Принуждение к делу
Еще год назад Андрей Пионтковский заметил, что выдвигавшееся уже тогда многими оппозиционерами требование отставки правительства Путина без предъявления состава кабинета, который должен прийти ему на смену, носит слишком абстрактный характер. Чтобы хотя бы начать общественное обсуждение этого вопроса, публицист предложил список, составленный на паритетных началах. С одной стороны, технократы-специалисты, включенные в нынешнюю элиту, но не запятнанные участием в ее наиболее скандальных делах; с другой - видные политики и общественные деятели, представляющие различные оппозиционные течения. Такое вот переходное правительство национального единства, которое должно будет действовать до свободных и честных выборов либо в новую Думу, либо в Конституционное собрание.
Пионтковский намечает и программу такого правительства - набор "простейших гигиенических мер", которые ни у кого не могут вызвать возражений и имеют все шансы на поддержку большинства общества. Немедленное освобождение всех политических заключенных - сотрудников "ЮКОСа", нацболов, ученых-"шпионов" и др. Отмена фактической цензуры в СМИ, прежде всего на телевидении. Восстановление избирательного законодательства 1999 года и резкое упрощение регистрации новых партий. Расформирование (в сотрудничестве с правоохранительными органами Великобритании и Швейцарии) преступных организаций Millhouse и Gunvor (после обсуждения на круглом столе по Первому каналу показаний Абрамовича в Королевском суде Лондона и обстоятельств 13-миллиардной сделки Путин-Абрамович по продаже последним государству украденной у государства же компании "Сибнефть").
Тогда на это предложение никто не прореагировал. Посчитали, что обсуждать это несерьезно. Нет у оппозиции реальной возможности повлиять на решения власти.
Есть такие словечки в новорусском политическом жаргоне: повестка дня и дискурс. Первое - это набор первоочередных вопросов, имеющих для общества практическое значение. "Задать дискурс" - это значит направить обсуждение общественных проблем в то или иное русло, определить, что считать достижимым, а что нет, к чему будут прилагать усилия, а к чему не будут.
Отставки Путина не требуют, потому что это нереально и не стоит тратить на это силы и говорить впустую. Альтернатива путинскому правительству не обсуждается, потому что ее нет. Но ее нет именно потому, что она никем не рассматривается. Чтобы вопрос не рассматривался, достаточно внушить обществу, что это бесполезно. Пока люди верят, что все зависит от воли власти, а от них не зависит ничего, они не будут действовать. Но добиться обсуждения чего-то считавшегося обсуждению не подлежащим - это уже значит изменить реальность.
Потому-то власть и стремится рулить тем, что обсуждается в публичном пространстве, а что нет. Потому-то обращение "Путин должен уйти", под которым поставили подписи около 18 тысяч граждан, уже изменило "политический дискурс". Его уже нельзя не замечать, его уже нельзя не обсуждать. Как нельзя не замечать и не обсуждать волну протестных митингов и начавшийся бунт избирателей против Социально-консервативной партии "Единая Россия".
А на днях Дмитрий Шушарин публично посетовал на то, что оппозиция даже не делает попыток создать свое теневое правительство с долгоcрочной программой. И он прав. Нынешняя структура государственной власти дает возможность номинальному главе государства хотя бы начать "ювелирную операцию по удалению раковой опухоли путинизма", сохраняющую жизнеспособность государственного организма, не обрушивая государственность как таковую. Лишить всех рычагов управления государством и обществом человека, являющегося создателем, мотором и охранителем всей действующей системы "капитализма друзей Путина". Системы, родовыми чертами которой являются "слияние денег и власти, криминализация власти, институционализация коррупции, доминирование в экономике крупных, главным образом сырьевых, корпораций, процветающих за счет приватизированного ими административного ресурса". Но пойти на это наш венценедоносный местоблюститель может лишь перед лицом нарастающего общественного протеста. И я тоже уже писал, что оппозиция может ускорить нарастание этого протеста, если представит обществу согласованную программу первоочередных мер переходного правительства и свою "теневую команду", готовую и способную эти меры осуществить.
К сожалению, к выработке такой согласованной программы вождей оппозиции тоже приходится "принуждать". Принудительно менять им "дискурс". С весьма увлекательного выяснения степени личной ответственности Бориса Немцова за формирование путинской системы на содержательное обсуждение мер по ее демонтажу. Например, предложенных сами же Немцовым. Но далеко не только им. Широкое обсуждение главными оппозиционными силами их возможной совместной программы и возможного коалиционного правительства стало бы еще одним крупным шагом к изменению обстановки в стране.
Статьи по теме
"Хуан Карлос" и его правительство
Все предлагаемые фигуры достаточно известны в профессиональной среде и не нуждаются в моих рекомендациях. Коснусь только поста премьер-министра. Единственное, но решающее преимущество Михаила Касьянова над другими не менее достойными кандидатами заключается в том, что ему потребуется относительно меньше времени для овладения рычагами управления огромной бюрократической машиной.
Кто против?
Оппозиция в России еще очень далека от обретения политической субъектности, внятной самоидентификации и не ставит перед собой главную задачу - приход к власти. Не делается даже попыток создания теневого правительства с долговременной программой. А без этого и оппозицией себя называть нельзя.