Голубиное воркование в Капитолии
Начальник Главного разведуправления Генштаба Вооруженных сил генерал-полковник Валентин Корабельников в своей служебной записке обратил внимание руководства Совета безопасности РФ на два законопроекта, которые недавно были приняты к рассмотрению в Конгрессе США. Сразу оговоримся, что ту же информацию в Москве могли получить и по менее специфическим каналам: план законотворческих работ Конгресса - это вполне доступный документ. Вероятно, ведомство генерала Корабельникова относит Капитолий к объектам военной разведки наравне с Пентагоном.
Надо заметить, оба законопроекта действительно имеют прямое отношение и к безопасности, и к обороне. Первый, внесенный в Палату представителей группой конгрессменов (Том Аллен, Джеймс Макговерн, Роберт Эндрюс и пр.), наделяет президента США "полномочиями по определению необходимого для обеспечения национальной безопасности количестива носителей ядерных вооружений". Его краткое название: "Закон 2001 года о гибком подходе к сокращению стратегических вооружений". Второй законопроект называется "Закон по снижению ядерной угрозы". Он определяет главные направления политики в области сокращения ядерных боезарядов США и России. Внесен сенатором Мэри Лэндрю.
Инициативы американских законодателей примечательны в том смысле, что дают более или менее ясное представление о серьезности намерений США и дальше сокращать ракетно-ядерные арсеналы. И свои, и российские. Хорошо информированное ведомство г-на Корабельникова уверяет, что проекты уже можно считать законами, поскольку в них "достаточно полно учтена позиция по ядерной проблематике влиятельной части американского гражданского и военного истеблишмента".
О чем говорит первый законопроект? Об отмене параграфа 1302 закона о финансировании федеральной программы "Национальная оборона". В 1997 году президенту США было запрещено выводить из боевого состава носители стратегических наступательных вооружений, если их количество в результате снижалось до порога, предусмотренного СНВ-1. Запрет вводился с целью поощрить Россию к ратификации СНВ-2. Сегодня, когда договор уже как год ратифицирован, поправка становится обузой, из-за которой Минобороны США вынуждено тратить средства на содержание 50 ракет MX, признанных избыточными для решения задач ядерного сдерживания (речь идет примерно о 700 млн долларов). Законопроект отменяет параграф 1302 и наделяет президента США дополнительными полномочиями по сокращению американского ядерного потенциала.
Второй законопроект трактует, как надо ловчее вести дело с Россией по всем вопросам ядерной безопасности. Главная мысль - лучше всего сокращать лишние арсеналы рука об руку с Россией. Хотя президенту разрешается принимать решение и "на одностороннее сокращение". Закон обязывает главу государства "наладить сотрудничество США с Россией" в области ядерного разоружения и контроля за средствами массового уничтожения.
"Политика США, - говорится в разделе 4-м, - должна быть направлена на заключение с Россией официальных соглашений по переводу как можно большего количества ядерных вооружений обоих государств... из состояния готовности к немедленному пуску в состояние пониженной готовности". В 5-м разделе речь идет о мерах контроля за партнером (доверяй, но проверяй). В частности, "все составляющие элементы ядерного оружейного арсенала России, включая системы доставки, должны быть идентифицированы и определено их количество".
Далее - следует определить те элементы ядерного потенциала, распространение которых наиболее вероятно, и обеспечить (совместно с русскими) их сохранность. Точно так же сосчитать количество научно-технического персонала, задействованного в ядерной сфере, и обеспечить его "продуктивное использование внутри России", причем таким образом, чтобы в дальнейшем предотвратить утечку российских мозгов в другие страны.
Отдельно оговорены вопросы финансирования. На договорную работу с Россией в 2002 году Минобороны выделяется 600 млн долларов, Госдепу - 200 млн и Министерству энергетики - 1,2 млрд. Итого: 2 млрд долларов. Кроме того, предусмотрено списание российского внешнего долга (с участием не только США, но и других государств) в обмен на выделение Россией средств в "специальный независимый фонд" для финансирования "программ нераспространения".
Вот такие планы у американских законодателей. Если верить нашему ГРУ, то уже в этом году оба закона могут быть приняты и подписаны президентом. Очевидно одно: в США возлагают большие надежды именно на сотрудничество с Россией в ядерной сфере. Американцы так же, как и мы, тяготятся излишками ядерных арсеналов. Не ахти какое открытие, но в российских СМИ чаще проводится мысль обратная - американцы-де мечтают затариваться оружием и дальше, в том числе и баллистическими ракетами с ядерными боезарядами.
Особенность же сегодняшней ситуации как раз в том и состоит, что и Россия, и США объективно заинтересованы в сокращении своих ядерных арсеналов. До полутора тысяч единиц или до трех (для начала) - это уже детали. Главное - воспользоваться случаем, совпадением выгод. Держаться за то, что нас объединяет. Задвинуть в дальний ящик то, что разъединяет. Вполне разумная тактика в интересах национальной безопасности.
Противоракетная оборона: Время кланяться, и время уклоняться - Грани.Ру, 23.07.2001
Противоракетная оборона: Дежурят страх и разум в свой черед - Грани.Ру, 23.07.2001
Ядерные вооружения (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Голубиное воркование в Капитолии
Инициативы американских законодателей примечательны в том смысле, что дают более или менее ясное представление о серьезности намерений США и дальше сокращать ракетно-ядерные арсеналы. И свои, и российские. Хорошо информированное ГРУ Генштаба уверяет, что проекты уже можно считать законами, поскольку в них "достаточно полно учтена позиция по ядерной проблематике влиятельной части американского гражданского и военного истеблишмента".