статья Живой

Илья Мильштейн, 06.10.2014
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Любимов выдерживал любые перегрузки. Травлю, тупые ножницы цензуры, резавшие по "Живому", прогоны в пустых залах, куда допускались только придурки из минкульта и бабы-дуры из райкома партии, актерские загулы... "Скажи еще спасибо, что живой!" - спел ему Высоцкий, а он мог бы ответить: "Кому сказать спасибо, что живой?.."


Комментарии
Vip krokodil777, 06.10.2014 10:27 (#)
22674

"Пробивал спектакли"... "купался в скандалах"... "дурачил начальство"... "развешивал цитатки"...
Сучья, тюремная, крысиная жизнь совкового художника между тупицами-начальниками сверху и провинциальными юродами снизу...
И это позорище вызывает у интеллигентных совков ностальгические поллюции...
Браво, кретины!

User ibs, 06.10.2014 11:01 (#)

Честно говоря, никогда бы не подумал, крокодил, что ты такой дурак, прости господи.

User adamkasimir, 06.10.2014 11:28 (#)
3543

Крокодил - Дурак из Дураков!!!
Но что особенно отвратительно, этот мутила взял себе за правило открывать все форумы, посвящённые творчеству настоящих умных и талантливых людей своими идиотскими и вонючими кучками... ТЬФУ на эту рептилию!!

User natala, 06.10.2014 12:14 (#)
3006

"Пробивал спектакли"... "купался в скандалах"... "дурачил начальство"... "развешивал цитатки"...

Крокодил, делая всё это, Любимов оставил после себя бессмертное наследие в виде этих самых постановок. Он просто действовал против демагогов с партбилетами их же оружием, которое ни навязали всем и использовал это оружие со всей силой своего таланта.

User natala, 06.10.2014 12:15 (#)
3006

"которое ни навязали"

Корректировка: которое они навязали.

Vip krokodil777, 06.10.2014 12:42 (#)
22674

Это мне объяснять не надо.
Я много лет участвовал в выставках "художников-нонконформистов" на Малой Грузинке, в подвале того самого дома, кстати, где жил Высоцкий. Мне все эти советские страсти знакомы не по книжкам.
В какой-то момент мне стало ясно, что СССР (как и сегодняшняя путинская Россия) - это протухший кусок сыра, в котором копошатся люди-личинки. И все наши смоктуновские, табаковы, рихтеры, спиваковы, калягины, райкины.... в большей или меньшей степени ссученые крепостные Политбюро... (ну а сейчас - российские артисты - как и все другие российские налогоплатильщики - путинские подсрачники) ....
Стало так тошно от этого... потому что и их искусство - и тоже разумеется в большей или меньшей степени - воняло тухлым советским сыром. Тоже можно сказать и про театр на Ебанке. Гамлета с Высоцким я все-таки посмотрел - позже на видео... Кто-то его назвал самым хриплым бараном в стаде... Такова же была и его игра.

Vip krokodil777, 06.10.2014 13:10 (#)
22674

уровня Жеглова в сериале для дебилов

User marazm_sovetov, 06.10.2014 14:33 (#)
51965

Остапа понесло :)))

User ibs, 06.10.2014 15:39 (#)

Забавно, где это крокодил умудрился раздобыть видео "Гамлета"? Нет этой записи, её или не делали, или не сохранилась.

User roker, 06.10.2014 16:21 (#)
22038

http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=120059

User ibs, 06.10.2014 17:49 (#)

Спасибо, я уже нашёл эту же запись на rutracker.org Что, однако, не оправдывает крокодила.

Vip krokodil777, 06.10.2014 18:20 (#)
22674

Специально сейчас пересмотрел - кусок из Гамлета с Высоцким. наберите на ютюбе "высоцкий гамлет" и оно вылезет.
Ужасно! Тряпка какая-то дурная по сцене мотается. У Высоцкого глаза - наркомана, злобная морда. Переигрывает, орет истерично, того и гляди в приступе падучей упадет... Тошнотворно.

User ibs, 06.10.2014 18:43 (#)

Сочувствую. Но помочь, увы, не могу

(комментарий удалён)
Vip krokodil777, 06.10.2014 17:52 (#)
22674

Это не мое слово. Довольно отвратительное слово. Но, насколько я его понимаю, "подсрачник" - это пэмперс по-русски. А вот - ногой - это был в моем детстве "поджопник".

