Также: Война | Персоны: Владимир Калинин

статья О всех кораблях, не ушедших в море

Владимир Калинин, 26.08.2002
Фото с сайта www.ntvru.com

Фото с сайта www.ntvru.com

Принято считать, что ВМФ России начал ускоренными темпами деградировать в постсоветские времена. За последние десять лет флот действительно сократился в три раза. Однако "черная полоса" в истории ВМФ началась еще до развала Союза.

Когда денег в стране было много и каждый день печатали все новые и новые, на флот их отпускали не жалея. В восьмидесятых за границей на валюту построили покрасочное судно, которое так никогда ничего и не покрасило - предложенная технология покраски оказалась безумно дорогой даже для богатого советского флота. Были построены спасательные лодки, которые никого не так и не спасли.

Уже под занавес СССР у флотоводцев началась гигантомания. С стапелей один за другим стали сходить самые большие в мире тяжелые подводные ракетные крейсера стратегического назначения. Они сразу попали в Книгу рекордов Гиннесса. Их подводное водоизмещение - около 34 тысяч тонн. Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежительное отношение к вопросам обеспечения базирования - все это привело к необходимости иметь огромный запас плавучести, а в конечном итоге - к гигантским размерам. Но мало кто знает, что половину всего объема этой гигантской субмарины занимает балластная вода, из-за чего ракетоносец саркастически окрестили "водовозом".

В создании гордости российского флота - многоцелевых АПЛ типа "Курск" - конструкторы также переступили пределы здравого смысла и логики. Главная задача этих подлодок - уничтожение авианосных ударных группировок (АУГ). Однако многим специалистам уже давно было ясно, что такие корабли, как в военном, так и в техническом аспектах себя исчерпали. Однако руководство ВМФ продолжало решать проблему преодоления авианосной системы ПРО-ПВО традиционным способом - наращиванием количества подводных крейсеров, нацеленных на каждую АУГ. Это граничило с абсурдом, так как два подводных атомохода стоили дороже, чем авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". В планах же Главного командования ВМФ было строительство двух десятков подлодок этого проекта.

Это громадье планов негативно сказалось на боевых качествах российского ВМФ. И теперь ученые в пожарном режиме пытаются переориентировать кораблестроительные программы на создание глубоководных малошумных лодок, вооруженных компактным, но эффективным оружием. Но от замысла до производства дистанция огромного размера. И любые звучащие сегодня оптимистичные заявления о быстром и эффективном переоснащении флота вызывают у ученых-корабелов, мягко говоря, раздражение.

Вот лишь некоторые перспективные разработки, которые должны были бы определять лицо современного ВМФ, но не определяют. В связи с тем, что современные торпеды уже "достают" подводные лодки на глубине 800 метров и современные торпедные аппараты стреляют на такой глубине, развитие подводного судостроения пошло вглубь. В Центральном научно-исследовательком институте имени академика А.Н. Крылова проходят испытания натурные модели глубоководных лодок, способные выдержать давление в циклическом режиме 600 атмосфер, а в статическом - 1000 (!) атмосфер. Это соответствует давлению на глубине 6 и 10 километров. Если глубины от 3 до 6 километров довольно распространены по всему Мировому океану, то глубина более 10 километров есть только в одном месте - в Марианской впадине. В камере с давлением 1000 атмосфер и диаметром 3,2 метра уже прошел испытания натурный глубоководный аппарат "Русь". Однако когда-то еще дойдет дело до создания реальной глубоководной подлодки?

В лаборатории средств акустической защиты отделения судовой и промышленной акустики ЦНИИ им. Крылова уже создали новые гидроакустические покрытия для субмарин. Но опять же новая защита будет устанавливаться на всех подводных лодках пятого поколения, которые начнут строить не раньше 2020 года.

Параллельно идет работа по созданию принципиально нового оружия на основе инфразвуковых колебаний. Это оружие сегодня пока выглядит слишком фантастическим, даже в лабораторных условиях, не говоря о производственной практике.

У российского корабля, конечно, будет преимущество в радиолокационной, тепловой и оптиколокационной защите. Но реалисты говорят, что произойдет это в лучшем случае через 10-15 лет. Хотя отечественная наука уже создала, пусть пока и в модельном варианте, принципиально новый корабль-невидимку, защищенный от обнаружения во всех физических полях.

Но если где-то и удается "оборонке" уйти в прорыв, то и в этом случае флоту радоваться не приходится. Например, оружейники Екатеринбургского ОКБ "Новатор" разработали и создали новый ракетный комплекс "Клаб-Н" для надводного корабля XXI века. Но "Клабом" сегодня вооружают три фрегата проекта 11356 - Talwar, Trishul и Tabar, которые строятся по заказу Индии на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Сбор и обработка информации одновременно от 250 источников, а также выдача целеуказаний осуществляются боевой информационно-управляющей системой (БИУС) "Требование-М". Это еще одна российская новинка - петербургского НПО "Меридиан". ВМФ России все эти "ноу-хау" отечественной науки и промышленности увидит еще не скоро.

Владимир Калинин, 26.08.2002