статья Вершка не защитим

Виталий Портников, 20.12.2018
Виталий Портников

Виталий Портников

Большинству населения республики, так и не ощутившему себя гражданами, способному выйти на улицу, только когда власть затрагивает экономический интерес, да и то ненадолго? Чиновникам, которые готовы вмонтироваться в российскую вертикаль? Силовикам - этим домашним псам любого диктатора? Получается, только Лукашенко она и нужна. И еще немногочисленным белорусским патриотам - самоотверженным людям, которых сам Лукашенко ненавидит от всей души.


Комментарии
User leokadij_4, 20.12.2018 11:37 (#)

Грустная история. И где же выход?

User natala, 20.12.2018 11:59 (#)
3006

"И где же выход?"

Лео, да нет этого выхода пока Лукашенко правит. Да и появится ли этот выход после него - неизвестно. Лукашенко закатал всё гражданское общество под асфальт и поставил страну в полную экономическую зависимость от России. А чем грозит такая зависимость от России - несложно догадаться. Украина была всё-таки менее зависима от России, и то Крым отжат и война на востоке идёт.

(комментарий удалён)
User natala, 20.12.2018 21:27 (#)
3006

"Нельзя закатать гражданское общество, закатать можно только холопов."

Согласна, к сегодняшнему обществу Беларуси не подходит определение "гражданское". Правда как сказать - в СССР гражданское общество появилось при Горбачёве, хотя до того всё было под асфальт закатано. Может и в Беларуси после ухода Лукашенко гражданское общество появится, если его не задавит Кремль.
---
"Они рассуждают так: он сам по себе живёт, мы сами по себе. Они даже своего рабства и холопства не осознают."

В СССР так и было в брежневский застой - люди дистанцировали себя от власти и жили своей жизнью. Ничего нового в Беларуси не происходит.
---
"После Донбасса у них вообще одна мысль: пусть будет Лука, хрен с ними, этими гражданскими свобода и правами, лишь бы не было войны. Да и вообще им пох и на белорусский язык и белорусскую государственность: типа, захватит нас Россия? Ну так и х с ним, одна фигня, нам и в России будет нормально."

Знаете, и в СССР людям была пофиг война в Афганистане, кто мог пытался от Афгана откосить. Да и совесткое государство в целом тоже было пофиг. Даже если бы вдруг случилось чудо и совдеп завоевала бы Америка (чем нас всех в совдепе страшно пугали) - советские люди прекрасно начали бы под "пиндосами" жить. Так что нынешняя Беларусь очень напоминает поздний СССР. Хотя если Россия в самом деле оккупирует Беларусь, то населению мало не покажется и станет уже не пох.

User leokadij_4, 21.12.2018 16:01 (#)

>>>если Россия в самом деле оккупирует Беларусь, то населению мало не покажется и станет уже не пох.<<<
Почему это?

User natala, 21.12.2018 17:07 (#)
3006

"Почему это?"

Лео, а по той самой причине, почему у Вас в Донбассе тоже многие разочарованы Россией, которую вроде как звали. То же самое в Крыму, в Абхазии и ЮО. Везде, куда Россия дотягивает свои щупальца, жизнь превращается в унылое говно. Почему с Беларусью в случае её оккупации Россией должно быть иначе?

User ivory_v, 22.12.2018 01:29 (#)
49328

Видимо имеется ввиду, что уг - это еще не повод для населения бунтовать.

User natala, 22.12.2018 11:54 (#)
3006

"уг - это еще не повод для населения бунтовать."

Для совкового населения именно так. Во Франции бунтуют не дожидаясь наступления этого самого уг.

User ivory_v, 22.12.2018 15:39 (#)
49328

Это просто мрачный комментарий к дискусси о том, что в беларуси ситуация будет на букву г. Может толко не унылой. Но в целом, я не спорю.

А вот что касается Франции, то вы не знаете.Францию.

А в Германии, в аналогичном случае. Люди побросали машины и разошлись по домам. А эти.. желтожилеточники громят мимоходом чужую. Далеко не государственную собственность.

В принципе ты прав. Но пафос стоит сбавить. Архаизм не вина общества, а его беда.

Такой же, как у нас, Лео - ждать смерти Путена(.

User leokadij_4, 20.12.2018 16:32 (#)

ОК

User cryoter, 20.12.2018 23:23 (#)

Ждите, ждите,...вместе с нами.
Только самим скидывать столетнее ярмо, иначе ничего не получится.
Александра III больше не будет.

User no_lastname, 21.12.2018 16:39 (#)

Не поможет. Ну будет Путин-2 с другой фамилией.

Первые несколько лет он будет притворятся нормальным - в надежде получить часть денег предшественника, ножки американского президента для народа. Опять же нужно время для покупки новых шрёдеров и саркози. Именно этот момент надо использовать Украине, чтобы вступить в НАТО, а там хоть трава не рости...

facebook.com Tina Valeri [facebook.com], 20.12.2018 17:42 (#)

Nemaye.

User leokadij_4, 20.12.2018 18:19 (#)

Увы!

User natala, 20.12.2018 11:53 (#)
3006

"Тогда кому нужна эта Беларусь? ... Получается, только Лукашенко она и нужна. И еще тем немногочисленным белорусским патриотам, которые, несмотря ни на что, продолжают верить в будущее своей страны. Самоотверженным людям, которых сам Лукашенко ненавидит от всей души."

Так и есть, Беларусь в общем-то никому не нужна. Кремлю может и нужна для раздувания имперских амбиций, не более того. И такую вот Беларусь Лукашенко сделал сам.

Білорусь виходить потрібна ще нам - українцям. Бо як уявиш, що на півночі будуть неадеквати московські жирувати - так стає не по собі. Здоровий, заможний сусід - запорука власного спокою. З великою повагою до тих відданих своїй країні -Білорусі -патріотів, які не зважаючи на безвихідь продовжують жити своїм, білоруським життям та мовою, а не блювотою московською.

User leokadij_4, 20.12.2018 18:20 (#)

+++++

User natala, 20.12.2018 21:29 (#)
3006

Украинцам конечно же лучше независимая Беларусь, пусть под властью батьки, но не Кремля.

User daruma1957, 20.12.2018 11:57 (#)

Портников как всегда точен. А Лукашенко со своим "будем отстаивать независимость до конца" (до конца независимости?) просто жалок.

User natala, 21.12.2018 17:16 (#)
3006

"А Лукашенко со своим "будем отстаивать независимость до конца" (до конца независимости?) просто жалок."

И смешон в придачу. Ибо никто так не способствует потере Беларусью её независимости, как сам батька Лукашенко. Если за 20 с лишним лет Лукашенко полностью посадил экономику на российское содержание, если армия и др. силовики Беларуси полностью под контролем Кремля, если на территории Беларуси можно любого похитить и вывезти в Россию (как украинца Павла Гриба), если основной язык Беларуси русский и в основном вещают российские телеканалы, если самого батьку Кремль может сковырнуть с трона без особого труда - о какой независимости может вообще идти речь. Отстаивать до конца Лукашенко может разве что собственный трон.

User orge, 20.12.2018 12:30 (#)
4479

А ведь могли вслед за Балтией в Европу пойти, если бы не выскочил этот колхозный демагог. В БССР под конец Совка был самый высокий уровень модернизации промышленного оборудования, например.

User leokadij_4, 20.12.2018 15:30 (#)

Беларусское оборудование было востребовано в СССР, которого больше нет.

User orge, 20.12.2018 17:55 (#)
4479

И что? На современном оборудовании можно изготовлять что угодно. А теперь это хлам.

User bormotun, 20.12.2018 12:52 (#)

Если "Беларусь", то почему "белорусский" и "белорус"?

(комментарий удалён)
User bormotun, 20.12.2018 16:26 (#)

Вот мне тоже так показалось.

User hermit, 20.12.2018 13:43 (#)
17563

Оттого же, что и "Белоруссия". Имперское наследие.
На бела(о?)русском: Беларусь - беларусы - беларуский
На украинском: Білорусь - білоруси - білоруський

User hermit, 20.12.2018 14:01 (#)
17563

Думаю, русская грамматика допускает оба варианта: Беларусь - беларусский и Белорусь - белорусский. Но, на мой скромный взляд смешение "Беларусь - белорусский" лучше, чем "правильное" "Белоруссия - белорусский"

User bormotun, 20.12.2018 16:27 (#)

Не понял.

User oca, 20.12.2018 16:41 (#)
25205

Белоруссия никогда в истории собственной государственности не имела. И впервые "страной" стала после революции, когда Ленину пришла в голову идейка устроить буферную республику между Западом и РСФСР. Затея вскоре сдулась, а после провалившегося освободительного похода на Варшаву эта территория бывшей Российской империи стала тем, чем и была до того веками - административной единицей огромной страны.

User bormotun, 20.12.2018 16:58 (#)

Это, во-первых, неверно, поскольку помимо всякого Ленина сначала появилась Белорусская Народная Республика, а во-вторых, неважно, поскольку не имеет отношения к вопросу о том, как следует называть эту страну по-русски сегодня. То, что эта страна и этот язык сегодня существуют - это факт.

User oca, 20.12.2018 17:29 (#)
25205

Это во время первой немецкой оккупации, что ли? Язык такой, может и существует, но почти никто на нем не общается.

User bormotun, 20.12.2018 21:14 (#)

Это до большевистской оккупации.

Вопрос был о том, как называть страну сейчас. Ленин и прочая история тут ни при чем.

User oca, 20.12.2018 21:58 (#)
25205

Если опираться на "сейчас", то незачем приводить какие-то исторические параллели. С таким же успехом после развала империи могла возникнуть, например, и Новгородия, там-то независимое прошлое на самом деле было!

User tomsk_kremen, 21.12.2018 02:40 (#)

Насекомое, миллионы людей сохранили свой язык и культуру. Они преодолевали запреты своей литературы и учебников но родном языке.

User oca, 21.12.2018 03:42 (#)
25205

Это вы о Чехии, или Каталонии? Белорусский язык никто не запрещал, он был обязательным во всех школах на территории БССР. Более того, существовали процентные нормы, по сути обязаловка, в СМИ и выпуска книг на белорусском языке. Но западнорусский диалект "вясковая гаворка" в городах естественным образом потихоньку замещался великим и могучим. Как и сотни других мастных диалектов во всем мире, он стал уделом небольшой группы населения Белоруссии.

User tomsk_kremen, 21.12.2018 04:00 (#)

Готовьтесь к встрече с небольшой группой населения Белоруссии.

User oca, 21.12.2018 04:38 (#)
25205

Вы имеете в виду т.н. "творческую интеллигенцию" Белоруссии, особенно "пiсьменникау", которые делали бабки, переводя Пушкина и Толстова на белорусскую мову? Их сочинения обычно отправлялись из магазинов прямиком в макулатуру.

User tomsk_kremen, 21.12.2018 12:03 (#)

Ох, как вы будете удивлены.

User leokadij_4, 21.12.2018 16:03 (#)

Чем?

User tomsk_kremen, 21.12.2018 20:50 (#)

Чем? Лет +-10 назад, случилось мне бездельничать в турецком отеле, а в соседнем номере отдыхала семья из Беларуси. Познакомили нас дети, сдружившиеся на пляже. Десять дней о погоде, кухне,о "пиве" "Троя" и т.д. А самолет у них в 9:00, и ложиться спать нет смысла. Мы и "съели" три местного "Наполеона". И я увидел человека ненавидящего лукашенко и русификацию.

User licba, 21.12.2018 21:10 (#)

«Книжный шкаф» на проспекте Дзержинского. Зашел. Основная масса книг - белорусский литература. От народных сказок и календарей до Бахаревича с Мартиновичем.
- И как вы тут выживаете? - удивился я. - Что покупают в первую очередь?
- Прежде всего покупают детские книги на белорусском языке, - улыбнулась молодая продавщица. - Это у нас самая прибыльное дело. Ведь район новый. Много молодых семей. Люди отчасти продвинутые и не бедные. Детям сказки, родителям Мартинович
Пераклад с беларускай мовы svaboda.org/a/29669722.html

User leokadij_4, 21.12.2018 21:36 (#)

Это отрадно.
Но вот "на проспекте Дзержинского"...
В Украине уже нет ничего "имени Дзержинского".

Давно ли?

User leokadij_4, 23.12.2018 11:15 (#)

Года 2-3.

Придет время, и у нас не станет. Но не раньше развала России.

User leokadij_4, 23.12.2018 12:12 (#)

Не будет никакого развала России.
Центробежные силы очень слабы и разрозненны. Центростремительные силы практически повсеместны.

Про Союз тоже говорили. В начале 80-х. А через 10 лет его не стало. У России гораздо меньше ресурсов и сбободы выбора.

User hermit, 23.01.2019 11:09 (#)
17563

Совершенно не помню, чтобы хоть кто-нибудь хоть словом заикнулся о развале СССР в начале 80-х. Может, мал был. Но, в 1989-м, кажется, году журнал "Перець" (это украинский аналог беларусского "Вожыка") опубликовал большую статью, в котором камня на камне не оставил от происков неких империалистов, которые считают возможным развал Союза :)
Мне тот номер журнала попался на глаза уже в 1992-м, поэтому сама статья осталась в памяти.

Впервые, про вероятность развала, услышал от друга. Руководителя кабинета политпросвещения, при горкоме партии. В 1987 году.

User ivory_v, 25.12.2018 01:47 (#)
49328

Даже существует теория о том, что своевременный отход периферийных регионов, способствует консолидации и укреплению центра.

Но это не значит, что раскол в россии невозможен. Утверждать такое - означает учесть все вероятные и невероятные факторы.

facebook.com InryR [facebook.com], 23.12.2018 20:04 (#)
20306

Дзержинский родился и вырос на территории Беларуси. Так что имеет право.

User leokadij_4, 23.12.2018 20:58 (#)

Как великий душегуб !

User tomsk_kremen, 21.12.2018 23:07 (#)

Приятно это узнать. Минск,Брест, Лида, Барановичи, Новогрудок... А Минск поразил соблюдением ПДД в 80-е( тут гибель Машерова роль сыграла).Близкая страна для Украины.

User leokadij_4, 21.12.2018 21:34 (#)

ПРиятные воспоминания!

User licba, 22.12.2018 14:15 (#)

Нешта пісьменніка Толстова ня ведаю. Мыбыць гэта на нейкай невядомай мне мове пераклад прозвішча :-)

User oca, 22.12.2018 16:49 (#)
25205

Вам ли, пишущему на "трасянцы" (одно слово "мыбыць" чего стоит!) цепляться к опискам? Ведь фонетически ваши перакладчыки воспроизводили его имя Леу Талстой!

Ося, мабыць, баларускае слова. А трасянка існуе толькі ў галовах доўбней, марушчых аб хох-мове. Па прыкладу гхохдойч. У кожным месцы можа быць свая гаворка. Мая, свая, месцячковая, з Рудабелкі. Бо вучыўся я ў рускамоўнай школе, і нас ніхто не пытаў, на якой мы жадаем вучыцца. А беларускія школы пачалі зачыняць адразу пасля вайны. Спачатку ў інстытутах, а потым і да школ дабралісь. На другую палову 60-х, беларускіх школ , ў гарадах і большасці райцэнтраў, амаль не засталося. А потым, пачалі знішчаць школы ў весках. Мой старэйшы брат, скончыў яшчэ беларускамоўную 1--і годку і 1970-м. А мой дваюродны, адналетак, 9-10 класы, вучыў па рускіх падручніках. А далей, ў весцы аставілі толкі 4-класы беларускай, а потым прыкрылі й іх. Мову вынішчалі. Ў гэтым вінны і Машэраў, і Мазур... і мы так сама. Алеж вынішчалі. І гэта не віна люду, а іх бяда. Выбачай калі не па літартурнаму. :-)

User oca, 23.12.2018 16:52 (#)
25205

Если вы не заметили, то обращаю ваше внимание, что у "личбы" личба памылак у яго "мове" зашкалiвае, и "мЫбыць" характерный признак того, что образованные люди называют трасянкой. Если количество диалектов не в состоянии быть приведенными к одному-двум вариантам языка, то население путем естественного и ненасильственного отбора само выбирает оптимальный и удобный для общения язык. Однако в школах повсеместно преподавали принятый на территории БССР искусственно сконструированный и принятый за основной вариант мовы литературный белорусский язык, и никто не запрещал на нем говорить. Разве учебники по математике и физике на русском языке вам помешал выучить белорусский?

В школах его преподавали так, что я обязан знанию мовы, роднай вёсцы. И учебники по точным предметам несомненно мешали. Иначе их не уничтожали бы так рьяно.

User oca, 24.12.2018 03:35 (#)
25205

Учебники по точным наукам на белорусском языке были переводами, фактически кальками учебников на русском языке. Их никто не уничтожал, просто с какого-то момента посчитали нецелесообразным печатать эти переводы ввиду почти полного сходства их текстов. Здравый смысл восторжествовал! Или вы полагаете, что если бы в ваших учебниках вместо гипотенузы было напечатано гiпатэнуза, а в вместо массы тела – маса цела, то вы бы сейчас не написали вместо "заставiлi" "аставiлi"? :)

Учебники на беларуском - были учебниками. И теминология та была не калькой, а беларускими терминами. Не забывайте, что виленский университет, как и могилянская академия в Киеве, много древнее Славяно-греко-латинской академии.

User oca, 24.12.2018 18:07 (#)
25205

Учебник на белорусском языке был падручнiкам, калька с польского названия таких книг. Вильно сейчас в Литве, Киев – на Украине, гуси когда-то спасли Рим. Настоящая независимость нового государства достигается в первую очередь успешной экономикой и законами, учитывающими интересы обычных людей и облегчающими их жизнь, а не усложняющими ее нелепыми ограничениями. А принудительное и повсеместное насаждение какой-либо языковой нормы, на которой в данное время общается незначительная часть населения, подразумевает, что законодатели считают свой народ тупым быдлом, не понимающим, на каком языке им говорить и думать.

Ося. Учись различать былое и настоящее. Былое - нас лишали родного языка. Настоящее - нельзя навязывать язык силой. Однако, как только глава государства заговорит по беларуски, за ним потянутся чиновники и народ. Но это никак нам не поможет. Ибо процветание страны в экономической самодостаточности. И кто там что считает, мне все равно. Я могу разговаривать по русски, а могу и на беларуском. И для меня это не проблема.

User oca, 24.12.2018 21:32 (#)
25205

Серя, вы не находите, что ваш совет научиться "различать былое и настоящее" смешно выглядит после того, как в своей предыдущей тираде вы притянули за уши ВКЛ и Киевскую Русь для подпорки сказанного вами же? :) Зато похвально, что потом довольно толково повторили сказанное мной. Молодец, то есть маладец!

В чем противоречие Ося? И что плохого в ВКЛ и Руси? Почему за уши? Разве в Вильне преподавали на русском? Может в Могилянке? Там несомненно был руский, но с одним с. предвестник беларуского и украинского. И многие научные термины тех времен уже существовали, и были взяты напрямую из Сорбонны, Саламанки, Падуи... Может это русские взяли их у нас? Это к тому что было. Нам насильно, навязывали русификацию. Я это видел. Ибо уже учился в школе, в те времена. А под конец русификации и ВУЗ закончил. Что касается реалий - беларуский язык почти мертв. Будет он возрожден или нет - не знаю. Знаю только что ч противник насильственного навязывания обществу языка. Пусть сами решают. Тор что важно сейчас беларусам, это свобода и достойная жизнь. Но это невозможно, пока у власти Лукашенка, сидящий на российской игле. Боюсь, что если сейчас к нам придет "русский мир", большинство беларусов примут его с распростертыми объятиями. Но это не вина общества, это его беда. Как беда первобытных, диких, полудиких, полуцивилизованных народов. Ту скорее всего, ошибки системы прогрессорства. Но это уже другая тема. А здесь, Виталий прав. Хоть я и терпеть не могу этого порохобота.

User oca, 27.12.2018 17:18 (#)
25205

Серя, ну сколько можно мусолить эту сказку про белого бычка о ВКЛ и Киевской Руси как предках “вясковай гаворкi”? Из старославянского за прошедшие столетия в результате естественных процессов возникало и исчезало такое огромное количество ответвлений и местных диалектов, что лингвистам с этнографами и не снилось. И что, мы должны всех их, заламывая руки, оплакивать или, чего доброго, реанимировать? Простому человеку безразлично, написано в магазине на ценнике молоко или малако, мясо или мяса, фонетически это произносится неотличимо. А хлеб вообще и пишется одинаково!

Ося, современные римляне не знают латыни, но это не значит, что ее не было и не было Рима. Если наш народ сочтет нужным, он возродить родной язык. Ключ к самоидентификации народа лежит в плоскости достойной жизни и свободы. Но это не значит что уничтожения языка не было. Было, однозначно.

