Погромное небо
Не так давно беседовал с одним хорошим человеком и писателем. Обсуждали реформы Гайдара и все с ними связанное. И обнаружил я удивительную вещь: мой собеседник, с которым мы обычно солидарны в принципиальных оценках, полагает, что даже накануне встречи в Беловежской пуще все еще был шанс сохранения Советского Союза на демократической основе.
Я пытался у него узнать, каким образом были бы осуществлены реформы Ельцина-Гайдара в сотрудничестве с лидерами ряда республик (имена тут излишни - и так ясно, кто может быть назван), ежели даже Руцкой с Хасбулатовым начали противодействие преобразованиям в первую неделю 1992 года. Но то был для моего собеседника предмет веры, потому я переменил тему.
И даже события в Киргизии, боюсь, его веру не поколебали. Как и уверенность многих в том, что и в самом деле можно было сохранять в рамках единого государства те страны, которые за прошедшие почти двадцать лет продемонстрировали полное несходство политических культур. Причем наиболее разительны различия меж теми, кто считался "ядром Союза". Владимир Путин пугает подданных "украинизацией" российского политического строя, а белорусский политический режим не похож ни на один соседний.
Ну, а чем отличается Киргизия от Казахстана и Узбекистана, весь мир увидел в последние недели. Происходящее там нельзя назвать даже государственным переворотом. Это гибель киргизской государственности, расцивилизовывание страны. Можно сколько угодно осуждать авторитаризм в соседних странах, включая, кстати, и Китай, но там присутствует государство как важнейший признак цивилизации - да, отличной от иудео-христианской, но цивилизации. Происходящее же в Киргизии несопоставимо с теми кризисами и конфликтами, которые бывали и бывают у соседей. События на родине Чингиза Айтматова все больше напоминают вечную смуту в некоторых африканских квазигосударствах.
Представляется излишним описывать все признаки этого процесса. Суть дела в том, что борьба за власть в таком обществе есть исключительно борьба за ресурсы. В России это тоже имеет место, но отнюдь не в чистом виде. У нас все-таки сохраняется государство - по той хотя бы причине, что оно может отказаться от всего (отказалось же от социальных функций, заменив их разговорами от социальной ответственности бизнеса) кроме одного. Это "одно" - ядерная кнопка. В известном смысле она является средством сдерживания, но только внутри страны.
В квазигосударствах главным ресурсом, доступ к которому обеспечивает власть, является распределение гуманитарной помощи. В Киргизии до этого пока не дошло, но вектор движения, кажется, определен. Причем передел собственности происходит на всех уровнях - достоверных сведений об убийствах по этническому признаку пока нет, но этнорейдерство очевидно, а это первый шаг к резне. Причем бессмысленно говорить о разжигании антисемитизма и русофобии. Это, конечно, напоминает притеснения белых фермеров в Зимбабве и ЮАР, заставляет вспомнить и о судьбе азиатской диаспоры в Уганде, но в Киргизии все происходит стихийно, вопреки устремлениям новой власти, если вообще можно говорить о таковой. Просто первой жертвой, группой, за счет которой можно поживиться, становятся "другие". В том числе и русские.
Разумеется, все эти наблюдения имеют смысл исключительно с точки зрения того, как они отразятся на внешней и внутренней политике России. Ежели судить по словам тандемократов, то украинизация, то есть свободные выборы, ведущие к смене людей во власти в конституционно установленные сроки, кажется им большим злом, нежели киргизский бунт: мол, Бакиев сам виноват. Но рассуждения о том, что мятежники имели российскую поддержку, представляются не очень убедительными.
Ну, авиабаза "Манас". Устранять ее России только один резон - получить монополию на афганский транзит НАТО. Чего-то слишком мудрено. Ну, разве что иррациональные мотивы исключать не стоит - просто не хочется, чтобы американцы были на территории СНГ. Но в любом случае такие массовые беспорядки извне не вдохновишь и не организуешь.
Кроме того, если в Киргизии в ближайшее время не будет установлен элементарный порядок, то ситуация в этой стране станет проблемой для всех ее соседей. И тут уж разумным поведением будет не борьба за гегемонию, а перекладывание ответственности на других.
А теперь о самом главном. О судьбе русскоязычного населения и его собственности в Киргизии. Когда только стали приходить сообщения о первых притеснениях, я скопировал подборку новостей на Яндексе. Она наводила на мысль о том, что идет информационная подготовка вторжения в Киргизию. Но за несколько дней содержанием информационных сообщений в контролируемых властью СМИ, стало преуменьшение масштабов тамошней смуты и бедствий русскоязычного населения. На это направлена и активность агитпропа в блогосфере. И понятно почему. Российское государство показало свое полное бессилие в том, что касается защиты соотечественников от реального насилия и от реальных экспроприаций.
В этом нет ничего позорного - подобное бессилие демонстрировали в разное время все бывшие метрополии. Но Россия преуспела в другом - в пустой пропаганде защиты соотечественников. А также в провокационной раздаче российских паспортов на территории суверенных государств-соседей, в провоцировании этих государств на военные конфликты.
То есть российская власть научилась подобные конфликты развязывать, но не улаживать. И военное вмешательство с целью защиты искусственно созданных соотечественников не ведет к решению их проблем, о чем свидетельствуют, в частности, постоянные публикации о положении в Южной Осетии, где идет борьба за финпотоки и ничего не делается для мирного населения с российскими паспортами.
Что же касается Средней Азии, то там Россия не может привести ни одного примера защиты соотечественников или их собственности. Вот если бы речь шла о "Газпроме".
Впрочем, шла уже. Об этом могут рассказать русские, все еще живущие в Туркменистане. А в Киргизии, похоже, ни у кого из больших начальников личных бизнес-интересов нет. Что же касается бизнеса частных лиц, то заявление российского МИДа для этих торгашей и так слишком большая честь. Все равно не оценят.
Другое дело - отомстить. Сократить квоты для киргизских гастарбайтеров в России. Русским в Киргизии это ничем не поможет, а вот помешать другим людям жить и работать - это дело большой государственной важности.
И это единственное на что способно, на что рассчитано и к чему готово нынешнее российское государство. Когда стало ясно, что погромы рынков в самом Бишкеке и захваты земель вокруг него остановить не удается, в нашем МИДе заявили, что не видят в происходящем антироссийской направленности. Что прямо противоречит предыдущему заявлению того же ведомства. То есть даже протокольной "озабоченности" судьбой соотечественников в Киргизии Россия теперь не проявляет.
Статьи по теме
Президент на улице
Президенты решают эти задачи по-разному. Кто-то остается у власти навсегда, превращая себя в живой памятник, а страну - в рукоплещущую пустыню. Тех, кто хочет гулять по улицам, не превращаясь в охраняемый снайперами монумент, в нашем мире очень мало. Но только это естественное желание оставляет живыми сограждан бывших президентов.
Революция колпаков
Киргизы побили, покрушили, вскрыли все или почти все магазины Бишкека. Теперь имеют во главе временного правительства витиевато глаголющую женщину по имени Роза. Порой трудно понять, что хочет сказать эта женщина, но восставшим киргизам должно нравиться. Она близка к трескучему Медведеву, а не к брутальному Бакиеву.