Также: Война

статья Клякса в космической летописи

Федор Орлов, 28.12.2000

Новогодние праздники для российской космической отрасли безнадежно испорчены. Неудачный запуск шести спутников с космодрома Плесецк в Архангельской области довел до критической массы объем негативных сообщений о положении дел в стане наследников советских первооткрывателей космической эры.

То, что злосчастный пуск был последним в уходящем веке, возводит его в ранг события из ряда вон выходящего. Это склоняет всех кому не лень к обобщениям на тему о том, как первые сегодня становятся чуть ли не последними, и мрачным сентенциям про "космос, который мы потеряли".

Самое досадное, что эти стенания, конечно, гиперболичны, но далеко не беспочвенны. В реальности мы имеем дело с несчастным случаем, который по нынешним российским космическим меркам еще и являет собой совершеннейшую рутину. То есть первая реакция, возникающая у любого мало-мальски посвященного в историю вопроса, - это восклицание вроде "эка невидаль". И правда, ничего невиданного не произошло.

А произошло то, что Минобороны в лице своего Главного разведывательного управления лишилось трех аппаратов "Стрела-3", предназначенных для связи с зарубежными резидентурами. "Мирный космос" России недополучил три спутника "Гонец-Д1", которые должны были пополнить долго и мучительно создаваемую гражданскую низкоорбитальную систему связи. Все комментарии чинов из штаба Ракетных войск стратегического назначения о том, попали или не попали вышеупомянутые сателлиты на ту или иную околоземную орбиту, рухнули они на земную поверхность или сгорели в атмосфере, изначально не имели значения. Уже минут через двадцать после старта всем причастным к делу было очевидно, что ни ГРУ, ни Российскому авиационно-космическому агентству, которому принадлежит группировка "Гонец", хороших вестей ждать не следует.

Но это вовсе не значит, что и те, и другие потерпели невиданное поражение. Скажем, в июне 1998 года то же ГРУ ГШ все от тех же братьев по оружию из РВСН получило совершенно аналогичный "подарок". Как и в этот раз, ракета-носитель "Циклон-3", взятая из армейского неприкосновенного запаса, угробила шесть космических связников "Стрела-3". Как и на этот раз, РВСН некоторое время обещали разыскать блудных космических шпионов, но чуда, разумеется, не произошло. Военные разведчики клялись и божились, что российская резидентура в результате неуспехов ракетчиков не пострадала. Куда больше их заботило то, что описаниями миссии спутников "Стрела-3" в те дни пестрели страницы российской периодической печати. Есть основания полагать, что и на этот раз три "Стрелы", выпущенные в никуда, не повлияют на судьбы российских нелегалов за бугром. К моральному же ущербу ГРУ не привыкать: неприятные неожиданности - необходимая составляющая профессии.

Потери, понесенные Росавиакосмосом, носят тоже в основном "гуманитарный" характер. С 1996 года, то есть с самого начала создания системы гражданской космической связи "Гонец", это всего третий запуск предназначенных для нее спутников. Если учесть, что для полноценной работы группировки необходимо 45 аппаратов, а на орбите находилось лишь 6, то "недополучение" еще трех погоды не делает. А вот что действительно тревожит Росавиакосмос, так это то, что неудача РВСН в представлении всех без исключения сограждан ассоциируется со слабостью гражданского космического ведомства. А слабость действительно имеет место, и о ней Росавиакосмос иногда и сам не прочь поведать, дабы добиться милостей от бюджета. Но только делать это он предпочитает по собственной инициативе, а не открещиваясь от проблем своих военных коллег.

А для последних неудачный старт - действительно большая беда. Репутация армейских пусковиков и степень достоверности предоставляемой ими информации о ракетах-носителях оказалась под самым серьезным сомнением. Ведь предыдущий "армейский" запуск, когда боевые расчеты РВСН пытались вывести на орбиту американский космический спутник Quick Bird, закончился неудачей. Как и нынешний, его предваряла могучая пиар-кампания, в ходе которой, как и накануне теперешнего злосчастного пуска, прославлялись стати конверсионных ракет и профессионализм военных специалистов. Правда, и ракета была другая, и запускали ее другие люди. И вообще, виноваты ли российские военные в том, что американская пташка потерялась, это еще вопрос. Но то, что неудачи РВСН становятся системой, это уже факт.

Федор Орлов, 28.12.2000