User oca, 29.12.2018 20:09 (#)
25205

Серя, не стоит задним числом обвинять минские власти в умышленной русификации. Они-то как раз оставляли нишу для подкормки представителей творческой интеллигенции БССР, соблюдая квоты издаваемой литературы на белорусском языке. А без этого какому-нибудь Михасю Лынькову или Пятру Броуке было бы не выжить в сравнению с прозой и поэзией их знаменитых современников - русских писателей и поэтов! Разве можно сравнить творчество Арбузова или Вампилова с пьесами какого-нибудь Макаенка? А его пьесы ставили в театрах БССР, принудительно распределяя билеты по учреждениям и предприятиям. Зато “Паулинка” и “Новая зямля”, как и другие шедевры, написанные на мове, останутся в их первозданном виде, никто не покушается на их яркий язык.

Милый Ося. Как раз минские власти это и сотворили. Сравни ситуацию с Украиной, и все поймешь.

User oca, 30.12.2018 15:01 (#)
25205

Такая ситуация явилась результатом тектонических сдвигов в структуре населения после массового исхода крестьянства в города. Поэтому разномастные вясковые гаворкi были вынуждены естественным путем прийти к общему знаменателю, которым в БССР оказался родственный и понятный всем русский язык. А на Украине новые власти в чисто большевистском порыве под песню “отречемся от старого мира” попытались поставить телегу впереди лошади, не озабочиваясь тем, что единый общенациональный язык – не цель и даже не средство для достижения подлинной независимости, а только один из ее атрибутов.

Полностью согласен, Осенька. Язык всего лишь средство самоидентификации. Кроме одного. Процессы исходя селян проходили везде, однако в Татарстане сохранились татарские школы, в Украине - украинские. А наши уничтожались целенаправленно. Мазуром, Машеровым...

User oca, 31.12.2018 17:45 (#)
25205

Сравнение с ситуацией в Татарстане некорректно, ведь татарский – диалект тюркского языка, а не родственного белорусскому русского, как в Белоруссии. В сельской местности школы закрывались не по приказу Мазурова или Машерова, а просто по причине отсутствия учащихся в результате опустения деревень. Счастливого вам Нового года!

Сравни с Украиной.

Там была шмат тоўстых. Ты аб якім? :-)

User licba, 21.12.2018 21:07 (#)

Не ври, в БССР был обязателен только русский язык и литература! Дети и родители могли свободно оказаться от изучения всего беларуского!

User oca, 22.12.2018 03:08 (#)
25205

Нет смысла отвечать на скопированную вами из ангажированных статеек мифологию. Освободиться от обязаловки изучения бел. языка позволялось только тем школьникам, чьи родители не были белорусами. Этому сопутствовала бюрократическая процедура - подача заявления в ГОРОНО с приложением копии метрики ребенка, собеседование с чиновником, намекавшим на сложности обучения ввиду освобождения и т.п.

User licba, 22.12.2018 11:21 (#)

Не гони имперскую пургу! Я сам учился в те времена, никаких собеседований. Сделали беларускую мову необязательной! В Беларуси в универах и институтах исключительно на русском. Я не знаю, какой ты "вуз" заканчивала, если и училась, но мне в Питере в единственном тогда универе ЛГУ на физфаке препод ошарашила, когда сказала, что я не имею права получать тройки в отличие от остальных, потому что я из самой грамотной части бывшей российской империи, из Беларуси, беларус - значит литвин! После этого начал изучать беларускую мову, чтобы свободно читать, писать и говорить. А понимал её с детства!

User oca, 23.12.2018 02:14 (#)
25205

Значит, ваши родители тоже попытались освободить вас от уроков мовы? :) Иначе откуда бы вам знать детали процесса отказа от их посещения! Или привычно соврали?

User itl448, 22.12.2018 14:47 (#)

Этому сопутствовала бюрократическая процедура - подача заявления в ГОРОНО с приложением копии метрики ребенка, собеседование с чиновником, намекавшим на сложности обучения ввиду освобождения и т.п. ..В Украине так и было в 70х в школах

Изначально - нет. Могли только дети военных, и понаехавших. Если, последние уже учились в других школах. А вот в 70-х, право отказа было дано всем желающим.

User oca, 23.12.2018 19:24 (#)
25205

Может, кое-где по местной инициативе и упростили эту процедуру. Однако в некоторых минских школах родителям приходилось давать взятку за оформление освобождения ребенка от уроков бел. языка.

User bormotun, 21.12.2018 13:02 (#)

Я, в общем, согласен. Проблема в том, что это ведь вы начали говорить о том, что было сто лет назад. На мой взгляд, это было просто уводом разговора в сторону.

User luksus, 20.12.2018 18:38 (#)

Кроме незнания о существовании в 1918 году первого в истории белорусского государства Белорусской Народной республики, неверно выражение "после провалившегося освободительного похода на Варшаву эта территория бывшей Российской империи стала тем, чем и была до того веками - административной единицей огромной страны". Какими ВЕКАМИ? Белорусские земли были включены в состав Российской империи в 1801 году, а так называемый "освободительный" поход - это 1920 год. Всего один век с хвостиком.

15776

А что такое "освободительный поход на Варшаву? Чтобы освободить Польшу от поляков?

User oca, 20.12.2018 19:38 (#)
25205

Есть такой риторический прием, называется "сарказм" (это касательно освободительного похода). Люксус, у меня черным по русскому написано о возникновении той, с позволения сказать, "республики", подобных которой на развалинах империи кратковременно объявлялось навалом. А до 1801 года эти земли принадлежали государству, которое называлось "Беларусь"?

User licba, 20.12.2018 23:31 (#)

Это называлось Речь Посполитая двух народов. Номинально Речь Посполитая являлась единым государством, но фактически она представляла собой союз двух государств, сохранивших свою обособленность и независимость. Польша и ВКЛ. По содержанию этого законодательного памятника, который действовал на территории Беларуси аж до 1840 года, Великое княжество Литовское представало самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза двух государств, имевших единого главу и общий сойм. Власть короля Речи Посполитой была сильно ограничена. Он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. В законодательной сфере король имел право законодательной инициативы, санкционировал соймовые постановления, окончательно редактировал законы. Наличие трибуналов резко ограничило судебную власть короля. Он не имел право даже на амнистию и помилование. В сфере исполнительной власти король имел право на назначение чиновников центральных органов. Король не распоряжался казной. Статут 1588г. писан на старобеларуской мове.

User oca, 21.12.2018 00:18 (#)
25205

Если древний текст конца XVI века написан кириллицей, это вовсе не значит, что на него можно наклеить современный ярлычок еще лет полтораста назад никому не известного "старобелорусского" языка. Между прочим, на Украине многие ученые с недавних пор считают тот язык староукраинским! Вы уж не подеритесь с ними из-за такого пустяка!

User licba, 22.12.2018 01:23 (#)

12 октября 1398 года князья Юрий Пинский, Михаил Заславский, Иван Гольшанский, Иван Друцкий, Владимир Слуцкий, Александр Лукомский, Ямонт Клецкий, Мингайло Ошмянский и другие на переговорах с крестоносцами на озере Салин во время пира провозгласили Витовта «королем Литвы и Руси». Как вам литовские фамилии?
Кстати Речь Посполитая двух народов? Один - это поляки, а второй исчез? Спросите у поляков!

User licba, 22.12.2018 01:26 (#)

Национальный герой США, Польши и Беларуси Тадеуш Касцюшка всегда утверждал, в том числе в письменном виде, что он литвин! В современном понимании это беларус!

User licba, 22.12.2018 01:37 (#)

«Поляки близки белорусам как никакой другой народ.
Каждый поляк, имевший возможность посетить эту страну, не мог не заметить ощущения близости. Не раз во время переговоров с белорусами, я ловил себя на мысли, что если со стола переговоров убрать флаги, то по лицам политиков нельзя было бы угадать, кто там поляк, а кто белорус...Нас объединяет и история...Беларусь, без сомнения, это реальное государство, только с гораздо меньшим полем для манёвра, чем в Польше, но со стремлением оставаться суверенным...Должен признать, что белорусские предложения всегда были профессионально подготовлены и в принципе реализовывались согласно договоренностям. Это только доказывало, что белорусы — несмотря на диктатуру — хотели бы вырваться из роли экономического и стратегического подопечного своего восточного соседа."
Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский
nn.by/?c=ar&i=221609&lang=ru

User licba, 22.12.2018 01:43 (#)

В отеле Варшавы меня встретили нашим флагом. Было приятно. Хозяин сказал, что так как отель небольшой, то завели традицию, выставлять флаг страны постояльцев. Спросил, есть ли у них официальный флаг Беларуси. Ответили, что есть, но гости из Беларуси просят этот. Поэтому они уже не спрашивают.
ФБ Андрей Дмитриев

User licba, 22.12.2018 02:45 (#)

Белорусам по фенотипу (совокупность характеристик, присущих индивиду на определенной стадии развития — прим. sb.by) наиболее близки немцы и поляки. Об этом в эфире sb.by сообщил руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга Анатолий Усс. Мы всегда находим доноров, в основном в поле доноров Польши или Германии. Интересный факт: когда мы сравнили данные по фенотипу разных стран, оказалось, что белорусы наиболее близки, по понятным причинам, немцам и полякам», — рассказал главный гематолог Минздрава Беларуси.

User benderi_ostap, 04.01.2019 02:30 (#)

О! Нацист и долбоёб самого позорного и смешного сельского вида "licba" опять выполз. :-) 
Фенотип у нево :-) ага! Это из области памяти матки и гороскопов с плоскый землёй ;-) 
А вот этот долбоебизм тупорылого, колхозного лоха-дегенерата, что - не узнаёте, разве? : 
«Об этом в эфире sb.by сообщил руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга Анатолий Усс. Мы всегда находим доноров, в основном в поле доноров Польши или Германии.»Да это ж Хуйло на той самой знаменитой прессухе ещё прошлого года, когда оно рассказывало про биологическое оружие против расеян ;-рПодождите, эта ебанутая педрила "licba" вам всем ещё стёбные фейки от ФСБ и Якименки с Потупчиг выдаст про доктора Павлова, который объявлял всех русских законченными дебилоидами ;-))) 
Вот такая ебанутая наци-вата в маразме и является основой нынешних Гранек. Вот такое совдеповское безмозглое отребье из тупейших выблядков они и пестуют теперь. Всё один к одному как хуйлоффские первоаналы свою рашистскую вату!

User bel_medved, 20.12.2018 15:36 (#)

Почему русские должны приближать свои географические названия к языку оригинала? Тогда нужно говорить Пари́, Рома, Ерушалайм, Дойтшланд, Бе́ргамо ...

И американцев надо бы заставить говорить Шамз Элизе́ вместо Чемпс Эла́йзи.

(комментарий удалён)
User bel_medved, 21.12.2018 03:18 (#)

Транскрипция "Дойтшланд" ближе к немецкому произношения, чем предложенная вами. Африканские страны никого не заставляли, просто какой-то безымянные российский чиновник решил, что Кот-д'Ивуар красивше. Может быть, он был фаном французского языка. И не возбуждайтесь так по поводу русских предлогов, посмотрите, какие предлоги употребляют поляки или, скажем, словенцы, в применении к Украине (спойлер: предлог na).

(комментарий удалён)
User bel_medved, 21.12.2018 04:11 (#)

Это вы путаете произношение из российской школы с произношением настоящих немцев.
И не надо мне глупости предлагать, полякам предложите поменять ненавистный вам предлог. Погуглите, на польских страницах пишут "na Ukrainie", но "w Rosji".

(комментарий удалён)
User bel_medved, 22.12.2018 13:49 (#)

У вас кончились аргументы и вы перешли на оскорбления оппонента. Ну пусть будет так. Одна из функций интернета – спускной клапан для избыточной агрессии.

User bormotun, 21.12.2018 13:07 (#)

Берег Слоновой Кости никуда не делся, это Кот-д'Ивуар по-французски. :) В Верхней Вольте действительно переименовали страну кардинальным образом, как и в бывших Северной и Южной Родезиях, Ньясаленде, Бирме, Новых Гебридах, еще много где. Вот Украину и Белоруссию не переименовывал никто - речь идет о том, как правильно называть их по-русски.

, 21.12.2018 21:08 (#)

Правильно-Дойчланд. На немецком-Deutschland. Здесь, Вы правильно написали- произношение sch-как -ч. В других случаях, читается, как длиная sch-ш. Например-Schule-школа. Но, лянд, надо писать -ланд. На немецком, произносится также-Land.

(комментарий удалён)
, 25.12.2018 15:19 (#)

..

, 25.12.2018 15:22 (#)

Именно "сложности", если неправильно произносить. Лампе-это правильно, чем-лямпе. Никакой немец не скажет-спильплЯтц.

(комментарий удалён)
, 25.12.2018 18:10 (#)

Речь была про слово "Deutschland". И ваше произношение, было неверно. Только и всего.

(комментарий удалён)
, 27.12.2018 11:47 (#)

ну и хорошо, что у Вас свое мнение. Остаётся только поздравить с Наступающим!

User judgebork87, 20.12.2018 15:59 (#)

Из болота гораздо легче квакать на далёкого американского президента чем шипеть на свою главную жабу. Обитателям трясины и не нюхавшим свободы и демократии нужно бы смирно сидеть, но желание проср***ся есть, а на батьку особенно не гавкнешь. Вот и приходится всю злобу вымещать на агента Москвы в Вашингтоне.
Что плохого сделал Трамп белорусам они и сами не ответят, но подпевают некоторым своим неблагодарным соседям в Украине. Думайте белорусы не про Сирию, которую, якобы, сдаёт России Трамп, а о Родине, которую сдаст Раше председатель колхоза.

(комментарий удалён)
15776

Да, "Кот-д-Ивуар" - куда больше соответствует "русской грамматике". Кстати, а в каком месте ей не соответствует название "Беларусь"?

(комментарий удалён)
User userpc, 20.12.2018 20:39 (#)

Вам никто не предлагает делать кальку. А санаторий "Беларусь" соответствует русской грамматике? Судя по тому, что не коверкают, да... Уж если вы специалист, то может поможете: Цюрих - это нормально?

(комментарий удалён)
User userpc, 21.12.2018 09:44 (#)

Нет, не ответили. Равно как и на вопрос Юрия Дрозда про Кот-д-Ивуар. По-видимому, задачи у вас другие. Потому что специалисту по русской грамматике долно было быть понято, что и Беларусь и Цюрих я написал по-русски, а не по-белорусски и не по-немцки.

(комментарий удалён)
User userpc, 31.12.2018 11:39 (#)

Спасибо, пусть и за демагогические, ответы, ибо:
1. Кот-д-Ивуар - такое же самоназвание страны, как и Беларусь. Думаю, специалист по русской грамматики вполне мог провести аналогию, но почему-то решил упасть в несознанку. До определенного времени в русском языке использовалась калька, но когда последовала просьба так называть данную страну - никаких проблем, в отличие от Беларуси не последовало. Почему? Пришло время строить русский рейх.
2. Ничего Портников не навязывает, ибо:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=313227&rnd=C907B09AC0FD36C40D5B8CBFF022448D&from=157385-214#011799451161300467
http://bygirl.net/?p=1750

(комментарий удалён)
User userpc, 31.12.2018 11:40 (#)

Я не специалист, но мягкое "ц", как по мне - не по-русски. Я это к тому.

User userpc, 20.12.2018 20:43 (#)

И что интересно, когда попросили - отбросили кальку и стали называть, как надо. Но это же Африка - там русский рейх, в том числе лингвистически, не ставится задача воссоздать.

User licba, 20.12.2018 23:34 (#)

Вот именно, россияне африканцев на расстоянии - любим и уважаем.

(комментарий удалён)

..правильно БЕЛА . бела ,красивая .Никакие не белые, тем более руские . И руские с одним С...

(комментарий удалён)

... Согласно правилам РУССКОЙ (плять, когда до вас дойдёт?) грамматики,.....- кто выдумал эту грамматику? ....правила....языка.... скажи еще, что на нем говорил негр Пушкин ...

в этом слове в русском языке есть два слова: БЕЛ и РУС. - разделяй и властвуй .Слово Рус не имеет к мокшам , татарам и тд. и тп. никакой связи. Его просто спиздили и приватизировали...

(комментарий удалён)

..а ты тут чем молотишь? ..Все дело в языке.. окуппанты начинают с речи, языка, а заканчивают второй мировой , крымом и донбассом

User userpc, 31.12.2018 11:46 (#)

Ещё раз для тех, кто в танке:
2. Ничего Портников не навязывает, ибо:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=313227&rnd=C907B09AC0FD36C40D5B8CBFF022448D&from=157385-214#011799451161300467
http://bygirl.net/?p=1750
Как хорошо, и для Беларуси, и для России, что такие специалисты уже в Канаде.

(комментарий удалён)
User userpc, 31.12.2018 19:39 (#)

И вам всего хорошего.

User golby, 20.12.2018 20:18 (#)

К сожалению, Беларусь не стала государством в классическом понимании: русификация 100%,без языка нет нации. Нации нет-нет государства. Главный виновник Батька!

User oca, 20.12.2018 23:28 (#)
25205

А на каком языке говорят в замечательных странах Австрия, Швейцария, Бельгия? Или, может, в Аргентине говорят на аргентинском, в Бразилии - на бразильском, а в США - на соединенно-штатском?

User licba, 20.12.2018 23:56 (#)

Вы ошибаетесь, в Беларуси беларускую мову знают все и перейти на нее раз плюнуть, это вам не Ирландия! Стоит власти заговорить на ней - всё, через пару лет вся страна станет беларускоязычной. Далее, уже не однажды читал мнение западных экспертов - Беларусь как страна состоялась. Переговоры с беларускими бюрократами тяжелые, но если договор подписан, то он скрупулёзно выполняется. В Украине (к сожалению) ровно наоборот - переговоры идут легко, но подписанное часто не выполняется.
Далее, 25 марта 2018г.
Почти пять часов продолжался концерт у Большого театра в рамках празднования столетия БНР.
На сцену выходили группы Amaroka, «Мутнае вока», Akute, «Разбітае сэрца пацана», Nizkiz, Dziecuki, а также Петр Клюев, Юрий Стыльский, Игорь Ворошкевич, Кася Камоцкая, Адэля Вольская и Павел Аракелян. Смотрите фото! naviny.by/article/20180325/1522006800-svyata-nezalezhnasci-na-scene-i-pered-ney
Людей туда не привозили, такого количества власть никогда не собирала. Лукашенко не применял разгон, хотя власти и нагоняли страх. И организовали всё это люди не из политики. Беларуская мова стала мовай элиты, а сейчас, если госслужащий в выступлении говорит только на русском языке, то это однозначно воспринимается как признак ограниченности и некомпетентности, смотрите nn.by/?c=ar&i=221636

(комментарий удалён)
User licba, 21.12.2018 19:35 (#)

Врёшь как Путлер. Шушкевич был просто председателем ВС, где подавляющее большинство было у номенклатуры. А решения принимал исключительно ВС, а не председатель, а Позняк вообще был лидером оппозиции (40 у оппозиции и 280 у номенклатуры), а решения принимаются простым большинством. Арифметику ты учил? Про нацсознание беларусов (литвинов) - три восстания против российской оккупации за 70 лет 1795 -1863. АС. Пушкин для тебя авторитет?
А.С.Пушкин написал стихотворение «Клеветникам России» по следам восстания 1830г.:
«О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.»

User licba, 21.12.2018 19:44 (#)

«Если говорить о национальных костюмах, то их надевают редко — в этом году менее 10% пар. Но в последнее время все более популярным становится проведение церемонии на белорусском языке — каждая четвертая регистрация», — сообщила Кочина.
nina.nn.by/?c=ar&i=222540&lang=ru

(комментарий удалён)
User licba, 23.12.2018 15:35 (#)

Понятно, арифметику ты не учил

Знает - да. Но не станет. Для желания самоидентификации, нужна свобода и достойная жизнь И пока этого не будет, простому люду... на каком ухе у Вас тюбетейка болтается.

(комментарий удалён)
User oca, 22.12.2018 17:10 (#)
25205

Подлинная независимость достигается успешной экономикой и теми законами, которые облегчают жизнь населению, а не насильственным внедрением всяких непопулярных запретов.

User shyn, 21.12.2018 19:47 (#)

Лу-ка з самага пачатку прыходу да ўлады праводзіць палітыку ЭТНАЦЫДУ. Нават пры гаўляйтэры Кубэ адчыняліся беларускія школы, а пры Лу-ке школы закрывалі. Лу-ка спадзяваўся стаць пасля Ельцына прызідэнтам Расеі і заплаціць за прэзідэнства Беларуссю. А зараз проста баіцца крамлёскага пахана.

Пустые споры, о мове и грамматике... Нет ничего плохого ни в каком языке. И вольный народ сам в состоянии выбрать. А вот то что мы живем в преданшюссовой ситуации - верно. И без помощи мирового сообщества, уже не выберемся - тоже верно. ((((((((

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: