намерению: странно было бы, если бы я, прочитав это сочинение, не захотел сказать своего слова в защиту веры христианской, которую он так злобно, несправедливо поносит вместе с духовенством всех христианских вероисповеданий. В настоящее время необходимо сказать это слово и представить наглядно эту безбожную личность, потому что весьма многие не знают ужасного богохульства Толстого, а знают его лишь как талантливого писателя по прежним его сочинениям: "Война и мир", "Анна Каренина" и пр. Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения. Я не преувеличиваю. У меня в руках это сочинение, и вот вкратце его содержание.

* * *
С привычною развязностью писателя, с крайним самообольщением и высоко поднятою головою Лев Толстой обращается к духовенству всех вероисповеданий и ставит его пред своим судейским трибуналом, представляя себя их судьею. Тут сейчас же узнаешь Толстого, как по когтям льва (ex ungut Leonern). Но в чем же он обличает пастырей христианских Церквей и за что осуждает? В том, что представители этих христианских исповеданий принимают как выражение точной христианской истины Никейский Символ веры, которого Толстой не признает и в который не верит, как несогласный с его безбожием.

Потом обличает пастырей в том, что предшественники их преподавали эту истину преимущественно насилием (наоборот, христиан всячески гнали и насиловали язычники и иудеи, откуда и явилось множество мучеников) и даже предписывали эту истину (канцелярский слог) и казнили тех, которые не принимали ее (никогда не бывало этого с православным духовенством). Далее Толстой в скобках пишет: миллионы и миллионы людей замучены, убиты, сожжены за то, что не хотели принять ее (попутно достается и православному духовенству). В словах Толстого очевидны явная клевета и совершенное незнание истории христианской Церкви.

Слушайте дальше фальшивое словоизвержение его: средство это (т.е. принуждение к принятию христианской веры пытками) с течением времени стало менее и менее употребляться и употребляется теперь из всех христианских стран (кажется!) в одной только России.

Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на ее правительство!.. Да если бы это была правда, тогда Лев Толстой давно бы был казнен или повешен за свое безбожие, за хулу на Бога, на Церковь, за свои злонамеренные писания, за соблазн десятков тысяч русского юношества, за десятки тысяч духоборов, им совращенных, обманутых, загубленных. Между тем Толстой живет барином в своей Ясной Поляне и гуляет на полной свободе.

Далее Толстой нападает на духовенство. Знаете ли за что? За то, что оно внушает церковное учение людям в том состоянии, в котором они не могут (будто бы) обсудить того, что им передается; тут он разумеет совершенство необразованных рабочих, не имеющих времени думать (а на что праздники и обстоятельные внебогослужебные изъяснительные беседы пастырей?), и, главное, детей, которые принимают без разбора и навсегда запечатлевают в своей памяти то, что им передается. Как будто дети не должны принимать на веру слово истины.

Слушайте, слушайте, православные, что заповедует духовенству всех стран русский Лев: он пресерьезно и самоуверенно утверждает, что необразованных, особенно рабочих и детей, не должно учить вере в Бога, в Церковь, в таинства, в воскресение, в будущую жизнь, не должно учить молиться, ибо все это, по Толстому, есть нелепость и потому, что они не могут обсудить того, что им преподается, как будто у них нет смысла и восприимчивости, между тем как Господь из уст младенцев и сущих совершает хвалу Своему величию и благости; утаивает от премудрых и разумных Свою премудрость и открывает ее младенцам (Мф. 11:25), и от гордеца Толстого утаил Свою премудрость и открыл ее простым неученым людям, каковы были апостолы и каковы и нынешние простые и неученые или малоученые люди, да не похвалится никакая плоть, никакой человек пред Богом (1 Кор. 1:29).