User marazm_sovetov, 06.10.2014 14:31 (#)
51965

"И это позорище вызывает у интеллигентных совков ностальгические поллюции... "

Вы неправы, Крок, и я попробую объяснить Вам, в чем. Вселенная, в которой мы живем - единственная. Планета, на которой мы живем - единственная (населенная разумной жизнью). СССР - страна, в которой нам не повезло родиться, но она тоже - единственная. Жизнь у каждого человека - ОДНА-ЕДИНСТВЕННАЯ. И так далее. Понятно, что Любимов мог бы сказать совкам: "да пошли вы все нах...", уехать за границу и там ставить спектакли. Или мог бы сменить профессию и стать, не знаю - театральным критиком. Но тогда мы не узнали бы, что это такое - ЮРИЙ ЛЮБИМОВ, не было бы "Театра на Таганке", другим стал бы Высоцкий... и т.д. Да, в мире есть разные страны, разные люди и проч. Вы, например, могли бы родиться в США, в семье Рокфеллера - катались бы сейчас как сыр в масле. А Вы родились в "совке", в семье рабочего (инженера, дворника). Но Вам, ведь, не приходит в голову покончить жизнь самоубийством из-за этого! Вы живете такой жизнью, которая Вам досталась. Вот так же - и Любимов.

Vip krokodil777, 06.10.2014 14:46 (#)
22674

Спасибо за такое проникновенное милосердное пояснение (я не шучу).
Вот именно, из-за того, что жизнь у нас одна - и прожить ее надо по-человечески, а не как сталинская - брежневская или путинская личинка в гнилом мясе - и надо было уехать и никогда в гноюшник не возвращаться. А он вернулся - а в конце еще и закрымнашествовал не на шутку, значит, так ничего, старый дурак и не понял. Можно быть блистательным актером (каким Любимов безусловно был), хорошим режиссером, дерзким организатором и при этом - дураком. Хорошо еще скотиной не был, как многие-многие другие советские и нынешние путинские культурные корифеи....
....
Я родился в семье ученых в Москве. Безумно любил Москву, Родину, такую какой она была. Лет в тридцать понял наконец, что эта любовь не взаимна. Ну и... ауфвидерзеен, товарищи бояре... А когда два десятка лет прожил в Европе, и активно познакомился с европейской культурой... то понял и то, что жил первую половину жизни не просто в культурной повинции мира... но в помойном зловонном ведре.... жизнью советской личинки...

User marazm_sovetov, 06.10.2014 16:08 (#)
51965

"...то понял и то, что жил первую половину жизни ... в помойном зловонном ведре ... жизнью советской личинки..."

:)). Ну, в принципе, я с Вами согласен. Но считаю, что каждый человек имеет право прожить жизнь так, как считает нужным. Дурак ли Любимов? По сравнению с Платоном и Сенекой, наверное, дурак. Он не понял, что так наз. "перестройка" - просто ловкая разводка, поверил, что в России что-то может измениться мирным путем. А кто из нас это понял? Я, например - нет. Значит - тоже дурак! :). Однако, нельзя забывать, что ничего подобного в истории человечества до сих пор не происходило! Нет аналогий! Поэтому, осуждать Любимова, да и кого-либо другого за такую "глупость" - это глупо! :)). Я не большой любитель театра, но "на Таганке" был пару раз. Одну вещь помню хорошо - "Десять дней, которые потрясли мир". Я тогда был молодым, никаких "намеков" не увидел (возможно их там и не было) - обычный революционный сюжет. Высоцкий играл Керенского, образ был совершенно пародийным, оглупляющим. Ну, что делать? Наверно, режиссер и актеры в то время во все это верили. Дураки? Несомненно! Но другой "Таганки" у нас не было! Спасибо уже за то, что они не ставили тупых производственных пьес.

User gin, 06.10.2014 18:01 (#)
5316

я тоже верил, что изменения возможны.. что все будет ок, просто "с начальством не везло".. а народ же образованный, самый читающий в сортире.

User zvirblis_317, 06.10.2014 18:39 (#)
21611

самый читающий в сортире.
----------------
:))))))))))))))))

User marazm_sovetov, 06.10.2014 18:51 (#)
51965

Вот, вот, это оно самое! Но, кажется, многие уже начали понимать, что дело не только в "начальстве".

User parnek115, 07.10.2014 00:18 (#)
2924

Ув. Крокодил и Маразм советов,

Прочитал Вашу увлекательную дискуссию, спасибо Вам обоим, очень интересно. Мое личное мнение (которое в общем никому не интересно, кроме меня самого), ближе к позиции Маразма советов. Позиция ув. Крокодила в отношении конформистов--уж очень бескомпромиссная, на мой взгляд. Не все были героями в те времена, скорее, героев было--на пальцах одной руки посчитать. Другие--жили как могли, и ходили хлебнуть глоток свежего (относительно) воздуха в Театр на Таганке.

Г-н Крокодил, с уважением (но без согласия) отношусь к Вашему мнению по поводу игры Высоцкого в "Гамлете". Сейчас смотрится немного, так сказать, dated, а в то время (конец 70-х) это была бомба. Вообще, это дело вкуса, на мой взгляд. Кому-то игра Высоцкого нравилась, а Вам -- нет, вот и все дела.

Vip krokodil777, 07.10.2014 02:42 (#)
22674

Очень вежливый коммент.
В конце семидесятых для меня была бомба не Высоцкий, а фильмы Феллини, Пазолини, Антониони, Берталуччи, Ферерри... Из наших Параджанов, Тарковский...
Высоцкий-актер мне не нравился никогда. Гамлета я к тому времени видел уже классического, английского, кажется Чемберлена и немецкого Бруно Ганса. А вот "я все бегу по гаревой дорожке"... у Высоцкого получалось прекрасно. Да и сама постановка у Любимова получилась какая-то куцая.
Я видел и несколько опер, поставленных Любимовым на Западе (по телевизору). Не понравилось. По-моему оперу надо петь, а не ставить.
Честно говоря, не люблю театр.
Не люблю сценические зрелища - что-то есть в этом шизофреническое.
Какие-то люди на сцене что-то говорят ужасно неестественными "театральными" голосами... Ужасно.
Еще хуже - симфонический концерт. Это камера пыток. Даже симфонии Малера - самое любимое.
...
А Любимов меня разозлил своим интервью, в котором городит патриотическую чепуху про Крым - т.е., хоть и жить осталось всего несколько дней, но лижет Воблоглазому - по привычке со сталинских времен - его задницу, подыгрывает дебилам. А так, разумеется достойный советский человек.

User parnek115, 07.10.2014 03:16 (#)
2924

Ну, в кино наши вкусы полностью совпадают--я тоже в те годы все доступные тогда фильмы перечисленных Вами режиссеров пересмотрел. :-) Про интервью Любимова не знал--жаль, что он так выступил. Пожалуй, Вы правы, конформист он был, каких поискать. Но... и фрондер тоже, в рамках доступного. Была такая невидимая черта, за которую большинство людей боялось переступать. Те, кто переступал, или уезжали или садились. Любимов этой черты не переступал. Но кому бросать в него камни? Уж не мне, я сам этой черты никогда бы не переступил.

Vip krokodil777, 07.10.2014 04:24 (#)
22674

Единственный камешек, который я в Любимова бросил - мелкий и безопасный камешек - был за Крым, остальные камни я кинул не в него и даже не в "них" (приспособленцев-фрондеров с множеством фиг в карманах), а во всех нас, проживавших убогую провинциальную жизнь в СССР и даже не замечавших этого... ну а на меня тут спустили по русскому обычаю за это лавину булыжников... Как были серыми, так и остались...

User parnek115, 07.10.2014 18:37 (#)
2924

Я понимаю. А вот насчет "всех нас, проживавших убогую провинциальную жизнь в СССР и даже не замечавших этого", как можно нас в этом обвинять? Сравнивать было не с чем, информации о "нормальной" жизни практически никакой, да и не забудьте, мы были молоды и неопытны. Это теперь, 30 лет спустя, тэк скээть in hindight, все более или менее понятно, а тогда... Люди просто старались жить своей жизнью. Так что камешек в "мой огород" по этому поводу принять не могу. :-)

User parnek115, 07.10.2014 18:39 (#)
2924

in hindsight :-)

User ulwar, 07.10.2014 07:37 (#)

Вы знаете, я, пожалуй, с Вами соглашусь. Не про театр — в театре я не разбираюсь, так что ничего не могу сказать — а вообще про моральную позицию человека в искусстве. В самом деле, как можно заниматься искусством в такой гнили, такой навозной куче? Как можно делать произведения искусства — тем более если они в самом деле хороши и талантливы — зная, что они послужат только во славу и на усиление проклятой империи? Я думаю, если бы я обнаружил в себе хоть какой бы то ни было талант, я бы никогда не стал употреблять его в совке.

Я помню, я читал письма Томаса Манна, уехавшего из нацистской Германии и переждавшего, как он сам писал, "шабаш ведьм на чужбине", своим коллегам, которые не уехали и пытались намёками, эзоповым языком критиковать нацистский режим. В частности, там была следующая мысль:

> Непозволительно, невозможно было заниматься «культурой» в Германии, покуда кругом творилось то, о чём мы знаем. Это означало прикрашивать деградацию, украшать преступление. Одной из мук, которые мы терпели, было видеть, как немецкий дух, немецкое искусство, неизменно покрывали самое настоящее изуверство и помогали ему. Что существовали занятия более почётные, чем писать вагнеровские декорации для гитлеровского Байрейта, — этого, как ни странно, никто, кажется, не чувствовал. Ездить по путёвке Геббельса в Венгрию или какую-нибудь другую европейскую страну и, выступая с умными докладами, вести культурную пропаганду в пользу Третьей империи — не скажу, что это было гнусно, а скажу только, что я этого не понимаю и что со многими мне страшно увидеться вновь.
> Дирижёр, который, будучи послан Гитлером, исполнял Бетховена в Цюрихе, Париже или Будапеште, становился виновным в непристойнейшей лжи — под предлогом, что он музыкант и занимается музыкой и больше ничем. Но прежде всего ложью была эта музыка уже и дома. Как не запретили в Германии этих двенадцати лет бетховенского «Фиделио», оперу по самой природе своей предназначенную для праздника немецкого освобождения? Это скандал, что её не запретили, что её ставили на высоком профессиональном
уровне, что нашлись певцы, чтобы петь, музыканты, чтобы играть, публика, чтобы наслаждаться «Фиделио». Какая нужна была тупость, чтобы, слушая «Фиделио» в Германии Гиммлера, не закрыть лицо руками и не броситься вон из зала!

Это, конечно, было написано про нацистский рейх, но это относится и к совку. К совку это относится, на самом деле, даже сильнее. Рейх и существовал-то не более десятилетия, и преступлений совершил намного меньше и, главное — никакой нацизм не смог настолько извратить, изувечить и изуродовать немецкую культуру, как это проделал советский рейх за 80 лет своего существования с народами, населяющими его территории. Немцы отбросили десять лет нацизма как кошмарный сон, очнувшись после которого они продолжили свою жизнь как европейская культурная нация. Отпечаток же, оставленный совком намного долговечней, он будет влиять на нашу жизнь и на жизни потомков наших потомков ещё многие десятки и сотни лет. И когда я смотрю на это, я недоумеваю: как можно было заниматься искусством в советском союзе? Как можно было делать не просто искусство, а хорошее, сильное искусство? И кем становился художник, который творил в таких условиях?

Vip krokodil777, 07.10.2014 13:35 (#)
22674

Ответов у меня нет, конечно...
....
Поневоле начинаешь сравнивать Томаса Манна и Любимова (хотя такое сравнение и дико).
Мог ли Томас Манн, как Любимов, годы танцевать в "Ансамбле песни и плски НКВД"?
Или, как Любимов, играть Олега Кошевого в "Молодой гвардии" или в пьесе Михалкова "Раки", ставить "Антимиры", "Десять дней", "Мать", "Что делать", и кучу другой муры, чтобы потом поставить "Мастера"...
Не случайно кстати Любимов себя отождествлял с Гербертом фон Караяном, членом нацистской партии, фаворитом Гёринга, сделавшим блистательную карьеру в Германии именно во времена зверствующего нацизма, неоднократно выступавшего на различных торжественных концертах, устраиваемых для фюрера и его людей.
...
Да, гитлеровский период в Германии длился всего 12 лет, но советская оккупация ГДР продолжалась еще 45 лет. И тамошние актеры и режиссеры тоже, как и Любимов вынуждены были играть и ставить ужасные пьесы. Участвовать в отвратительных идеолгических кампаниях, вступать в партию... Уехать позволили после постройки Стены далеко не всем...
...
Брехт, фигура неприятная, даже вернулся после эмиграции - в ГДР...
...
так что приспособленчество, лакейство, пресмыкание артистов перед тоталитарными властями - феномен не только русский. Но в России он - суть... главный поток... а в других странах... уродливое временное явление. Хотя лакейство артистов перед денежными мешками... процветающее на Западе... не на много лучшее явление, чем извечное русское холопство...
...
А делать искусство все равно хочется. Написать хорошую книгу и картину разумеется можно. Но без связей, без денег, без рекламы, без покровительства мощных артистических, политических или денежных воротил, ты останешься со своей книгой и картиной один.... Как бы ни была хороша твоя продукция...
А актеры, режиссеры --- те, бедняги, и творить в одиночестве не могут, они с незапамятных времен рабы и проститутки работодателей, князей, королей, банкиров-ростовщиков и прочей мрази... Селяви.
...
Только на один ваш вопрос есть точный ответ
Вы спрашиваете, "кем становился художник, который творил в таких условиях..."
Тут все ясно. Чаще всего михалковым.
И очень-очень редко - любимовым.

User roker, 06.10.2014 16:30 (#)
22038

"Вы неправы, Крок, и я попробую объяснить Вам..."

Приведенные Вами доводы неправоты юзера К. мне показались неубедительными (я уж не говорю о весьма показательной стилистике их подачи).

Вся построенная Вами конструкция рушится уже в самом начале, ибо совершенно непонятно, с чего Вы решили, что "Вселенная, в которой мы живем - единственная."

Дальнейшее же, пардон, никак не противоречит написанному юзером К.

Более того, Ваша аргументация полностью подтверждает пафос его филиппики :)

User marazm_sovetov, 06.10.2014 19:00 (#)
51965

"Более того, Ваша аргументация полностью подтверждает пафос его филиппики"

Троллил тролль тролля поллитровкой, да не выполлитролировал!

User ibs, 06.10.2014 11:00 (#)

Честно говоря, никогда бы не подумал, крокодил, что ты такой дурак, прости господи.

User adamkasimir, 06.10.2014 11:36 (#)
3543

Илье Мильштейну огромное спасибо за прекрасный, умный и объективный некролог, за то, что охватил такие широкие аспекты российской культурной жизни на примере огромной и, всегда, творческой жизни Мастера!

User pipetka, 06.10.2014 12:01 (#)
21218

+++++++++++++++++!!!!!!!!

User natala, 06.10.2014 12:11 (#)
3006

"Илье Мильштейну огромное спасибо за прекрасный, умный и объективный некролог..."

Присоединяюсь, Адам.

User zvirblis_317, 06.10.2014 18:40 (#)
21611

++++++++++++++++++++

User natala, 06.10.2014 12:17 (#)
3006

"Выросший в сталинские годы, Любимов был не только великим режиссером, но и великим актером в той пьесе, которую десятилетиями играл на одних подмостках с партией, правительством и их холуями. Казалось, он порой прямо наслаждался этой своей ролью бесстрашного диссидента под маской искуснейшего демагога."

Любимов был всё-таки молодцом, отлично использовал оружие демагогов против них самих и делал своё бессмертное дело.

facebook.com Yury Bekker, 06.10.2014 14:10 (#)
5900

Слушал "Добрый человек из Сезуана"по радио много,много лет назад-был восхищён!Помню до сих пор.Жил в
Киеве,в Театре на Таганке никогда не был...Следил за скандалом в Театре Любимова уже живя в США.
Глубоко скорблю по уходу Великого Художника...Прожил ОН почти 100 лет,а,всё равно,УШЁЛ БЕЗВРЕМЕННО...

User marazm_sovetov, 06.10.2014 14:17 (#)
51965

Шикарный некролог!

User two_a, 06.10.2014 17:50 (#)

krokodil: «Вот именно, из-за того, что жизнь у нас одна - и прожить ее надо по-человечески, а не как сталинская - брежневская или путинская личинка в гнилом мясе - и надо было уехать и никогда в гноюшник не возвращаться. А он вернулся - а в конце еще и закрымнашествовал не на шутку, значит, так ничего, старый дурак и не понял».

В понятии крокодила «прожить по-человечески» - это жить только для себя: вкусно жрать, мягко спать, плевать на принципы, а для своего благополучия можно и предавать. Ему неведомо и чуждо то, что могут испытывать и чему хотят служить такие люди, как Юрий Любимов.
Для таких, как Любимов, Россия была их домом, их страной, которую они не желали покорно уступать разного рода властным негодяям, даже если его не понимала и не одобряла большая часть народа, - затюканного, замордованного, обесчещенного и лишенного способности понимать и осознавать ту мерзость, в которой его держали и держат негодяи. Деятельность Любимова - это его борьба за другую, иную Россию.
Люди, подобные Любимову, – борцы! Да, они могут и ошибаться, и ошибаются как все люди - им ведома и слабость.
Но когда их судят за их стойкость и самоотверженность разного рода ужи, крокодилы и другие пресмыкающиеся и рептилии, то эти рептилии вызывает только то чувство, какое обычно и испытывают по отношению к земноводным - брезгливость, презрение, гадливость.
«... меня только равный убьет» - писал великий поэт. Высказываться так, как себе позволяют "крокодилы", и судить людей за мужество и преданность выбранному пути может только равный, а не обыватель, озабоченный только своей постелью.

User adamkasimir, 06.10.2014 18:52 (#)
3543

"Для таких, как Любимов, Россия была их домом, их страной, которую они не желали покорно уступать разного рода властным негодяям, даже если его не понимала и не одобряла большая часть народа, - затюканного, замордованного, обесчещенного и лишенного способности понимать и осознавать ту мерзость, в которой его держали и держат негодяи. Деятельность Любимова - это его борьба за другую, иную Россию.
Люди, подобные Любимову, – борцы! " - прекрасные слова напутствия Мастеру в ВЕЧЬНОСТЬ!

User two_a, 06.10.2014 20:35 (#)

"слова напутствия Мастеру в ВЕЧНОСТЬ!"
То и омерзительно, что находятся здесь ничтожества, которые, плюя в вечность, в подлости своей стремятся унизить высокого, чтобы этим как бы сказать, что они мол не хуже его.
«Врете, подлецы»!(с) Он – не такой, как вы! Вам не дано даже чуть-чуть приблизиться к нему.

User adamkasimir, 06.10.2014 21:18 (#)
3543

Хам, желая возвыситься, начал унижать отца своего - Ноя, за что и стал нарицательным именем для таких ничтожества. Комплекс своей "особости" свойственен глупым графоманам...)))

User two_a, 06.10.2014 21:55 (#)

!
Упоминание о библейской притче про Хама и отца попадает прямо в "огород" биографии расплевавшегося ... субъекта.

User d44yuriy, 06.10.2014 21:45 (#)
10546

Да, в общем, крокодил и есть личинка в мясе - неважно какого происхождения это мясо. Главное - что сытно, тепло и уютно. А там, вне моего кусочка, гори оно все огнем.

User roker, 07.10.2014 02:03 (#)
22038

"большая часть народа, - затюканного, замордованного, обесчещенного и лишенного способности понимать и осознавать ту мерзость, в которой его держали и держат негодяи. "

:)

Народ, обладающий перечисленными достоинствами, и есть мерзость, порождающая негодяев и прочее...

User trubadur777, 06.10.2014 22:04 (#)

С каким бы удовольствием я набил хлебальник гниде-крокодилу, редчайшая паскуда!

21790

Напрасно вы ругаетесь, господа. Никаких реальных несогласий между вами не наблюдается.

User marazm_sovetov, 07.10.2014 15:02 (#)
51965

"Никаких реальных несогласий между вами не наблюдается."

Я тоже это заметил. Но, к сожалению, никто не отменял такого понятия: "малолетний мудак". Это свойство проходит только с возрастом. Знаю точно, т.к. сам таким был :).

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: