Балуевский поехал в Пекин обсудить будущие совместные маневры
Начальник Генштаба Вооруженных Сил Юрий Балуевский считает предстоящие российско-китайские учения шагом вперед в военных отношениях двух стран. "Мне очень приятно осуществлять свой первый официальный визит в страну, к моим друзьям, с которыми нас связывают партнерские отношения", - сказал Балуевский в четверг в аэропорту Пекина, прибыв с визитом в Китай.
Планируется, что Балуевский пробудет в Китае до 20 марта. Там он проведет переговоры с высшим военным руководством КНР и обсудит детали учения, которые пройдут осенью 2005 года на побережье Желтого моря.
По мнению начальника Генштаба, предстоящие учения являются "шагом вперед в военных отношениях двух стран". Балуевский отметил, что начинает свой визит с "большими полномочиями, полученными от министра обороны".
Между тем, по сведениям "Коммерсанта", визит Балуевского связан со скандальной ситуацией, которая сложилась вокруг учений. Изначально на этих учениях предполагалось отработать взаимодействие в борьбе против терроризма. Однако, отмечает газета, Пекин поменял формат учений, фактически превратив их в проработку захвата Тайваня.
Провести совместные антитеррористические учения предложил министр обороны России Сергей Иванов во время своего визита в Пекин в декабре минувшего года. Место для учений пришлось долго выбирать. Пекин согласился предоставить свою территорию, но отверг предложение Москвы провести учения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Генштаб РФ рассчитывал задействовать в ходе маневров российскую авиабазу в Канте (Киргизия), открытую в прошлом году президентом Владимиром Путиным.
Однако Пекин ответил категорическим отказом, предложив взамен провинцию Чжэцзян на морском побережье. Рядом с этой провинцией находится Тайвань.
Комментарий
Совместные учения с Китаем - несомненно, дерзкий прорыв российской военной дипломатии. По оригинальности и эпатажу что-то сродни "приштинскому броску". Этакий вызов США и остальному миру. И очень характерно, что инициировал акцию российский министр обороны Сергей Иванов. Китайская сторона откликнулась с охотой - мало кто решается на совместные маневры со страной, которая находится в предвоенном состоянии (речь идет о Тайване, который КНР готова присоединить к себе "немирными средствами", что и подтвердила 14 марта сессия Всекитайского собрания народных представителей).
Помимо традиционного для г-на Иванова обороны антиамериканского зуда тут еще присутствует и вполне прагматичный интерес. Дело в том, что почти весь 2004 год прошел под знаком охлаждения военно-технического сотрудничества между Китаем и Россией. Пекину не понравилось, что Москва предлагает ему оружие и боевую технику "второй свежести", а образцы нового поколения держит за семью замками. Кроме того, Пекин был заинтересован в лицензионном изготовлении российских истребителей, а Москва этому мягко противилась. В декабре недоразумение было разрешено - Сергей Иванов привез китайцам предложения, от которых они не смогли отказаться: протокол соглашения о поставках 24 истребителей Су-30МК2 для ВМС КНР, а также решение о продолжении сборки истребителей Су-27 по российской лицензии в Китае. Для страны, в отношении которой еще действует эмбарго Евросоюза на поставки оружия (после расправы над оппозицией на площади Тяньаньмэнь в 1989 году), это был хороший подарок. Ну и довеском, чтобы уж закрепить великую российско-китайскую дружбу, "подарок от фирмы" - предложение разыграть совместные военные учения.
Своеобразие ситуации заключается еще и в том, что Китай никогда не отказывался от борьбы за так называемые "спорные территории" в районе китайско-российской границы. Эту тему просто до времени засунули в долгий ящик, но от территориальных претензий к России Пекин никогда официально не отказывался. Поэтому как бы красиво ни назвать предстоящие маневры, но, бросая совместный десант на побережье провинции Чжэцзян (одно из предполагаемых мест учений), китайцы, вполне возможно, будут репетировать свой бросок на берега Амура где-нибудь под Уссурийском. Забавно.
Хорошим выходом из ситуации (Иванов – мастер создавать такие ситуации), с сохранением лица, для России может быть только один сценарий учений - раскинуть под сенью бамбука карту, попередвигать на ней солдатиков и кораблики, а потом смахнуть со стола и уставить его бутылками рисовой водки, после чего и начать российским и китайским генералам реально крепить великую дружбу.
Справка
Совместные учения Китая
В августе 2002 года тайваньская пресса объявила, что на маневрах китайских войск "Дун Хай-7" намерена присутствовать российская военная делегация. В ходе учений на юго-восточном побережье КНР отрабатывалась высадка десанта на остров, что вызвало беспокойство Тайваня. РФ и КНР не подтвердили факт участия российских военных в учениях.
10-11 октября 2002 года в горных районах вдоль границы Китая и Киргизии прошли военные учения двух стран с целью "отработки взаимодействия в борьбе с терроризмом". По оценкам западных СМИ, армия Китая на учениях отрабатывала действия против уйгурских сепаратистов.
4-12 августа 2003 года на приграничных территориях Казахстана, Киргизии и Китая прошли военные учения стран–членов ШОС "Взаимодействие-2003" с участием более тысячи солдат Казахстана, Киргизии, КНР, РФ и Таджикистана.
21-23 октября 2003 года в акватории Восточно-Китайского моря прошли учения ВМС Китая и Пакистана, что вызвало недовольство Тайваня и Индии. Тайваньский МИД назвал их "очередной демонстрацией угрозы" со стороны Китая, а Индия выразила беспокойство в связи с тем, что пакистанские военные в ходе учений якобы обучались использованию систем ПВО, которые Пакистан планировал закупить в КНР.
14 ноября 2003 года в Восточно-Китайском море прошли учения ВМС КНР и Индии "Дельфин 0311". Отрабатывалось проведение поисково-спасательных операций. МИД Тайваня осудил индийское участие "в военно-морских играх, направленных против Тайваня".
16 марта 2004 года в акватории Желтого моря вблизи китайского порта Циндао состоялись учения ВМС Китая и Франции. С французской стороны в них участвовали фрегат Latouche-Treville и корвет Commandant Birot, с китайской – эсминец и танкер. МИД Тайваня расценил маневры как "неприкрытую угрозу" и выразил сожаление, что Франция приняла участие в этой "авантюре".
2-6 августа 2004 года на северо-западе Китая (на Памире и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе) прошли учения подразделений КНР и Пакистана. С применением артиллерии и авиации были "отработаны приемы борьбы с террористами".
Коммерсант, 17.03.2005
Дословно
Юрий Балуевский
У нас есть о чем говорить, что предложить китайским товарищам в части военно-технического сотрудничества и прочих областях.
РИА "Новости", 17.03.2005