статья Полезный еврей

Александр Гольдфарб, 12.10.2009
Александр Гольдфарб

Александр Гольдфарб

У меня, как у каждого еврея, два сердца.
Владимир Гусинский

Если ж будешь торговать ты елеем,
Если станешь ты полезным евреем,
Называться разрешат Россинантом
И украсят лапсердак аксельбантом.

Александр Галич


С тех пор как Владимир Гусинский пропел в израильской прессе осанну Путину, у меня в голове навязчиво крутится эта старая мелодия.

Тем, кто помнит мудрые куплеты Галича, все, что я здесь напишу, покажется жалким плагиатом, но молодому поколению все же будет небезынтересно узнать, какие пласты исторической памяти взмутил Владимир Александрович, предложив свое еврейское сердце на службу правителю прежней родины.

Путин, конечно, не антисемит. Как не был им и Сталин. Оба они - прагматики, действовавшие строго в рамках политической целесообразности. Оба творчески разыграли еврейскую карту для внедрения бодрого имперского духа в измотанную потрясениями русскую душу.

Сталин придумал космополитов. Путин, получив власть, сообразил, что самый быстрый способ возвысить свой ненавязчивый образ до исторического стандарта российской государственности - это бросить к ногам улюлюкающей черни голову богатого еврея.

Гусинский тогда убежал. Березовский тоже. Абрамович откупился. А вот Ходорковскому не повезло. Он сидит за них за всех. Если бы и он убежал, посадили бы Фридмана.

И вот теперь Гусинский просит у Путина прощения и обещает быть полезным, если ему разрешат вернуться. Какая же может быть от него польза?

Владимир Александрович очень правильно рассчитал момент. Ходорковскому сейчас клеят второй срок, ибо в Кремле поняли, что годы тюрьмы превратили незадачливого олигарха в мстительного графа Монте-Кристо и стоит ему только выйти, уж он им покажет! Поэтому и засадить его нужно раз и навсегда. Проблема в том, как поприличнее представить это внешнему миру. Вот тут-то Гусинский может здорово пригодиться. Будучи сам виртуозом пиара, он понимает, насколько заманчивым его предложение покажется в Кремле.

Его международная слава борца за свободу слова, его ореол жертвы режима, особенно в еврейских кругах, - как раз то, что нужно Путину, чтобы смягчить впечатление от новой расправы над Ходорковским. Обласкав Гуся, будет сподручнее закопать Ходора. Сталин тоже так делал: награждал премией Эренбурга в разгар "дела врачей". Но Эренбург все-таки принимал медаль по уважительной причине - делал себе "прививку от расстрела". А в Варшавском гетто евреи записывались в юденрат, чтобы спасти семью. Но Гусь? Он просто устал быть олигархом-лишенцем. Его замучила ностальгия. Он хочет вернуть утраченный мир дач, мигалок и кремлевских тусовок. У меня нет слов!

Получит ли он, что ищет, в награду за свой маневр? Cтанет ли плясать русского вместе с Путиным и чекистами на могиле несчастного Ходора? И опять не идет из головы навязчивая мелодия:

...Но и ставши в ремесле этом первым,
Все равно тебе не быть камергером
И не выйти на елее в Орфеи...

Когда Гусь будет спускаться с трапа самолета "Эль-Аль" в Домодедовском аэропорту с еврейским сердцем в протянутой руке, оркестр грянет не "Хава нагилу" и не сталинский гимн на слова Михалкова. Он сыграет забытую песенку Галича:

Ой, не шейте вы ливреи, евреи!

Александр Гольдфарб, 12.10.2009


новость Новости по теме