статья Рыба и динамит

Илья Мильштейн, 14.12.2015
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Турки не приближались к российскому военному кораблю. Соответственно никто в них не стрелял. Во всяком случае, рыбаки не слышали выстрелов. Так говорит Музаффер Гечиджи, владелец судна, и тут можно перевести дух: значит, все живы. Война отменяется или откладывается, хотя эскалация конфликта Москвы с Анкарой идет полным ходом. Однако на сей раз обошлось без жертв.

Мы же знаем, как это бывает. Сперва "самолет неустановленной принадлежности грубо нарушил советскую государственную границу". Потом с ним, понимаете ли, "неоднократно пытались установить... контакты с помощью общепринятых сигналов", а он общепринятые сигналы "игнорировал". После чего "по курсу его движения советским самолетом были даны предупредительные выстрелы трассирующими снарядами", отгоняя гада. Ну и отогнали: "самолет-нарушитель вышел за пределы советского воздушного пространства и продолжал полет в сторону Японского моря".

Газета "Правда", 3 сентября 1983 года. Второе сообщение про южнокорейский пассажирский лайнер, уже два дня как сбитый по приказу советского руководства. 269 погибших, скандал и трагедия мирового уровня, "империя зла", холодная война.

А сегодня положение еще острей, оттого и совпадения казались почти дословными. "Вахтенная служба корабля обнаружила на расстоянии около 1 тыс. метров турецкое судно... несмотря на многочисленные попытки не шел на радиоконтакт... и не отвечал на специальные визуальные сигналы... было применено стрелковое оружие... турецкое судно продолжило движение..." Вспоминался и недавний приказ Путина, адресованный российским воинам: "действовать предельно жестко" и "немедленно уничтожать" всех, кто будет представлять угрозу для Вооруженных сил РФ. И хотя речь шла о группировках, базирующихся в Сирии, ясно было, что нападение турецких рыбаков на беззащитный российский сторожевой корабль - это как раз тот случай, который имел в виду главнокомандующий. Но вот слово взял эфенди Гечиджи, и ситуация слегка разрядилась.

Все прочее в тумане.

Непонятно, что там на самом деле произошло, в греческом Эгейском море, где мирно стоявший на якоре "Сметливый" едва, говорят, не стал добычей хищных рыболовов. Желавших его протаранить. Может, турки действительно решили потроллить российских моряков, провоцируя стрельбу и как бы полемизируя с тем чуваком, который втыкал им "Иглу" на босфорском рейде. А теперь, сквитав счет, Анкара отыгрывает назад, и владелец сейнера недоуменно разводит руками. Стреляли? Да что вы говорите! А почему же никто не слышал?

Не исключено, впрочем, что стрельбы и вправду не было и никто ни к кому намеренно не приближался. Просто Путин велел Шойгу нагнетать конфликт, и тот, взяв под козырек, распорядился устроить виртуальный морской бой с турками хоть где-нибудь - например, к северо-востоку от острова Лемнос. Однако никого страшней рыболовов в эти дни обнаружить не удалось, инцидент сочинялся в спешке, оттого и вышло довольно глупо и смешно.

Вдобавок ставший героем дня Музаффер Гечиджи уже ощущает себя ньюсмейкером и, продолжая комментировать чрезвычайное, в сущности, происшествие, низводит его до уровня анекдота. Дескать, рыбаки политику на хавают и вообще думали, что стоявшая в море хреновина с пушками - это был корабль НАТО. Согласитесь, обидно слышать такие слова от турецкого морского волка, и тут поневоле склоняешься к мысли, что все-таки имел место заговор и за успешное проведение антироссийской спецоперации владельцу рыболовной компании "Гечиджилер балыкчылык" секретный орден будет вручать лично Реджеп Эрдоган.

Если же говорить всерьез, то вот так и начинаются войны. Один инцидент, другой, российский вождь говорит, что оружием бряцать не будем, но помидорами не отделаетесь, турецкий национальный лидер сообщает, что призывает соседей к переговорам, но терпение его не беспредельно, - и вот уже турецкий военно-морской атташе вызван на ковер в Москве и внимает речам, каких турки от россиян лет сто не слышали. Раскаленным речам "о возможных пагубных последствиях безрассудных действий официальной Анкары в отношении российского воинского контингента" - и на их фоне анекдот из жизни турецких рыболовов звучит особенно прикольно. Многие истинно смешные анекдоты - они ведь про смерть и про конец света.

По сути ситуация предельно проста. Путин не только обложен со всех сторон разнообразными санкциями и загнан в угол. У него личные счеты с Эрдоганом, и он ищет способа отомстить своему турецкому двойнику. Ну, а тот, легко постигая загадочную только для западных лидеров русскую душу Владимира Владимировича, полагает, что разговаривать с ним надо на единственном доступном языке. На языке силы, соединенной с издевательством. Рыбак рыбака видит издалека, а рыба одинаково гниет с головы и у нас, и у них - и в России, и в Турции.

И пока эти дубликаты пытаются закошмарить друг друга и гонят волну, обстановка постепенно обостряется до предела, и едва ли в Москве, Вашингтоне и Брюсселе еще не заготовлены планы на тот случай, если дипломатическая война России с Турцией обретет динамику. О планах мы можем только гадать, но уже сегодня понятно, что дела для человечества складываются похуже, чем в 1983 году.

Тогда тотальное взаимное неприятие сохранялось на уровне риторики, и для Рейгана советские вожди были теми врагами, которых надо было сдерживать прежде всего экономическими средствами. А товарищи из Политбюро сами смертельно боялись войны, и перестройка в конечном счете была признанием их собственного бессилия и даже неправоты. Нынешнее руководство РФ, в особенности Путин, зомбированы не хуже своих телезрителей, и это означает, что они, вероятно, готовы идти до конца. Война с рыболовами - один из эпизодов смертельного противостояния страны и мира, и стандартных решений в поисках выхода из тупика совсем не видно. Просматриваются лишь нестандартные, но и о них, за неимением достоверной информации, говорить бессмысленно. День прожили, никого не убили, выстрелов не услышали - и хорошо.

Илья Мильштейн, 14.12.2015


новость Новости по теме