статья Симфония соль минор

Дмитрий Шушарин, 15.03.2006
Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин

Нынешнее боярство, сложившееся за последние годы, глубоко убеждено, что фельдфебельский садизм, проявленный, в частности, по отношению к Ходорковскому и его окружению, их никогда не коснется.

Так в истории было не раз. Уже все - началось новое. Но инерция прежних обстоятельств все еще не дает людям возможности остановиться, оглянуться и - или ужаснуться, или обрадоваться. Вот сейчас в России именно такое время.

С 2008 годом все окончательно стало ясно после создания Национального антитеррористического комитета. Получается так, что в любой момент (а момент и организовать можно) директор ФСБ становится премьер-министром. Так что похоже, что техническое решение для проблемы-2008 найдено - орган чрезвычайного управления создан и готов к действию.

Это, конечно, только предположение. Например, с тем же основанием можно заключить, что НАК создается исключительно для вымогательства - ведь содержать его собираются за счет поборов с бизнесменов. Но сейчас вообще можно только предполагать. Логика нынешней власти почти непостижима, хотя попытки реконструировать ее возможны. По аналогии с тем, что уже было. Хотя история не повторяется.

Конечно, не повторяется. Однако если люди во власти имеют только одни и вполне определенные исторические образцы, то они могут им последовать. Помнится, министр Иванов в своем думском выступлении по поводу дедовщины помянул Троцкого как монстра, провозгласившего предательский лозунг "армию распустить". Того, что Троцкий сделал это, чтобы из остатков распущенной царской армии создать новую, принципиально иную и очень сильную армию тоталитарного государства, Сергей Иванов просто не знает. Он помнит только то, чему его учили в рамках курса истории КПСС. И другие люди, осуществляющие сейчас власть в нашей стране, тоже ничего не знают кроме советских пропагандистских клише и советских политических приемов.

Дело даже не в попытках реабилитировать совок и Сталина в установочных докладах. Дело в самих докладах, в странном стремлении возродить этот жанр. Но для кого? В экспертном сообществе следовать этим установкам не будет никто кроме тех, кому это вменено в обязанность. А таковых не так уж много, и цена им известна. Что же касается членов партии власти, то им идеология ни к чему. Не зря формирующийся в России политический режим называют "безыдеологичным тоталитаризмом".

Словесное оформление действий нынешней власти - это вообще излишество. Такое же, как и любое знание о стране, обществе, окружающем мире. Зачем? Иногда даже кажется, что бурные обличения власти ей самой гораздо полезнее, нежели попытки ее апологии. Обличители, как правило, демонстрируют собственную слабость и неспособность что-либо изменить. А кроме того, только они и сообщают власти, что на самом деле она творит. Что гораздо полезнее любых попыток придумать некую идеологию Путина на основе его речей и выступлений. Тем более что вообще рискованное это дело - издавать конспекты таких выступлений. Вспомним Оруэлла.

И тем не менее в случае установления бессрочного (формального или фактического - неважно) президентства Путина идеологи рискуют меньше всех. Ну говорят - и ладно. Сегодня одно, завтра другое. Это при советской власти идеолог был зловещей погромной фигурой. А сейчас это челядь, шуты. И не при царе, а при одном из вельмож.

Это, конечно, пока первое лицо само не займется идеологической работой. Такое может быть.

А самой большой опасности подвергают себя те, кто полагает, что сохранив в 2008 году Путина в его нынешнем статусе, они выиграют. Но все дело в том, что это будет совсем-совсем другой статус - не тот, что сейчас. И это постепенно становится ясным.

До сих пор действия правящего клана были нацелены преимущественно на конвертацию власти. Захват чужой собственности, распил, откат, обналичка, контроль за финпотоками. Кстати, многие именно поэтому полагали (и резонно), что жить при этом режиме можно относительно свободно и комфортно. Они обогащаются, свободная интеллигенция пописывает себе разные умственности, никто никому не мешает. Но с приближением 2008 года для человека, который гарантирует неприкосновенность правящего клана, экономические интересы начнут становиться все менее и менее значимыми, по сравнению с проблемой удержания власти.