Толстой хочет обратить в дикарей и безбожников всех: и детей, и простой народ, ибо и сам сделался совершенным дикарем относительно веры и Церкви по своему невоспитанию с юности в вере и благочестии. Думаю, что если бы Толстому с юности настоящим образом вложено было в ум и в сердце христианское учение, которое внушается всем с самого раннего возраста, то из него не вышел бы такой дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю. Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу. Отсюда проистекла его беззастенчивая, наивная, злая клевета на все вообще духовенство и на веру христианскую, на Церковь, на все священное богодухновенное Писание.

Своими богохульными сочинениями Толстой хочет не менее, если еще не более, как апокалипсический дракон, отторгнуть третью часть звезд небесных, т.е. целую треть христиан, особенно интеллигентных людей и часть простого народа. О, если бы он верил слову Спасителя, Который говорит в Евангелии: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18:6).

* * *
Пойдем дальше в глубину толстовской мнимой мудрости. Горе, сказано в Писании, тем, которые мудры в самих себе и пред собою разумны. Толстой считает себя мудрее и правдивее всех, даже священных писателей, умудренных Духом Святым, Св.Писание признает за сказку и поносит духовенство всех исповеданий христианских за преподавание Священной истории Ветхого и Нового Завета, почитая за вымысел сказание о сотворении Богом мира и человека, о добре и зле, о Боге, высмеивает все священное бытописание и первый завет Божий человеку о соблюдении заповеди, исполнение которой должно было утвердить волю первочеловеков в послушании Творцу своему и навсегда увековечить их союз с Богом, блаженное состояние и бессмертие даже по телу; вообще извращает и высмеивает всю дальнейшую Священную историю, не принимая на веру ни одного сказания.

Так, например, он говорит, что Бог, покровительствуя Аврааму и его потомкам, совершает в пользу его и его потомства самые неестественные (!) дела, называемые чудесами (Толстой не верит в них), и самые страшные (!) жестокости (это Бог-то милостивый, человеколюбивый и долготерпеливый), так что вся история эта, за исключением наивных, иногда невинных, часто же безнравственных сказок (!), вся история эта, начиная с казней, посланных Моисеем (не им, а Богом праведным и долготерпеливым), и убийства Ангелом всех первенцев их, до огня, попалившего 250 заговорщиков, и провалившихся под землею Корея, Дафана и Авирона, и погибели в несколько минут 14000 человек, и до распиливаемых пилами врагов (выходит, что слышал звон, да не знает где он: известно, что царь Манассия, беззаконный царь Иудейский, велел перепилить надвое пророка Исаию за его пророчество) и казненных Илией (пророком), улетевшим (!) на небо (не улетевшим, а вознесенным как бы на небо Божиим повелением на колеснице огненной конями огненными), несогласных с ним жрецов и Елисея, проклявшего смеявшихся над ним мальчиков, разорванных и съеденных за это двумя медведицами, – вся история эта есть (по Толстому) ряд чудесных событий и страшных злодеяний (Толстой, отвергая личного Святаго и Праведнаго Бога, отвергает и Его правосудие), совершаемых еврейским народом его предводителями и Самим Богом (!).

Вот вам воочию безбожие и хула Толстого на праведного, многомилостивого и долготерпеливого Бога нашего! Но это только цветки, а ягодки впереди.

* * *
Слушайте дальше, что говорит Толстой о Новом Завете, т. е. Евангелии. Вы, упрекает он духовенство всех вероисповеданий, передаете детям и темным людям (только детям и темным людям, а не всем интеллигентным?) историю Нового Завета в таком толковании, при котором главное значение Нового Завета заключается не в нравственном учении, не в Нагорной проповеди, а в согласовании Евангелия с историей Ветхого Завета, в исполнении пророчеств и в чудесах (и то и другое и все содержание преподается; Толстой не знает, что говорит, или намеренно извращает истину); далее Толстой в насмешливом тоне говорит о явлении чудесной звезды по Рождестве Спасителя, о пении Ангелов, о разговоре с дьяволом (в которого не верит, хотя он его истый отец. ибо сказано: Вы отца вашего дьявола есте (Мф. 8:44), о претворении воды в вино, хождении Господа по водам, о чудесных исцелениях, воскрешении мертвых, о воскресении Самого Господа и вознесении Его на небо (иронически говорит "и улетании его на небо"). Наконец, Лев Толстой договорился до того, что священные книги Ветхого и Нового Завета не удостаивает даже и названия сказки, а называет их "самыми вредными книгами в христианском мире, ужасною книгою". При этом невольно восклицаем: о, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны, отверзший уста свои на хуление богодуховного Писания Ветхого и Нового Завета, составляющего святыню и неоцененное сокровище всего христианского мира!

Да неужели ты думаешь, что кто-либо из людей с умом и совестью поверит твоим безумным словам, зная с юности, что книги Ветхого и Нового Завета имеют в самих себе печать боговдохновенности?

Да, мы утверждаем, что книги Ветхого и Нового Завета самая достоверная истина и первое необходимое основное знание для духовной жизни христианина, а потому с них и начинается обучение детей всякого звания и состояния и самих царских детей. Видно, только один Лев Толстой не с того начал, а оттого и дошел до такой дикости и хулы на Бога и Творца своего и воспитательницу его – Мать Церковь Божию.

* * *
Слушайте, что далее Толстой говорит о себе, конечно, а не о ком либо другом, потому что ни к кому не применимо то, что он разглагольствует. В живой организм нельзя вложить чуждое ему вещество без того, чтобы организм этот не пострадал от усилия освободиться от вложенного в него чуждого вещества и иногда не погибал бы в этих усилиях.

Несчастный Толстой: он едва не погибал в усилиях сделаться богоотступником и все-таки достиг погибели своей, сделавшись окончательно вероотступником! Слушайте далее нелепость его, чтобы убедиться, что Толстой в своей злобе на веру и Церковь клевещет на нее, подпадая влиянию сатаны. Вот его слова: "Какой страшный вред должны производить в уме человека те чуждые и современному знанию, и здравому смыслу, и нравственному чувству изложения учения по Ветхому и Новому Завету, внушаемые ему в то время, когда он не может обсудить" (на это есть вера, как доверие истине). На это отвечаю. Мы все с детства знаем историю Ветхого и Нового Завета и получили от изучения ее самое всеоживляющее, спасительное знание и высокое религиозное наслаждение. Толстой же по своему лукавству и увлечению безбожными немецкими и французскими писателями этого не мог испытать, ибо от дерзкого ума его Господь утаил Свою чистую премудрость.

Толстой подчиняет бесконечный разум Божий своему слепому и гордому уму и решительно не хочет верить, как в невозможное дело, в сотворение мира из ничего, во всемирный потоп, в ковчег Ноев, в Троицу, в грехопадение Адама (значит, и в нужду всеискупительной жертвы), в непорочное зачатие, в чудеса Христа, и утверждает, что для верующего во все сказанное требование разума уже необязательно и такой человек не может быть уверенным ни в какой истине.

"Если возможна Троица, – продолжает глумиться Толстой, – непорочное зачатие и искупление рода человеческого кровью Христа, то все возможно, и требования разума необязательны".

Слышите, христиане, как Толстой разум свой слепой ставит выше Бога и поелику он, Толстой, не может разуметь высочайшей тайны Божества – Троичности Лицами и единства по существу, то считает невозможным бытие самой Троицы и искупление падшего рода человеческого кровью Иисуса Христа. "Забейте клин, – говорит он, – между половицами закрома: сколько бы вы ни сыпали в такой закром зерна, оно не удержится. Точно так же и в голове, в которой вбит клин Троицы, или Бога, сделавшегося человеком и Своим страданием искупившего род человеческий и потом опять улетевшего (какое искажение Св. Писания!) на небо, не может уже удержаться никакое разумное, твердое жизнепонимание".

Отвечаю: Толстой точно вбил себе клин в голову – гордое неверие и оттого впал в совершенную бессмыслицу относительно веры и действительного жизнепонимания, извратив совершенно разум и его миросозерцание, и всю жизнь поставил вверх дном. Вообще Толстой твердо верит в непогрешность своего разума, а религиозные истины, открытые людям Самим Богом, называет бессмысленными и противоречивыми положениями, а те, которые приняли их умом и сердцем, будто бы люди больные (не болен ли сам Толстой, не принимающий их?).

* * *
Все сочинение Толстого "Обращение к духовенству" наполнено самою бесстыдною ложью, к какой способен человек, порвавший связь с правдою и истиной. Везде из ложных положений выводятся ложные посылки и самые нелепые заключения. Автор задался целью всех совратить с пути истины, всех отвести от веры в Бога и от Церкви, старается всех развратить и ввести в погибель; это очевидно из всего настоящего сочинения его.

На все отдельные мысли Толстого отвечать не стоит, так они явно нелепы, богохульны и нетерпимы для христианского чувства и слуха, так они противоречивы и бьют сами себя и окончательно убили душу самого Льва Толстого и сделали для него совершенно невозможным обращение к свету истины.

Не отвещай безумному по безумию его, – говорит премудрый Соломон, - да не подобен ему будеши (Притч. 26:4). И действительно, если отвечать Толстому по безумию его на все его бессмысленные хулы, то сам уподобишься ему и заразишься от него тлетворным смрадом. Но отвещай безумному по безумию его, – продолжает Соломон, в другом смысле, – да не явится мудр у себе (26:5). И я ответил безумному по безумию его, чтоб он не показался в глазах своих мудрым пред собою, но действительным безумцем.

Разве не безумие отвергать личного, всеблагого, премудрого, праведного, вечного, всемогущего Творца, единого по существу и троичного в Лицах, когда в самой душе человеческой, в ее едином существе находятся три равные силы: ум, сердце и воля по образу трех Лиц Божества?

Разве человечество не уважает в числах число три более всех чисел и чрез то по самой природе своей чтит Троицу, создавшую тварь?

Разве человечество не чувствует своего падения и крайней нужды в искуплении и Искупителе?

Разве Бог не есть Бог чудес и самое существование мира разве не есть величайшее чудо?

Разве человечество не верует в происхождение свое от одного праотца?

Разве оно не верует в потоп?

Разве не верит в ад, в воздаяние по делам, в блаженство праведных, хотя не все по откровению слова Божия?

Разве Толстому не жестоко идти против рожна?

Можно ли разглагольствовать с Толстым, отвергающим Альфу и Омегу – начало и конец?

Как говорить серьезно с человеком, который не верит, что А есть А, Б есть Б?

Не стоит отвечать безумному по безумию его.

Главная магистральная ошибка Льва Толстого заключается в том, что он, считая Нагорную проповедь Христа и слово Его о непротивлении злу, превратно им истолкованное, за исходную точку своего сочинения, вовсе не понял ни Нагорной проповеди, ни заповеди о непротивлении злу.

Первая заповедь в Нагорной проповеди есть заповедь о нищете духовной и нужде смирения и покаяния, которые суть основание христианской жизни, а Толстой возгордился, как сатана, и не признает нужды покаяния, и какими-то своими силами надеется достигнуть совершенства без Христа и благодати Его, без веры в искупительные Его страдания и смерть, а под непротивлением злу разумеет потворство всякому злу, по существу – непротивление греху или поблажку греху и страстям человеческим, и пролагает торную дорогу всякому беззаконию и таким образом делается величайшим пособником дьяволу, губящему род человеческий, и самым отъявленным противником Христу. Вместо того, чтобы скорбеть и сокрушаться о грехах своих и людских, Толстой мечтает о себе как о совершенном человеке или сверхчеловеке, как мечтал известный сумасшедший Ницше; между тем, что в людях высоко, то есть мерзость пред Богом.

Первым словом Спасителя грешным людям была заповедь о покаянии. Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: "Покайтеся, приближи бо се царство небесное", а Толстой говорит: "Не кайтесь, покаяние есть малодушие, нелепость, мы без покаяния, без Христа, своим разумом достигнем совершенства, да и достигли"; говорит: "Посмотрите на прогресс человеческого разума, человеческих познаний, литературы романической, исторической, философской; разных изобретений, фабричных изделий, железных дорог, телеграфов, телефонов, фонографов, граммофонов, аэростатов".

Для Толстого нет высшего духовного совершенства в смысле достижения христианских добродетелей – простоты, смирения, чистоты сердечной, целомудрия, молитвы, покаяния, веры, надежды, любви в христианском смысле; христианского подвига он не признает; над святостью и святыми смеется, сам себя он обожает, себе поклоняется, как кумиру, как сверхчеловеку. "Я, и никто кроме меня, - мечтает Толстой. – Вы все заблуждаетесь; я открыл истину и учу всех людей истине!" Евангелие, по Толстому, вымысел и сказка.

Ну, кто же, православные, кто такой Лев Толстой?

Это Лев рыкающий, ищущий кого поглотить. И скольких он поглотил чрез свои льстивые листки!

Берегитесь его.

Церковь Иоанна Богослова > Главная страница > Библиотека > Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству

User d44yuriy, 23.11.2010 23:00 (#)
10546

Отлучить от церкви всех неугодных - давняя мечта

всяких Иоаннов Кронштадтских, Алексиев да Кириллов Московских и прочих так называемых "пастырей", которые отождествляют Христианство с "Православием, Неограниченным Самодержавием и Русской Народностью" (из заявления Иоанна при вступлении в "Союз русского народа").

User makaronov2, 25.11.2010 07:43 (#)

Отлуч

Вот оно как, оказывается. По либерастическим понятиям, у церкви вообще не должно быть никаких прав, даже права решать вопрос о членстве!
Либералы лучше всех знают, кто христианин, а кто нет.
Они даже Библию иногда читают, не чаще раза в год, правда, не больше страницы за раз и не все.

User lightoflife, 24.11.2010 19:31 (#)

Чем велик Иоанн?

Автор этих слов - фигура в русской культуре и в истории церкви интересная. Интересен он, прежде всего, тем, что вся его жизнь - пример борьбы, порой успешной, порой неуспешной, с дьявольским огнем, клокотавшим в его груди. Человек, ведущий такую борьбу сознательно, уже велик. Но победы в этой борьбе он одерживал далеко не всегда. И данный текст - как раз пример сокрушительного поражения.

User bravo, 24.11.2010 06:40 (#)

Был ли Толстой мистиком?

А почему нет... просто он был не теософом в духе Блаватской или Рерихов. Он был мистиком именно уровня св.Августина и философом близким к неотомизму. Отсюда и странности в эстетических вкусах кстати -наезды то на Вагнера, то на Шекспира.

User lightoflife, 24.11.2010 19:24 (#)

О мистицизме Толстого

В отношении близости к неотомизму, можно согласиться. Но мистицизм блаженного Августина вызывает глубокие сомнения. Мистик - человек, которому духовные реалии открываются в непосредственном восприятии. Поэтому его мало мучают словесные построения - он понимает, что стоит за словами и что слова так неполно, неуклюже, беспомощно передают. И для Фомы, и для его современных последователей такое восприятие недоступно, хотя среди католиков были и великие мистики. Блаватской и Рерих было знакомо мистическое познание реальности, но из мистиков, говорящих на русском языке в последние 200 лет, сначала все же припоминается иное имя - Серафим Саровский.

Гений Толстого, конечно, открывал ему возможности сверхчувственного восприятия. Но в силу определенной психической конституции (и конечно, культуры - он был человеком своего времени), это восприятие, хотя иногда и очень глубокое, было все же довольно ограниченным. Поэтому его критика церкви, хотя и очень точна, но не исчерпывающа.

User leovid, 28.11.2010 11:20 (#)

Совершенно с вами согласен. Хотел написать об это-же другими словами но вы меня опередили.

User mezenat, 23.11.2010 23:08 (#)

Вера и суеверия.Толстой верил в Бога .Жив Бог Толстого и мертва вера в догмы.

"Какой страшный вред должны производить в уме человека те чуждые и современному знанию, и здравому смыслу, и нравственному чувству изложения учения по Ветхому и Новому Завету, внушаемые ему в то время, когда он не может обсудить"

Толстой ближе к Богу чем юродивый Иоан Кронштадский

User bravo, 24.11.2010 06:44 (#)

несомненно

более того писания разного рода кронштадских ясно показывают что у ранних большевиков все же было в своем роде верное якобинское чувство большого стиля, раз конкретно занялись в первую очередь этими "пастырями"

User makaronov2, 25.11.2010 07:29 (#)

Жив Бог Толстого

Што такое "Бог Толстого"? даже интересно.

User makaronov2, 25.11.2010 07:37 (#)

Толстой ближе к Богу чем юродивый Иоан Кронштадский

Ну, Кронштадтский-то чудотворец, а Толстой всего лишь писатель многотомный.

User barabanych, 24.11.2010 00:36 (#)

Это "заствляет усомниться" в Вашей осведомленности о содержании Библии.

Вы правы, перепутал. Уважение. Кстати, перепутали стихи и Вы.

User barabanych, 24.11.2010 00:41 (#)

Внебиблейская же легенда (кажется, из Талмуда, не помню точно)

Уважаемый Shunra, есть такой мидраш, очень старый. Но там чуть по-другому. Это Аврагамов отец торговал идолами но Аврагам считал, что это грех, потому Бог и избрал его.

User valdi, 24.11.2010 01:06 (#)

Когда

топливо у насилия и тьмы не закончится, ибо само насилие и тьма есть необходимое условие определения добра. Тау уж устроен мир.

User bravo, 24.11.2010 06:50 (#)

Это смотря как понимать "добро"

Есть общеавраамическое его понимание (конечный суд-воздаяние/возрождение)), есть христианское (итоговая оценка-воздаяние -конечная оценка-возрождение/смерть). а есть например даосское -инь/янь и первоэлементы. так что вам видимо просто в другую дверь

User wldmr, 25.11.2010 01:12 (#)
2911

Толстой прямо сказал, что он не член Церкви! Толи дело мы... - мы члены Церкви! Как будто всё дело в прямоте сказанного, ...

На эту тему и одна из моих любимых притч из Евангелия от Матфея, очень актуальная в наше время и имеющая прямое отношение к церковности или не церковности Л.Н.Толстого и некоторых людей, называющих себя воцерковленными.
- Глава 21, Иисус разговаривает в храме со старейшинами и первосвященниками: - "А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел." Матфей 21, 28-30.

Первый сын это и есть живой ищущий человек, может быть и блудный, но следующий духу, а не букве веры. А второй внешне благополочный человек, но не имеющий веры, да ещё и думающий, что может обмануть Отца в своем безверии. Недаром Иисус потом говорит первосвященикам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие, ибо веры в них больше.

Веру нельзя измерять внешней, показной святостью и благочестием, об этом притча, она должна быть внутри человека. Уход Толстого из дома и говорит о его глубокой вере, которой, быть может, не было у многих православных священиков.

User mudrlant, 29.11.2010 07:57 (#)

Хотел написать "блестяще!",но ведь автор о другом пишет.И все-таки,давно не читал такого точного литературоведческого текста о Толстом и его противниках,о его вере и его православных гонителях.Спасибо автору.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: