статья Патриаршая палата

Николай Митрохин, 23.01.2015
Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Выступление патриарха Кирилла в Государственной думе можно рассматривать в двух планах - содержательном и символическом. По содержанию его опубликованный текст не дает ничего нового. Патриарх еще раз подтверждает, что идеологическая доктрина, которую он исповедует, мало чем отличается от классического итальянского фашизма и других ультраправых национальных идеологий, столь популярных в Европе в 1920-1930-е годы.

Непрерывная история нации, святость ее истоков, солидарность во всем, единство целей и задач общества - все то, о чем говорил патриарх, настолько перекликается с идеями Муссолини и Гитлера, что не замечать этого может только полуобразованный советский человек. Таким Кирилл и является: не сумев закончить советскую среднюю школу, он радовал думцев воспоминаниями о якобы бескорыстных подвигах комсомольцев - покорителей целины и строителей БАМа. Про северные надбавки, целинные подъемные и шабашки бывший технический работник геологических экспедиций благополучно позабыл.

Впрочем, ни фашистская идеология, ни ностальгия по коммунистическому прошлому для Кирилла не новы. Стандартны в основном были и его просьбы, когда он от части идеологической (традиционно подменяющей у него духовную) перешел к тому, что ему конкретно нужно от законодателей.

Вот они в порядке очередности.

- Усилить борьбу с абортами, отменив их оплату из фонда обязательного медицинского страхования. Цель - спасти генофонд, увеличить прирост населения. Как известно, в первом ряду борцов за увеличение рождаемости были опять же фашисты всех мастей: нации были нужны новые солдаты.

- Уберечь население от биотехнологий: они нарушают замысел Творца, как и "поворот сибирских рек" (в отличие от изготовителей атомного оружия и ракетчиков, чьи труды РПЦ охотно благословляет).

- Учесть интересы самой неадекватной части верующих и оградить их от всех форм электронной регистрации. Просьба не новая, но Кирилл впервые рассуждает об этом не в духе "оставьте убогих в покое", но признавая правоту их опасений, что некие негосударственные "организованные силы" "на порядок повысят контроль над личностью".

- Активизировать координацию лоббистов РПЦ, расширив думскую Межфракционную группу в защиту христианских ценностей за счет депутатов Совета Федерации и региональных парламентов. Превратить плохо ли, хорошо ли, но работающую группу в пестрое собрание с непонятными функциями - это вполне в духе фашистского корпоративного государства, подменяющего реальные дела символическими объединениями всех со всеми.

- Усилить пропаганду православия в школах и вузах, официально признать теологию в качестве научной дисциплины (последнее - со ссылкой на европейский опыт). Эксперты не раз предупреждали, что дай церковникам палец - пусти их в школу, - они и руку захотят отхватить: потребуют православизации образования. Так и оказалось. От знакомства по выбору с мировыми религиями или православным вероучением на уровне 4-го класса к тотальному изучению богословия студентами - вот с точки зрения Кирилла перспектива российской молодежи.

- А учить юное поколение патриотизму будут, по замыслу патриарха, казаки, о финансировании которых он попросил парламентариев особенно позаботиться. Почему именно эта группа верующих имеет для него такое значение, знает ли он, что сейчас в Луганской области российская армия расстреливает казаков и их учеников за мародерство и отказ подчиняться бывшему советскому политруку Игорю Плотницкому, - это из речи патриарха непонятно.

Таким образом, патриарх Кирилл в очередной раз выступил с громкими политическими инициативами, направленными на предохранение общества от всего нового и поощрение архаичных форм социального и политического устройства. Но каково реальное значение этого выступления? Ведь известно, что в России парламент не место для дискуссий и разработки законов. Этим занимаются серьезные люди в администрации президента по поручению своего начальника. А он все аргументы патриарха слышал уже не раз и как-то не очень торопится с выполнением пожеланий первого лица церкви.

Однако в российской политической реальности бессмысленные, но красивые символические жесты также играют некоторую роль. Для депутатов Дума - рабочее место. Труды на благо пославших их в столицу региональных баронов, собственные маленькие гешефты, бесконечные встречи с посетителями и помощниками, необходимость высиживать на скучных заседаниях комитетов, спать на пленарках - все это требует хоть каких-то развлечений. Период знакомства с товарищами по думской работе прошел, коллеги друг другу слегка поднадоели. Так что предложение пригласить в Думу для выступления и разговоров какую-нибудь знаменитость обычно проходит на ура.

Блоги политиков и общественников, причастных к вчерашнему заседанию, забиты снимками, где все участники стоят рядом с патриархом и пришедшими в Думу епископами. Для инициаторов встречи важно стоять поближе к Святейшему, для провинциальных депутатов круто просто быть на одной с ним фотографии. А патриарху нехило засняться на думской трибуне в окружении трех сотен обожающих физиономий. Вот еще одну государственную институцию "отмиссионерил". Такого в его проповеднической карьере еще не было.

Ну а назавтра газеты по всему свету напишут, как он мощно вертит российским государством. Почитает предстоятель заботливо переведенный дайджест - будет приятно. Ведь лучше когда его воспринимают как фигуру значимую, почти равную Путину, чем как робкого политика второго ряда, который, даже стоя на думской трибуне, побоялся хоть раз произнести то единственное слово, которого от него действительно ждали. И это слово - Украина.

Николай Митрохин, 23.01.2015


новость Новости по теме