статья Пока не кончится вождь

Виталий Портников, 28.10.2011
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Глава администрации президента Сергей Нарышкин смело обличает коррупцию в лужковской Москве. Бывший мэр с таким же мужеством говорит о распиле собственности в Москве собянинской. Кто точнее оценивает ситуацию, может определить только Пресненский суд. Но меня интересует не столько судебное решение, сколько прозрение.


Комментарии
User rewq2, 28.10.2011 12:11 (#)

решение, сколько прозрение.

Так ничего же НЕТ! И не будет прозрения.

livejournal.com barmans [livejournal.com], 28.10.2011 14:49 (#)

"а всего через три года читал в партийных комнатах хрущевский доклад, сокрушаясь: во стервец-то был!"

вы заговорились, ни кто это не читал. сделайте поправки.

User zing, 28.10.2011 20:45 (#)

Доклад Хрущева.

Я сам присутствовал, уже будучи в армии в 1961г, на чтении этого доклада. Я помню, как нас комсомольцев собрали в казарме после ужина, всех рассадили и каждый вынимая комсомольский билет как бы подтверждал право на прослушивание этого доклада. Нас перед этим строго предупредили, что мы не имеем права ни с кем делиться об услышанном. Так что прав Портников, это действительно так и было. Видно с этим докладом членов партии знакомили раньше, а потом видимо решили ознакомить и в комсомольских организациях (думаю что только в армейских, ввиду ответственности за неразглашение), хотя мы в свои 19 лет это восприняли без особого интереса. Но после армии я с комсомолом больше связан не был - просто сжег все комсомольские документы. В армии как нигде был виден цинизм этого союза.

User chokolivskyi, 29.10.2011 16:32 (#)

Здесь что-то не стыкуется.

Доклад-1961 (на 22-м съезде) об культе личности никто от народу не скрывал. Его тут же зачитали по «радиво».
Может, в 1961 в армии читали тот доклад, что Хрущёв произнёс в 1956? А зачем? Что-то не стыкуется.

User lvovjanin, 30.10.2011 09:52 (#)

"Что-то не стыкуется"

Возможно, здесь есть неточности, но они не меняют сути: через некоторое время после смерти Сталина его преемники сказали народу, что Сталин был бякой, но вот они, его соратники (кроме Берии, Молотова, Кагановича... и примкнувшего к ним Шепилова), все в шоколаде. Возможно, такой же финт готовил Путину и Медведев: сделать это можно было только единичным разящим ударом, без видимой подготовки - но не случилось.
Что касается "прозрения", то многие мне не верят, что я не стал вступать в 1968 году в комсомол, потому, что не верил в коммунизм и видил всю гнусность той системы. Тем не менее, это так. Всё это в разной степени видели и мои сверстники, но боялись. Да, все они, всё население страны элементарно боялось. И потом боялись, тот же Медведев, когда рассказывает о том, что в коммунизм не верил, но в КПСС вступил - почему? Да из страха. И до сих пор они боятся в этом страхе признаться.

User nemez1961, 28.10.2011 12:25 (#)

Россия - страна великих прозрений.Hе только Россия.

User resus_factor, 29.10.2011 05:56 (#)

Шикарный "аргумент"!

Ведь когда в России будут похоронены образование и здравоохранение, тоже ведь можно будет сказать, что образования и здравоохранения нет "не только в России". А еще на Гаити, например.

User nemez1961, 29.10.2011 23:37 (#)

Шикарный "аргумент"!Мне он тоже нравится,но не могу понять Вашей логики прозревания минус.

User koctja, 30.10.2011 19:51 (#)

но не могу понять Вашей логики прозревания минус.

Дык вроде как бы за компания не так позорно. Правда мы еще поспорим, кто главней Гаити или Россия. У нас таких островов десятки. И к тому же мы белые, пушистые.

User nemez1961, 01.11.2011 01:58 (#)

В Германии окулистом были США. Кто или что в России?

(комментарий удалён)
User petrovbor, 28.10.2011 12:40 (#)

В лужковской Москве москвичи, в основном, были против Лужкова еще в зародыше.

А выборы, как всегда в совке (теперь в ряшке), не были выборами, а лишь назначением.

User black, 28.10.2011 12:58 (#)

Вот вам и пример

Это как раз пример того, о чем пишет Портников. Оказывается все с детства были против КПСС, за Ельцина никто не голосовал, определив с первого взгляда в нем пьяницу. Попова мэром не выбирали, потому что он откровенный ворюга, москвичи становились противниками Лужкова еще на эмбриональной стадии. А уж тех, кто голосовал за Путина надо теперь с ищейками разыскивать. А разыскав, допрашивать на Лубянке с применением тамошних ноу-хау, иначе нипочем не признаются.
Вашингтоном ли все они засланы, Лубянкой ли, или с Марса прилетели - это только варианты болезни, вызванной перманентной потерей памяти. Которая в свою очередь вызвана желанием выглядеть получше и одновременно снять с себя ответственность. "Я-то все знал с самого начала, но что я мог сделать?"

User habibulina, 28.10.2011 13:13 (#)

Ну, что вам сказать "black" , и в Германии

допонимали , кто такой адольф иванович,, а кто пробовал говорить об этом вслух стали всем известны ...не стоит призывать к этому и бросаться на проволоку под напряжением не стоит , так как это глуповато...вот , когда проволоку уберут и все усядутся на CВОИ места , тогда История и напишет свой новый Нюрнбергский...

User azudels, 29.10.2011 01:33 (#)

"когда проволоку уберут и все усядутся на CВОИ места , тогда История и напишет свой новый Нюрнбергский..."

Интересно - кто уберёт проволоку, куда усядутся все, кто проведёт и какой, процесс?

User nanoscience, 28.10.2011 18:19 (#)
3460

тема очень интересная. Выскажу мысль о том, что главным поворотом в 2000-м, на мой взгляд (я даже не буду сейчас говорить о государственном перевороте), был возврат пропагандистской машины от призывов к самостоятельной бизнес-деятельности, которая решит все проблемы людей, к пропаганде иждивенческих настроений. Нам сказали, что государство, само, решит все наши проблемы. Кстати, коммунисты делали, конечно же, то же самое. Теперь посмотрим на население. Или ему надо колотиться, или достаточно протянуть руку, ждать, и быть лояльным... Ъ Лужков тоже проводил такую агитацию. Бесплатные квартиры, двойная зарплата, особые условия проживания, таможня, граница, по периметру Москвы. Могу ли я не любить москвичей за это? Понимаете, закон должен быть на всех один, и на москвичей и на Россию. Понятно, что сибирских надбавок хватает на многих, и на Батурину, и на некоторую часть населения (оценить объем не могу, но он макроскопический). Когда Лужкова ушли, он уже ничего не может дать. Поэтому - не нужен, и можно ругать. А пока есть - надо просто потерпеть, пока нас надежно "защищат" ядерным щитом, перед тем как покормить. Кстати, в этом трюке, с Москвой, скрыт еще и смысл двойного иждивенчества, в Москве. Ласковое дитяте двух маток сосет.

User njy, 28.10.2011 14:04 (#)

Ну не совсем так

Сколько я помню, Ильича 2го уже никто не хвалил в неофициальной обстановке, нормой считались анекдоты. И к Лужкову, скажем, среднестатистическое отношение и до, и после отставки примерно одинаковое (с несколько большей негативной составляющей, чем в период его расцвета где-то в 1995-1999).
А о Собянине ВСЕ мои знакомые, от докторов наук до дворников, цензурно говорят только "плиткой его бы по башке". И отношение к Лужкову несколько позитивеет...

User hеavу, 28.10.2011 16:47 (#)
22578

Собака Путина покусала мальчика: Мальчику ж#пу пришить, собаку - насмерть. Мне некогда. Решайте вопросы.

Пранк начальника охраны Путина.
Команда http://politicprank.ru презентует свой первый пранк, если честно, мы даже не мечтали, что сам ВВП попадет в трубку, да еще и так! После такого старта, нам явно придется очень постараться, что бы удивить вас в следующих выпусках.

Путин! Пришить жопу!
http://politicprank.ru/

User oldigor, 28.10.2011 19:24 (#)

Портников о заговоре равнодушия

Позволю себе процитировать автора: "Если и был в Советском Союзе настоящий заговор, то это был заговор страха и равнодушия". Это - плагиат, хотя, полагаю совершенно непреднамеренный.
Был такой совпис в 30-е годы: Бруно Ясенский. Он написал роман, если память не изменяет, "Заговор равнодушных", там фигурировали вредители-враги народа. Самого Брунчика, естественно тоже чаша сия не минула (тем более, что, судя по имени и фамилии, он либо поляк, либо там австриец какой-нибудь), и сгинул он вскорости. Запомнился (по памяти цитирую) эпиграф к роману: "Не бойся врагов, в худшем случае они могут убить тебя. Не бойся друзей, в худшем случае они могут предать тебя. Бойся равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства". Кто изначальный автор этих строк - не помню.
Так вот - принципиально не согласен с автором статьи. Нету его, заговора! Есть так наз. "народ", он же в массе своей быдло, которое терпело произвол, глумление и насилие со стороны властей более 1000 лет и будет терпеть - непонятно сколько ещё. Да, попадались Курбские, Радищевы, декабристы, Лунины, Чаадаевы, Герцены. Потом эти идеалисты временно выродились в анархистов-террористов Нар-Воли, эсэров. Под Ррреволюционеров удачно - для себя - замаскировались откровенные бандиты-большевики. Правда, были замечательные люди, как Владимир Галактионович Короленко, который их раскусил еще в самом начале 20-х. См. его "Письма к Горькому" - я читал их ещё в самиздате. Не знаю, издавались ли они в или после перестройки. А потом уже - диссидентское движение. Единицы из миллионов. "На тыщу академиков и член-корреспондентов,/ на весь наш образованный, культурный легион/ нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов/ вслух высказать, что думает здоровый миллион" (Юлий Ким, конец 60-х).
А "народ"? Народ безмолвствует. В наши дни Ал-др Серг. мог бы добавить "и послушно голосует". Впрочем последнее не столь важно. Подбросим, подменим, подмухлюем - всё путём бу-сде, тов. Рыбоглазов.
Грустно...

User henady, 01.11.2011 17:34 (#)

Портников пишет не столько о равнодушии, сколько об отсутствии памяти. Слишком уж быстро меняется отношение к известным людям в зависимости от места в системе власти. Вот эта беспринципность и беспамятство составляют важную часть нашей морали.

User semetr5, 28.10.2011 19:52 (#)

Равнодушие - от безысходности. Все знали, все понимали... А что мы должны понимать? Что существующий режим дерьмо, это было ясно всегда. А дальше? Ну что такое мы должны понять по мнению Портникова? Здесь-то, на Гранях, можно сказать. Что надо попроситься под крыло Штатам или Европе, срочно поменять секс-ориентацию и добровольно кастрироваться? Участвовать в охоте на педофилов, аплодировать Патриотическому акту, самому просить усыпления, достигнув 40 лет? Да пошел он с таким пониманием. А что тогда?

User nanoscience, 28.10.2011 19:57 (#)
3460

а тогда надо заниматься своим творчеством, и делать свое дело хорошо. Рожать и воспитывать детей. Спортом..., ну, в общем, жить по полной программе, несмотря на сатрапов. Но только одно ограничение, не надо пачкаться, по-возможности.

User wldmr, 29.10.2011 03:23 (#)
2911

заговор страха и равнодушия -

- Не думаю, что эта фраза плагиат. Мысль о смеси или сплаве страха и равнодушия очень удачна, лаконична. Здесь отброшено всё лишнее, это почти формула.(Чуть выше - oldigor)
- Действительно в нашем пионерском детстве и комсомольском отрочестве эта цитата о молчаливом согласии равнодушных звучала чуть ли не ежеквартально на комсомольских собрания, пионерский линейках и т.п. Приводился всегда в пример павка корчагин, как коммунский новомученник, и говорилось при этом: - а вот вы все типа равнодушные, не хотите так же долбаться, как он. На что все дети тихо ужасались, представляя себя на месте того павки.

Коммунистическая пропаганда тогда вообще видела в равнодушии и пофигизме населения основную причину экономических неуспехов совка. Равнодушием также обьяснялось нежелание рабочего класса в 4 раза поднимать производительность труда и тем самым догонять и перегонять Америку. О причинах этого пофигизма тогда особо никто не заморачивался.
Но это тогда! Тогда действительно многие социальные процессы были непонятны. Сейчас-то все всё понимают, но наступают на эти грабли снова.

Потому что всё руководство сейчас (волки) родом из того детства. Что-либо планировать, о чем-то там задумываться, задаваться всякими вопросами они не хотят, да и не умеют. - Идет всё так по накатанной, ну и ладно, куда-нибудь да приведёт. По такому же принципу живет и народ (овцы) - занимайся своим стойлом и дальше не лезь.

И если к равнодушию, как основному алгоритму поведения граждан при любом тоталитарном режиме, кровавом и не очень кровавом, прибавить ещё и страх, то мы получаем почти химическую или математическую формулу, которая уже может участвовать в социальных реакциях замещения, окисления или в уравнениях с числителем и знаменателем и с двумя неизвестными величинами -общественными факторами.

Этим соединением страха и равнодушия, этим сверхтвердым вольфрамово-кобальтовым сплавом, будет постепенно подпиливаться и подтачиваться и современная Россия. И в этом же страхе и равнодушии, всех и вся, и волков, и овец, будет состоять и причина многих будущих неудач России.
- А быть может, что эти два главных качества, характеризующие любого раба - страх и равнодушие, присущие большей части населения нашей страны, послужат и основной причиной её краха в 21-ом веке, так же как они послужили причиной полного фиаско России в веке 20-ом.

User tkalichs, 29.10.2011 12:47 (#)

Если и был в Советском Союзе настоящий заговор, то это был заговор страха и равнодушия.

нет-нет. я не согласен.
здесь не хватает ещё одного определения для полной характеристики.
это должно выглядеть так: " Если и был в Советском Союзе настоящий заговор, то это был заговор РАБСКОЙ ТУПОСТИ, страха и равнодушия".
а в остальном я согласен.

User nanoscience, 29.10.2011 18:34 (#)
3460

заговор РАБСКОЙ ТУПОСТИ, страха и равнодушия

ну уж и тупости.... Все-таки, не все люди будут долбить гранит задарма. Есть фанаты, те - могут. Ну, как Перельман. И тот не выдержал - уехал. Значит, не только деньги (кстати, денег бюджетникам почему-то не платят), а еще атмосфера, окружение, включая ближайшее и, дальнее, в Кремле. В Советском Союзе была неплохая математическая подготовка, как сейчас в Индии. Причина известна, - было нужно победить натО. Теперь это все не надо. Во-первых, военные переваривают деньги сами. Во-вторых, есть уверенность, что на нефтянные можно купить все и всех. Вот только Гейм да Перельман отказались. Бывает. Так вот, десяти лет настойчивого истребления творчества и инициативы оказалось достаточно. Люди, как и при Советах, сидят и ждут, когда на них упадет, когда им дадут больше, и никогда этОго не бывает достаточно, и никогда за этО никто работать не будет. Система работает на взятках, откатах, пилении бюджета, и коррупционеры везде вокруг, и ни-чего не делают, а только жрут, даже получив кусок. Абсолютно неработающая система, и держится только на всплеске нефтянных цен... Так шта, - смотри в корень. Это - флуктуация. Усмешка Бога! Блевотина Природы.

User koloboks, 29.10.2011 18:50 (#)

Ну выйдут на площадь 300 человек,покричат что мэр -вор.Ничего не изменится

Страна управляется не снизу вверх,а сверху вниз.
Русский народ с давних пор воровал,ворует и будет воровать независимо от куклы,сидящей в кремле

User nanoscience, 29.10.2011 19:22 (#)
3460

я не ворую. А вы?

User koctja, 30.10.2011 18:33 (#)

Не воруют многие.

Но если ворует каждый пятый, то это уже писец. Достаточно имет в обществе 5% активных единомышленников и можно с обществом творить что хочешь. В нашем случае объединились ворьё с чекистами и правят бал в стране. Ибо на сегоднешний день они самые активные, самые сплоченные. Ну и процентик их довольно высок. Такова жизнь.

User tkalichs, 29.10.2011 19:42 (#)

nanoscience: " я не ворую. А вы?"

обратите внимание: вам НИ КТО НЕ ОТВЕТИЛ!
*
хотя многое зависит от понимания слова "воровство".
я работал электриком, и никогда не покупал лампочки себе домой. и не считал ЭТО за воровство.
вот если б я, как янукович, с людей шапки снимал, то тода конешно - это воровство. но я шапки не снимал.
может, поэтому не стал президентом.
как янукович.
или как путин.

User nanoscience, 29.10.2011 20:27 (#)
3460

вы правы. У нас на факультете деньги на науку приходят, в основном, из министерства. Их распределяет декан. Как правило, на свои работы, и работы своей кафедры. То же самое делает проректор. Самый большой ученый, вы понимаете, - ректор. И это немалые деньги. Ну еще, был бы хоть какой-то выход... Его нет. Потому что деньги дармовые. В институтах РАН директора делают то же самое, и деградируют. И институты деградируют. Оказывается, для получения денег, достаточно иметь гутаперчевого мальчика-писаку, который готовит документацию, по их правилам. И все тип-топ. Сказать, что я не хочу участвовать - было бы неправдой. Скорее сказать, - мне не дают, но я участвую везде, где есть открытый конкурс, и у меня нет жалоб на эти конкурсы. Назвать эту систему воровством..., но это точно коррупция. На Западе, руководитель не имеет ПРАВА получать деньги с гранта в зарплату себе. Но он может нанять людей на работу, купить оборудование, съездить на конференцию. У нас были ограничения, в СССР, сначала... Потом их убрали, как, кстати, в Китае. В некоторых странах даже запрещают покупать с грантов лаптопы и канцелярию, чтобы не дай бог... В этом смысле я говорю, что наша система насквозь коррумпирована, и абсолютно неэффективна.

User koctja, 30.10.2011 18:42 (#)

я работал электриком, и никогда не покупал лампочки себе домой. и не считал ЭТО за воровство.

Советские времена многое извратили до предела. Это как по Жванецкому - нам вроде бы платили, а мы вроде бы работали. И в народе бытовало - взять на производстве не есть воровство. Но попробовал бы кто своровать у нас в сельской местности сено в поле у частника. Если поймают - жопой об пол и через полгода на погост. Деревня, свои законы. А совхозно-колхозное воруй - ни кто слова не скажет и не "увидит". Такова была реальность. Возможно и сейчас это отрыгается нам. Хотя сомнительно.

User tkalichs, 30.10.2011 07:01 (#)

И где-же звонкие, до одури и прямые до отупения, ясные и ж-утверждающие фразы Огурцова? Просим, просим...

а фашистик? пусть пожадуется, что он домой приносит одни только методички.
а больше украсть не чего

User crohobor, 30.10.2011 07:28 (#)

crohobor

Разговор ушел далеко от Лужкова. Перешел на оценку прошлого. В отличие от подавляющего большинства, если не всех, активистов Граней уже доклад Сталина о якобы успешном завершении первой пятилетки мне читали и объясняли на школьном уроке. Верил всему. Кто еще помнит девиз 3-го года второй пятилетки "518 гигантов и 1040 МТС!" Так вот, тогда еще верили. Все тяжелей было примирить то, что видел и знал с учением МЭЛС. Собственно, и Маркс был адаприрован. Его соратники объявлены опортунистами. В Кратком курсе Сталин прдумывал себе противников и легко их сокрушал. Жизнь разбивала нашу веру. Первый удар -- насильственная коллективизация. Второй -- непонятное массовое предательство руководителей и участников революции, героев гражданской войны. "Любинец партии" (по Ленину) Бухарчик, готовил убийство Лениена. Моей родной Украиной руководили враги. Любченко, Чубарь, Кассиор, Постышев, Затонский, Хатаевич. Зловредное стахановское движение. Сплотила война и Победа.
Но все пошло по старому. На читку доклада я не пошел, меня поразило не содержание доклада (2 Х 2 = 4), но сам факт открытого разговора об этом. И вскоре тот же Хрувщев топит в крови венгерское восстание
Мы любили свою страну и ... не понимали, что происходит, но готовы были отдать и отавали ей все. И ведь видели, ложь, ложь, тупость, подхалимаж, ракеты вместо масла, отставание экономики. и все же
система казалась железобетонной, где уж бороться с ней. Несколько откровенных слов стоили мне каръеры. спасибо, не свободы или жизни.
Боюсь, страна наступает на те же грабли.

User alexfrom, 30.10.2011 09:08 (#)

--- Боюсь, страна наступает на те же грабли.

Она к ним привязана... Спасибо за Ваш пост. Сам хотел написать о том же, но Вы сказали всё, подписываюсь под каждой строкой. Хотя мне, наверное, было легче. Я не верил. Половина моей большой семьи была репрессирована и уничтожена, мой отец женился на моей матери -- дочери выселенцев, там был целый посёлок под присмотром кожанок, из посёлка чудом выжила треть, я всё это видел и знал в деталях, я слышал и видел очень многое чего лучше бы и не видеть вовсе, и потому сколько я себя помню я ненавидел совок и до боли презирал его омерзительных рабов. Но страх мой -- от него не было защиты, страх властвовал и подавлял, это отвратительное липкое ощущение что ты в яме, понимание того что ты в огромной зоне, ты за колючкой с вышками и собаками, тебя держат как скот и не выпустят никогда, а при малейшем их желании с тобой сделают всё что только может прийти в их злобные дебильные головы. Боязнь показаться им на глаза, страх как-то обратить на себя внимание, и кипящая, на всё готовая, но скованная страхом бессильная ненависть к ним -- это и есть для меня советский союз. Ничего более гадкого на этой планете пока не было. Сегодня в РФ почти уже нет открытого страха, он загнан и запрятан куда-то глубоко на дно души. Но люди не глупы, они в общем-то не сомневаются, что власть любого из них сотрёт в порошок без всякого повода и даже без усилия ибо он есть вещь, собственность этой власти, одним словом раб, и не поможет ему никто, и нет защиты ни в суде ни в полиции, нигде вообще. Россияне знают, но просто не думают об этом. Раб, терзающийся своим рабством, либо должен бежать, либо ему прямая дорога в дурдом. Поэтому не думать -- легче. Обманывать себя -- легче. Так живёт эта страна из поколения в поколение, без просвета, без надежды, без воздуха. И так будет ещё очень и очень долго. Выхода нет.

User lev, 30.10.2011 11:13 (#)

По поводу страха...

Я жителей России отчасти понимаю. Я и сам понял, в какой стране живу, только в 1990. И понял, насколько я сам подсознательно боялся, только в 1991, в момент, когда я пересек границу. И сразу ощутил чувство свободы и безопасности. Так что я немного сочувствую еще остающимся в России. И понимаю их страх перед произволом "властей". Но не могу понять и согласиться с их страхом послать эти "власти" и переехать в другую страну, выйти на свободу. Я думаю, что они уже этой самой свободы боятся.

User koctja, 30.10.2011 18:24 (#)

Если и был в С

Прав Виталий! И нехрен на жидов, омеров и аглицких империалистах кивать. Наше равнодушие, наш страх, когда "своя рубашка ближе к телу" есть наш дивиз быль сталинизму-путинизму вечно.
Нас только окуппация по примеру Японии и Германии может излечить от страха и равнодушия. И то не сразу, лет так 20 для этого нужно. Скажите не патриотично!! А хрен ли вы тогда молчали, когда Путин о.Даманский Китаю не спрося совета у народа отдал?! А почему вы молчите, когда Путин Китаю нефть за четверть цены гонит?! Почему молчите вы о том, что рыбаку на Д.Востоке выгодней и удобней пару уловов сначало в Японию загнать, а потом уж в родной порт с уловом прийти!? Ибо задолбали таможеники, погранцы и еще херова куча контролеров. И каждому - дай, дай. В итоге для рыбака шиш без масла остается.
Примеров можно много выдать на-гора, да толку что, всё пронизано страхом, равнодушием и скотством.

User alexfrom, 30.10.2011 19:55 (#)

--- всё пронизано страхом, равнодушием и скотством.

Это уже почти законченная формула, описывающая Россию, причём не только сегодняшнюю, а если можно так сказать, всегдашнюю. Так было, есть и очевидно будет. Это навсегда и выхода нет. А уехать -- можно пока (но рано или поздно спираль истории повернётся далее вокруг своей вечной оси и снова будут выездные и невыездные, как во время совковое, как при Пушкине, как при князьях московских, достаточно почитать КАКИМ ОБРАЗОМ устраивалась граница в России: во все времена она была всегда ориентирована ВНУТРЬ, а не вовне, чтоб не разбегались, а за попытку убежать -- смерть, позже каторга, при совке смягчили до строгого режима...)

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: