Колонки
Статьи
Новогодняя сказка
Вместе они заставят зарвавшуюся, оборзевшую, подлую власть отступить. Не перед оппозицией, а перед законом. Потому что никаких законных оснований постоянно отказывать в праве на митинг в этом конкретном месте у властей нет. И делают они это исключительно ради принципа. Чтобы показать, кто в доме хозяин. Чтобы унизить. Ну и чтобы не дать оппозиции обзавестись новым символом.
Темнота безлошадная
Телега без лошади, вместо которой впряжен Чубайс, наверняка заедет куда-нибудь туда, где офисный планктон, все эти десятки тысяч "специалистов высокого класса", довольные жизнью, радостно проголосуют за того же Путина. То есть в идеале нас ожидает сильно ухудшенная модель китайского капитализма. С другой стороны, где взять настоящую живую лошадь?
Загребают, но не совком
В этом году достижения неототалитаризма весьма существенны. Он очень гибок и приспособлен к новейшим информационным технологиям. Он легко создает иллюзию перемен, измышляя и распространяя слухи о противоречиях внутри тандема. Один из тандемократов может даже обещать изменение политической системы. А почему нет? Создав тандемократию, неототалитаризм показал, что способен на подобные перемены – чем это не реформа политсистемы?
Тупики "модернизации"
Осуществились все золотые мечты партийно-гэбистской номенклатуры, которая и задумала перестройку в середине 80-х годов. Чего она достигла в результате 20-летнего цикла? Полной концентрации политической власти, такой же, как и раньше; громадных личных состояний, которые тогда были для них немыслимы, и совершенно другого стиля жизни. И самое главное – как правители они избавились от какой-либо социальной и исторической ответственности.
Год совка
Вообще-то это "Капричос" Гойи. Мерзкие хари чудовищ, порожденных сном разума. В одном конце Москвы чудовища терзают Лебедева с Ходорковским, а в другом – разжигают костер для Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева. Черный орден Стругацких. Злобные монахи, палачи в сутанах и толпа кликуш в зале суда.
Ноют раны
Есть миф, что Афганистан еще никому не удавалось завоевать, что афганцы никогда не покорялись завоевателю. Завоевывали, покорялись. Эффективное сопротивление было возможно только при массированной помощи извне, как это было в годы советского вторжения. Миф об афганской непобедимости – плод американской пропаганды тех лет. Он был впоследствии подхвачен и творчески развит российскими экспертами в погонах, а теперь обернулся против самих американцев.
Если бы да Кабул
Они действительно не знают, как сегодня преподносить отечественной и зарубежной публике советскую войну в Афганистане. Можно было бы, конечно, вернуться к старой доброй советской формуле: советские войска вошли в Афганистан, чтобы предотвратить американскую агрессию. Но с точки зрения сегодняшней политической конъюнктуры эта версия совсем не катит.
Не подходите к ним с вопросами
Решение питерского парламента, не позволившего провести референдум по "Охта-центру", определялось совсем не правовыми аргументами. Было ясно, что сверху дали привычную команду "Не пущать!", которую дружно выполнило парламентское большинство (единороссы и жириновцы). Почему прозвучала команда – тоже понятно: не допускать никаких референдумов – это давняя и сознательная позиция власти, причем не только питерской.
Суверенная дипломатия
В день, когда прогремело интервью Кадырова, президент России вновь предупредил будущего президента Украины, что не стоит вступать в иностранный военный блок и "нервировать людей". Россиянам напомнили об угрозах. Уже не на уровне Кадырова. На самом высоком уровне. Напомнили в дипломатичной форме, осторожно, обтекаемо, без аббревиатур. Но какой вывод вы сделали бы на месте молодого кавказского парня, услышав по телевизору такое напоминание?
Энергия разрусения
У России как государства внешней политики нет. Ни в теории, ни в практике. Институциональной внешней политики. Она есть у отдельных людей, имеющих собственные интересы в разных точках – от Абхазии до Венесуэлы. Поэтому и вопросов много. Но их надо задавать не в связи с российскими национальными интересами, а в связи с интересами этих самых отдельных людей.