Комплекс товарища Наполеона
Многие комментаторы как "либерального", так и "патриотического" направления, наблюдая нарастающую и зашкаливающую за все разумные пределы антизападную риторику кремлевской пропаганды, дают ей исключительно внутриполитическую интерпретацию.
Утверждается, что власть сознательно разжигает антизападную истерию для идеологической мобилизации масс, создания атмосферы осажденной крепости, в которой легко заткнуть рот любым критикам режима, объявив их предателями, шакалящими возле западных посольств. На самом деле российская верхушка прекрасно взаимодействует со своими западными партнерами и, более того, давно интегрировалась в ненавистный Запад, держа там свои авуары, недвижимость, яхты, футбольные клубы, посылает туда учиться своих отпрысков, лечится и рожает в западных клиниках. Поэтому всякое серьезное противостояние и тем более холодная война с Западом абсолютно исключены, хотя бы потому, что при первых реальных действиях российского руководства в этом направлении западные партнеры бесцеремонно пощупают его за самые чувствительные и нежные места, например, компании Millhouse и Gunvor, владельцы которых являются ярчайшими ходячими символами мегакоррупции в высших эшелонах российской власти.
Стройная концепция, отсылающая нас к бессмертной финальной сцене "Фермы животных" Оруэлла. Стройная, но неполная. Убедительно объясняет общее направление российской внешней политики. Но не объясняет страстной сопле-сортирной исступленности (отрежем так, что ничто не вырастет!) выяснения отношений с вечно любимым и вечно ненавидимым Западом. Не объясняет фердыщенковского смакования "унижений" и "вытираний об нас ног", перемежаемого с болезненной гордыней "вставания с колен".
Забавно было наблюдать растерянность пропагандистского официоза, не знающего, в какие колокола ударить после Бухареста и Сочи: раздирать рубище "унижений" или издавать победный трубный глас "вставания с колен".
Пятнадцать лет "российская политическая элита" вновь и вновь разбивает себе голову о стенку "борьбы с расширением НАТО", прекрасно зная, что нет никакой военной угрозы России с Запада. Бесит ее не "продвижение военной машины НАТО на Восток", а бегство соседей России на Запад.
Но кому может быть привлекательна российская модель ублюдочного "капитализма друзей президента" - абрамовичей и тимченок, рейманов и зурабовых, ковальчуков и сечиных?
Не чувствуют себя комфортно наши "товарищи Наполеоны" за одним столом с западными коллегами. Да и не приглашают их за этот стол, несмотря на все их накопленные непосильным трудом несметные сокровища. Не берут их в настоящие буржуины, как справедливо заметил недавно коллега Владимир Филин. Острейшим образом стоит для них проблема легитимизации своих авуаров на Западе.
У оруэлловского товарища Наполеона, при всей его одиозности, был свой большой идеологический проект, сопоставимый по масштабу с проектом Хозяев фермы, и своя героическая эпоха. Поэтому они его и приняли в конце концов в свой круг, когда он решил стать настоящим буржуином.
Сшить пышные идеологические одежды нашему коллективному голому королю взялся, как он сам себя представляет, "профессор Государственного университета - Высшей школы экономики, декан факультета мировой экономики и мировой политики, председатель президиума Совета по высшей и обороной политике, председатель редакционного совета журнала "Россия в глобальной политике", доктор исторических наук С.А. Караганов".
Оказывается, мир вступил в "новую эпоху противостояния (НЭП)". "Разворачивается борьба между двумя моделями развития - либерально-демократическим капитализмом традиционного Запада и авторитарным капитализмом".
Вот ведь как славно все разъяснил трижды декан и председатель. Это мы сами не хотим играть в одной песочнице с традиционным Западом. Нас, авторитарных капиталистов, вместе с великим Китаем полтора миллиарда душ. Как когда-то албанцев с великим Советским Союзом было больше двухсот миллионов.
И как просветил Караганов Ходжа, так и потянулись к русской птице-тройке другие народы и государства.
"Суверенной, растущей, лучше управляемой России хотят подражать те в соседних странах, кто устал от нищеты, хаоса, неопределенности. Да и авторитарным правителям многих государств комфортней жить рядом с твердой, но последовательной и не посягающей на их суверенитет Россией".
Умри, заслуженный владелец золотой карточки "Аэрофлота", лучше не скажешь! Да уберегут тебя на несколько поколений вперед благодарные авторитарные правители лучше управляемой России от нищеты, хаоса и неопределенности.
Статьи по теме
Семиотический прорыв
Фундаментальное отличие советской риторики от нынешней в том, что если в основе первой лежало тотальное лицемерие, то в основе теперешней – столь же тотальное бесстыдство. Это, если угодно, семиотический прорыв.
Чей президент умнее-2
США, Польша и Чехия принципиально не могут отказаться от своих планов под угрозой нацеливания российских ядерных ракет. Но когда Россия блистательно решит породившую эти планы иранскую проблему, отказаться от них будет легко и приятно.