Vip arjakovsky: Блог


Время миротворчества

Vip Антуан Аржаковский (в блоге Свободное место) 12.10.2018

47094

Как отметил в Париже 11 октября Петер Вагнер, руководитель брюссельской группы по поддержке Украины, "Евросоюз с 2014 года поддерживает украинские реформы, выделяя 100 миллионов евро в год". Брюссель поддержал затеянные украинскими властями реформы в области борьбы с коррупцией, децентрализации, судебной системы. Но до сих пор не было никакого финансирования миротворческих инициатив.

Это кажется парадоксальным, ведь очевидно, что политическая ситуация в Украине в любой момент может опрокинуться - или из-за войны, которую Россия ведет в Донбассе (это отнимает у Украины по 5 пунктов ежегодного прироста ВВП), или из-за усталости большинства украинского населения, чья покупательная способность неуклонно снижается с 2014 года. Можно подумать, что ЕС считает свершившимся фактом либеральную европеизацию Украины и не видит смысла в том, чтобы дать ее населению надежду и инвестировать в мирные инициативы. Это близорукий расчет, особенно если учесть, что по всей Центральной Европе мы наблюдаем подъем движений, ностальгирующих по прошлому. А финансирование миротворчества в течение нескольких лет едва ли обойдется дороже, чем десятая часть стоимости одного танка.

Многие украинцы не верят в возможность мира. После того как в 2018 году Колледж Бернардинцев создал комиссию "Правда, справедливость и примирение" между Россией и Украиной при посредничестве Европейского Союза, нас уже не раз упрекали в том, что мы затеяли наивный и бесперспективный проект. Кажется, украинцы думают, что говорить о мире, политическом или церковном, можно только с президентом Путиным или патриархом Кириллом, - но миф о всемогуществе этих двух персонажей навязан российской пропагандой. На самом деле пример с падением нацистского режима и франко-германским примирением показывает, что мирным строительством надо заниматься уже сейчас. Независимые и храбрые историки еще в 1935 году начали работать с мифами о национальной исключительности, противопоставлявшими Францию и Германию. Без этой работы Робер Шуман не смог бы запустить в 1950 году проект Сообщества угля и стали, объединивший вчерашних врагов.

Многие русские тоже совершенно не верят в возможность мира. Российским народом овладела какая-то обреченность, которую поддерживает лживое богословие в исполнении РПЦ Московского патриархата и эффективно подхватывает госпропаганда. Это привело к тому, что россияне пассивно и трусливо усвоили самые одиозные мифы официальной пропаганды о России в кольце врагов, о вечно враждебном украинце-бандеровце, о давних попытках Ватикана подчинить себе "святую православную Русь, третий Рим" и так далее. Но история международных отношений говорит о том, что чем охотнее народы отказываются от свобод, чем больше они позволяют задурить себе голову шовинистскими, пессимистическими, ложными дискурсами, тем больше они становятся жертвами собственной беспомощности. И наоборот, движения мирного сопротивления в XX веке побеждали: вспомним Махатму Ганди, Нельсона Манделу, Андрея Сахарова...

Инвестировать в миротворчество - значит строить надежное будущее. Это не значит быть наивными или немедленно простить соседей-агрессоров. Это значит верить в способность человека побеждать страх. Понимать, что мир всегда возможен, если энергично и искренне вести диалог с теми, кто открыт, компетентен, легитимен, уважаем и способен приводить свои поступки в соответствие со своими убеждениями.

Церковный мир между Украиной и Россией возможен



Второй семинар комиссии "Правда, справедливость и примирение между Россией, Украиной и Европейским Союзом" состоялся в Киеве 2-3 октября 2018 года. Обсуждение состоялось в Институте святого Фомы Аквинского, в Открытом православном университете Святой Софии-Премудрости при участии коллег из Колледжа Бернардинцев, Центра святого Климента, Общества "Мемориал", Киево-Могилянской Академии, Украинского католического университета при поддержке организации "Дело востока" и ОБСЕ.

Российская военная агрессия против Украины длится уже более четырех лет, ежедневно унося жизни не только военных, но и мирных жителей.

Участники семинара рассмотрели тему "Церкви, война и мир" и конфликты между Церквями России и Украины, в том числе в контексте их отношений с Римом и Константинополем.

Следуя евангельским заповедям, Церкви призваны быть миротворцами между враждующими сторонами и государствами. Выполнение этой задачи невозможно без стремления говорить нелицемерную правду языком, понятным обществам по обе стороны конфликта.

Мы с сожалением вынуждены констатировать, что Русская Православная Церковь в полной мере разделяет ответственность за формировании идеологии конфрантации и нежелание принять суверенную украинскую государственность и украинскую нацию.

Однако в ситуации, когда официальные представители РПЦ, как в России, так и в Украине, не желают вести равноправный диалог с украинской стороной, эту ответственность берут на себя христиане, как верные Церкви Христовой и представители гражданского общества.

Сознавая свою ответственность за будущее наших народов и церквей, мы призваны использовать все возможности для диалога, с верой, что путь к примирению и стабильному миру лежит через совместный поиск правды и справедливости.

В ходе обсуждения непростых и противоречивых фактов истории наших Церквей, мы пришли к согласию по следующим пунктам:

1. Предоставлении канонической автокефалии Православной Церкви Украины является естественным результатом ее тысячелетнего развития.

Такое решение в современной ситуации продиктовано заботой о церковном единстве православных Украины. Это даст возможность творческого развития Киевской традиции христианской открытости, многообразия и истинного пастырского служения своему народу.
Вместе с тем, тем верующим, которые не желают присоединиться к независимой Поместной Церкви, должно быть обеспечено право свободного выбора своей канонической юрисдикции.

Мы также верим, что появление Поместной Церкви Украины будет иметь благотворное влиянее и на Русскую православную церковь, создаст условия для переосмысления ею своей истории, избавления от имперской идеологии и для будущего межправославного диалога в Украине и мире.

2. Путь к полноте единства Украинской Церкви и конструктивным отношениям между Церквями не завершится предоставлением Томоса православным христианам Украины. Должен быть продолжен диалог между влиятельными центрами христианского мира: Римом, Константинополем и Москвой, которые, в свою очередь, должны рассматривать Киев не как предмет спора, а как равноправного участника отношений. А Украину не как территорию войны, а как пространство диалога и конструктивного сотрудничества.

3. Различные этапы истории Церквей Киевской традиции нуждаются в новом осмыслении для уврачевания старых ран и поиска ответов на вызовы современности.

К сожалению, ни Русская Православная Церковь, ни Украинская Православная Церковь (Московского патриархата) до сих пор не признали своего соучастия в трагических событиях ХХ века по запрещению и попытке ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви, а также других преступлениях атеистического тоталитарного советского режима против свободы совести и человеческого достоинства.

Мы надеемся услышать от желающей освободиться от оков прошлого Поместной Церкви Украины слова "прощаем и просим прощения" по отношению к Церквям-сестрам в Украине и за ее пределами.

Уверены, что нелицемерное покаяние и прощение обид должно прийти на смену и нынешней официальной риторике Московского патриархата, не желающего замечать очевидного несоответствия своей позиции Евангелию и исторической правде.

Для того, чтобы мирное сосуществование, сотрудничество и сопричастие Церквей стало реальностью нам надлежит вместе, отбросив идеологические мифы, по-христиански и с научной объективностью разобраться в хитросплетениях истории взаимоотношений Церквей, государств и народов. Важным примером на этом пути может послужить опыт примирения между Церквями и народами Франции и Германии, Германии и Польши.

Мы убеждены, что примирение между Церквями является надежной основой для мира между Россией, Украиной и всеми народами Европы.

Россия

Никита Петров, историк, общество "Мемориал", Москва
Сергей Чапнин, журналист, Москва
Константин фон Эггерт, журналист, Москва
Александр Солдатов, журналист, Москва

Украина

Епископ Борис Гудзяк, историк, президент УКУ, епископ УГКЦ в Париже
Мирослав Маринович, вице ректор УКУ, Львов
Константин Сигов, философ, профессор Киево-Могилянской академии
Отец Георгий Коваленко, философ, ректор Открытого православного университета Святой Софии в Киеве, Украинская Православная Церковь, Московский патриархат
Епископ Евстратий Зоря, богослов, Украинская Православная Церковь, Киевский патриархат, (УПЦ КП)
Митрополит Александр Драбинко, Украинская Православная Церковь, Московский патриархат, (УПЦ МП)
Андрей Юраш, Директор департамента по делам религий Министерства Культуры Украины
Отец Богдан Огульчанский, священник УПЦ МП
Игорь Козловский, украинский ученый религиовед
Олесь Кульчинский, украинский ориенталист, Стамбульский университет.
Михаил Димид, священник УГКЦ, профессор УКУ во Львове
Тарас Дмитрик, Институт экуменических исследований, Львов
Отец Андрей Дудченко, Украинская Православная Церковь, Московский патриархат, преподаватель Premudrist on line

Европейский Союз

Антуан Аржаковский, историк, со-директор отдела "Политика и религии" в Колледже Бернардинцев; основатель Института экуменических исследований во Львове.
Отец Войчех Сурувка, польский философ, Институт св. Фомы Аквинского, Киев
Марта Титанец, общество «Каритас» в Польше
Сесиль Весcие, профессор Университета Ренна
Бернар Маршадье, специалист по Русской религиозной философии


Ослепление православных богословов

Vip Антуан Аржаковский (в блоге Свободное место) 26.09.2015

47094

Публикация тремя американскими православными христианами открытого письма, упрекающего почтенного американского католического профессора Джорджа Вайгеля в «оскорблении русской Церкви», свидетельствует о нарастающем недомогании в лоне православной церкви - как в России, так и среди ее представителей в западном мире. Вайгель всего лишь осудил российскую агрессию в Крыму, как это сделали почти все страны - члены ООН (за исключением десяти), и выступил в защиту греко-католической церкви от систематических и необоснованных обвинений со стороны Московского патриархата. Два священника и православный мирянин, «глубоко раненные» правдивыми высказываниями католического богослова, решили изложить причины, по которым они лично продолжают поддерживать Московского патриарха Кирилла.

Составляя это письмо, они хорошо знали, что и без блестящих анализов Вайгеля весь мир сейчас с изумлением наблюдает за моральным распадом Московского патриархата и концом мифа о возрождении русской церкви, в который после 1991 года искренне хотело верить множество людей. Действительно, сегодня каждый (будь он христианин или нет) отлично понимает , что действия христианской церкви, благословляющей захватническую войну и поддерживающей аннексию территорий соседнего государства, глубоко противоречат благой вести ее Основателя. Вот почему я не считаю, что решение наших авторов опубликовать открытое письмо профессору Вайгелю нужно трактовать как акт пропаганды. Авторы этого письма не могли не знать обо всем известных кадрах с патриархом Кириллом, освящающим военный завод в Сибири, или епископом Волгодонским, благословляющим российские бомбардировщики на украинской границе.

Я воспринимаю это письмо как крик о помощи.

А вот и их скрытые, не сформулированные, наболевшие, а затем и полемические, вопросы: Как случилось, что Русская православная церковь, церковь святого Владимира и святого Серафима Саровского, могла так заболеть? Разве святая православная церковь может ошибаться? Может, это все-таки Запад сошел с ума? Но почему тогда так прискорбно слушать отзывы западной прессы о захватнической идеологии «русского мира», проповедуемой патриархом Кириллом? И как понимать заявления российского правительства об ответственности американской администрации за изменение правительства в Киеве, тогда как каждому, по крайней мере в Соединенных Штатах, известно, что Украина далеко не является геополитическим приоритетом Белого Дома и что Европейскому Союзу коммерчески невыгодно предпочитать Украину России?

Подробнее - в моей статье.


Солидарность с подлинной Россией

Vip Антуан Аржаковский (в блоге Свободное место) 01.01.2015

47094

Ответ на письмо группы русских эмигрантов в поддержку политики Кремля

Наша совесть побуждает нас сегодня ответить на недавнее письмо некоторых потомков первой русской эмиграции. Оно было опубликовано на сайте организации «Русский мир», который является своеобразным пропагандистским оружием «русских соотечественников зарубежом». В контексте нынешнего российско-украинского конфликта подписавшие письмо заявляют о своей поддержке политики Владимира Путина и выступают против руководства Украины.

Не желая пускаться в полемику, мы в то же время должны с сожалением заметить, что среди наших близких и друзей есть такие, которые в настоящее время поддерживают авантюристскую политику Кремля. Однако, будучи также представителями русской эмиграции, мы не можем согласиться с тем, чтобы ее наследие в пропагандистских целях использовалось нынешним руководством России.

Кремлевская пропаганда всегда - как в эпоху всесильного КГБ, так и сегодня - играла на патриотических чувствах русской эмиграции. Конечно, большинство русских эмигрантов всех поколений ощущали и ощущают свою связь с Россией, с русской культурой и православной верой. Но русская интеллигенция - от Бердяева до Буковского - всегда проводила различие между освященной духом свободы и правды «русской идеей» и националистической политикой Кремля, будь она прокоммунистической или проевразийской. Эмигрантские объединения, СМИ и молодежные организации в Париже, Лондоне или Нью-Йорке выступают за Россию Пушкина и Сахарова, а не за Россию Дугина и Зюганова. В русской эмиграции нет ни партии проевразийской, ни партии прокоммунистической. Большинство русских эмигрантских приходов во Франции находится в юрисдикции Константинопольского патриархата, а в США - Американской православной церкви, а не в юрисдикции Московского патриархата. Ибо они давным-давно отказались от ереси филетизма, отдающего предпочтение «русскому миру» в ущерб единству исповедующих единое крещение.

Называющие себя в письме наследниками русской эмиграции и поддерживающие сегодня политику Владимира Путина в качестве главного аргумента выдвигают то, что украинское руководство осуществляет военную операцию в Донбассе. Но они должны знать, что агрессором является Россия: ведь те вооруженные люди, которые захватили Крым и сегодня дестабилизируют положение в Донбассе, - россияне. Они должны знать, что нынешнее украинское руководство ведет оборонительную и антитеррористическую борьбу и - в отличие от предыдущего правительства - предусматривает политическую децентрализацию. Они должны знать, что жители Крыма не россияне, а русскоязычные и что они сегодня глубоко сожалеют о присоединении к России, о чем свидетельствует их нежелание возвращать украинские паспорта. Они также должны знать, что согласно опросу три четверти жителей Донбасса желают оставаться в составе Украины. Из прессы и интернета им известно, что политика России по отношению к Украине была осуждена большинством стран - членов ООН и что Россия была лишена права голоса в ПАСЕ. Они знают, что президент Порошенко многократно призывал к прекращению огня и мирному урегулированию и что эти призывы не были услышаны украинскими сепаратистами, объединенными с российскими наемниками.

Однако все эти аргументы отвергаются этими русскими эмигрантами ради сокровенного желания быть признанными «Родиной-Матерью» (напомним, что большинство подписавшихся уже давно европейские граждане). Они утратили доверие к западным демократиям, что все больше сближает их с правопопулистскими и экстремистскими партиями, которые, правда, в европейской политике составляют меньшинство. Наконец, они абсолютно не знают украинской культуры и ее своеобразия.

Вопреки всему и насколько это еще возможно, мы стремимся к диалогу с ними. Мы пытаемся им объяснить, что даже русские олигархи больше доверяют западным демократиям, чем нынешнему авторитарному режиму в России, предпочитая жить в Европе или в США и посылать туда учиться своих детей. Мы хотим им напомнить о страшном разочаровании тех ослепленных национализмом защитников сталинской России, которые по возвращении в СССР погибли от пули в затылок. Мы напоминаем им завет Александра Солженицына «жить не по лжи» и призываем отбросить убийственный миф «собирания русских земель». Мы советуем им прочесть труды выдающегося русского историка Георгия Федотова, преподававшего в Свято-Сергиевском институте в Париже и в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке: будучи пламенным русским патриотом, он признавал многовековое своеобразие украинской культуры, наряду с Московской Русью также являющейся наследницей Киевской Руси. Мы хотим им сказать, что подлинная Россия была тогда великой, когда была открытой миру и соблюдала международное право. Именно с такой Россией и следует проявлять солидарность. Нужно также поддерживать тех граждан России, которые борются в защиту правды, мира и достоинства человека.

Однако, увы, они нас не слышат. Они очарованы растущей силой русской клептократии и ложью русского президента о Крыме как «исконно русской земле» (на самом деле присоединенного к царской империи лишь в конце XVIII века) и о киевском князе Владимире как о русском государе, а также провинциальной и тщеславной идеей «Москвы - третьего Рима»...

Антуан Аржаковский, Франция

Андрей Бессмертный-Анзимиров, США

Артемий Кейдан, Италия