Хотя вроде бы проблем с этим быть не должно. Путинское большинство представлено во всех слоях общества - социальных и возрастных. Это люди, для которых главным является не социальное продвижение, а сохранение нынешнего статуса. Что подразумевает отказ от рефлексии, согласие быть человеком-функцией, неодушевленным существом. Понятное дело, что это я о приближенных. Основная часть путинского большинства тоже в общем-то отягощать себя лишними рассуждениями о самом себе не склонна, но просто их функциональность иного рода - более массовая.

И этому большинству кажется, что бессрочное президентство Путина действительно им выгодно. Полагаю, что такого же мнения придерживается и первая сотня или тысяча людей из путинского клана. Им уже кажется, что они договорились. Тем более что Путин за все годы своего президентства из своих никого не обидел и не сместил. У министра Иванова в армии может происходить что угодно, но он остается на своем посту. Хотя когда людская молва зачислила его в преемники он тут же претерпел муки и унижения.

И никто, конечно, не придает значения тому, что на идеологическом участке работы отрабатывается совсем другая кадровая политика. Да, шутовство, да, забавно, не более того. Но там формируется нечто подобное и петровским потешным войскам (заметьте - я не говорю об опричнине), и янычарскому корпусу. И дело не ограничивается одними ретрансляторами установочных докладов. Назначение руководителя Russia Today произведено абсолютно по-янычарски.

Как известно, в Османской империи в янычары набирали мальчиков преимущественно из христианских областей и делали из них личную гвардию султана. Чтоб у них не было никаких связей с элитой империи. Такой кадровый принцип можно отследить в разных тоталитарных образованиях, например, в сталинском рекрутировании новых аппаратчиков и наркомов в разные периоды его власти. Сейчас такие назначения единичны, но уже показательны.

А нынешнее боярство, сложившееся за последние годы, глубоко убеждено, что фельдфебельский садизм, проявленный, в частности, по отношению к Ходорковскому и его окружению, их никогда не коснется. Что каждый из них услышит "мы с тобой, Бухарчик, Гималаи". Что и после 2008 года продолжится распил, откат и далее по списку. При этом они уже готовы к изоляции. Поговаривают, что в Москве возникают сейф-хаты - квартиры, специально оборудованные для хранения наличности, которую нынешние вельможи не решаются переводить на Запад. В общем, соломки постелили, к статусу "невъездных" готовы.

Но у пожизненного президента будет совсем другая - уже не корыстная, а властная логика поведения. Ну что, напоминать, кто опаснее всех для диктаторов? Правильно. Те, с кем начинали, те, с кем брали власть. Так что это большой вопрос - станет ли бессрочное президентство гарантией сохранения нынешних статусов и доходов для значительной части элиты, верхушки путинского большинства.

А что касается основной массы этого большинства, в том числе и тех, кто полагает, что Путин их оставит в покое и даст возможность заниматься, в частности, словесным производством, то и у них могут возникнуть проблемы. Свободное, развивающееся, экономически самостоятельное, рефлексирующее население подобным режимам не нужно. Не говоря уж о том, что сценарий сохранения Путина у власти в 2008 году потребует серьезной дестабилизации. Собственно, мы наблюдаем сейчас, как отрабатывается фашистская опасность или вдруг ниоткуда возникает дефицит соли.

Этот дефицит очень даже показателен. Уже появилось идеологическое клише "энергетическая мобилизация". А там недалеко и до мобилизационной экономики, и до мобилизации политической. Но общеизвестно, что потребительское общество не мобилизуемо. Значит, его придется сделать другим. Тем, каким оно было большую часть прошлого века. Других образцов ведь наша власть не знает. И в соляном казусе можно видеть и готовность общества вернуться к прежнему, и - ничего не исключаю - и в самом деле отработку дестабилизирующих сценариев.

Вопрос в одном: обретет хотя бы часть атомизированной элиты - а в России атомизированы и общество, и власть - политическую и историческую субъектность и способность понимать все возможные варианты развития событий вокруг проблемы-2008. Или же все будет так, как уже не раз бывало.

Дмитрий Шушарин, 15.03.2006