статья Огни Трампа

Илья Мильштейн, 21.12.2015
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Дональд Трамп пообещал договориться с Путиным, разрешив кризис в отношениях между Америкой и Россией. Президент РФ похвалил Трампа, "абсолютного лидера президентской гонки", за яркость, талант и сговорчивость. Абсолютный лидер рассыпался в благодарностях. Депутат-международник Пушков назвал его "единственным претендентом на звание "Человек года" в США". "Я великолепен", - подытожил Трамп.

Все это ужасно трогательно.

Умиляет, как эти двое не затерялись в огромном мире: одинокое российское государство и самый знаменитый из американских шоуменов. Внушает уважение, как долго они присматривались и приценивались друг к другу. Лет восемь, быть может: с тех пор, как будущий претендент с большой выгодой продал свой дом российскому гражданину, запасаясь средствами на грядущую предвыборную кампанию. Как они, Россия и Трамп, такие вроде непохожие, сближались. Пока наконец не выяснили, что прямо созданы друг для друга.

Дело в том, что у них обнаружилась удивительная общность политических установок. Трамп пошел на выборы со слоганом "Сделаем Америку снова великой!", а в России эта цель, грубо говоря, уже достигнута. Средством ее достижения стали конфликты, основанные на внушенном чувстве страха и ненависти к внешним и внутренним врагам: чеченцам, грузинам, украинцам, европейцам, американцам, агентам Госдепа. Кандидат в президенты США тоже умело раскручивает ксенофобию, призывая к депортации нелегалов, строительству стены на границе с Мексикой и полному запрету на въезд мусульман. Напротив, страх перед ядерной угрозой Трамп предлагает избывать иначе, то есть сотрудничать с Путиным. "Я бы поговорил с ним, я бы нашел с ним общий язык" - такая внешнеполитическая программа имеется у претендента.

Вообще для них обоих это обозначившееся взаимопонимание представляется очень большой удачей - для холоднокровного Владимира Владимировича и для темпераментного миллиардера. Сторонником Трампа на выборах становится великая держава, одна седьмая часть суши со всеми ее элитами, украшением коих служит Пушков. А у российского руководства появляется шанс обзавестись своим человеком в Белом Доме. Вообще обольстить и где-то даже вербануть президента США - это успех неслыханный. Никакого сравнения с немецким и итальянским отставниками или там отдельными депутатами Европарламента, включая Марин Ле Пен. Сбывшаяся недостижимая мечта, сладкая материализовавшаяся греза.

На чем может основываться эта удача? Вероятно, на том, что человек ХХI века даже в самых продвинутых странах столь же чувствителен к страхам, как и в древние века. На том, что страшилок, реальных и выдуманных, по мере развития цивилизации и совершенствования оружия локального поражения и массового уничтожения становится все больше. На том, что неуклонно прогрессирует мастерство политической демагогии. Вот они и сближаются, чекист и популист, американский избиратель и российский, и те, кто голосует за Трампа, порой неотличимы от тех, кто голосует за Путина.

Это еще называется кризисом демократии. На Востоке такое явление следует объяснять тем, что здесь имеют слабое представление о свободном обществе. То есть век воли не видали, хотя уже успели разочароваться в либеральной идеологии и выбрать авторитарного вождя. Что же касается Америки, то там, наоборот, практически не сталкивались с авторитаризмом. Оттого россияне до сих поддерживают своего национального лидера. Оттого многие американцы, наслушавшись Трампа, находят в нем столько силы и свежести, что готовы проголосовать за него на ближайших президентских выборах.

Правда, далеко не все, тут Путин ошибся. Миллиардер сохраняет лидерство среди кандидатов от Республиканской партии, однако в общенациональном рейтинге уступает Хиллари Клинтон. А это означает, что шанс обзавестись своим человеком в Белом Доме может быть и упущен. В том случае, например, если президент РФ с присущим ему Пушковым будут слишком часто и назойливо рассказывать американцам о том, какой Трамп яркий и талантливый, и тот по простоте душевной станет опять кланяться и благодарить. Все-таки Америка еще не достигла того состояния, чтобы голосовать, следуя подсказкам из Москвы. Поддаваясь на призывы тех депортировать, этих не впускать, а здесь строить стену. Американцы еще не устрашились в должной степени, не созрели и до ручки не дошли.

К слову, не исключено, что оно и к лучшему. Как ни гармонично смотрятся рядом наш национальный лидер и заокеанский претендент, родство их душ может оказаться иллюзорным. Это ведь сегодня, в горячке предвыборной борьбы Дональд Трамп радостно приветствует всех своих поклонников, в том числе и весьма экзотических, живущих далеко за океаном. Придя к власти и освоившись в новом кресле, этот несомненно яркий, но слишком возбудимый человек, если понадобится, легко забудет о прежних своих обязательствах. Ну да, обещал, что найдет общий язык с Путиным, но ведь обещал и другое: вернуть Америке величие.

Общность общностью, а величие - врозь.

Это, пожалуй, две вещи несовместные: великая Россия Путина и великая Америка Трампа. И если даже Джеб Буш, тоже политик довольно яркий и суровый, как-то засомневался в том, что Трампу можно доверить ядерное оружие, то Владимиру Владимировичу тем более не стоило бы спешить с комплиментами. Еще один Эрдоган, решительный и брутальный, да еще с известным чемоданчиком, - это вам не Обама. Так что лучше бы вообще не высказываться об этом кандидате, словно бы его и нет. Глядишь и не будет.

Илья Мильштейн, 21.12.2015


новость Новости по теме