Также: Война | Персоны: Александр Плотников

статья Лубянские водоросли в "Аквариуме"

Александр Плотников, 04.02.2002
www.agentura.ru

www.agentura.ru

Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Анатолий Квашнин передал президенту доклад с подробным анализом военных аспектов антитеррористической операции, проведенной США в Афганистане. В докладе целый раздел посвящен американским войсковым силам специальных операций. На основании этого анализа Квашнин делает вывод: России пора создать аналогичную структуру - командование сил специального назначения. Предложение Генштаба принято верховным главнокомандующим к рассмотрению.

Подразделения разведывательно-диверсионного назначения в Вооруженных силах существуют давно. Спецназ есть в армейских структурах, на флоте, в авиации и, конечно, в Главном разведуправлении Генштаба. Именно "Аквариум" (так в обиходе называют штаб военной разведки) закрепил в профессиональной лексике слово "спецназ". Это произошло в шестидесятые годы, когда формировались бригады специального назначения на случай масштабных боевых действий в Европе. Им предстояло уничтожать органы военного управления противника, пусковые установки американских ядерных ракет, узлы связи и пр. Со временем функции этих частей несколько корректировались в соответствии с вызовами времени. Например, в разгар афганской войны 40-я армия была усилена 12 отдельными батальонами ГРУ для борьбы с караванами моджахедов.

Однако попыток объединить под единым командованием все силы специального назначения в советские времена не предпринималось. Видимо, памятна была история с маршалом Георгием Жуковым, которого в 50-х заподозрили в подготовке военного переворота, главным инструментом которого должны были стать "специальные отряды штурмовиков" (тот же спецназ).

При Павле Грачеве получила развитие идея создания мобильных сил (МС) - по сути тех же сил специальных операций с мощной оперативной поддержкой армейских частей постоянной готовности. Уже были намечены места дислокации МС - главным образом вдоль южных рубежей страны, в том числе на Северном Кавказе поясе страны. Но дело погубила подковерная борьба: никак не могли решить, кому "рулить" фактически новым родом войск - главкомату Сухопутных войск или командованию ВДВ. Весь пар ушел в интриги, и в результате с началом чеченской кампании Грачеву пришлось собирать с миру по нитке боеспособные полки. О мобильных силах пришлось забыть.

Нынешний проект, предложенный президенту, может повторить судьбу предшественников. Похоже, Квашнин воспользовался болезнью министра обороны Сергея Иванова, чтобы застолбить в Кремле свой вариант всеармейского спецназа. Известно, что незадолго до своего злополучного баскетбола Иванов, также под впечатлением американской операции в Афганистане, дал задание командующему ВДВ Георгию Шпаку разработать предложения по созданию российских сил специальных операций. Квашнин же в этом вопросе предпочел опереться на опыт ГРУ. Его прохладное отношение к десантникам общеизвестно. То есть опять "разводка" двух военных структур с непредсказуемым исходом.

5 ноября прошлого года, в День военной разведки, Владимир Путин отметил роль армейского спецназа в операции на Северном Кавказе и вообще не пожалел лестных слов по адресу именинников. Однако искушенных грушников хорошее обхождение президента не расслабило. К тому времени в "Аквариуме" уже почувствовали намерение Сергея Иванова "укрепить" руководство ГРУ специалистами из родственных ему "контор" - бывшими коллегами из ФСБ и СВР. Единственной опорой грушников в этой ситуации оказался Анатолий Квашнин. И его нынешнюю инициативу с опорой на интеллектуалов ГРУ можно рассматривать как своеобразный вызов прихворнувшему министру обороны.

Значимость проекта очевидна. По сути это создание армии в армии. Автономные комплектование, подготовка, снабжение, финансирование (своя закрытая часть в оборонном бюджете). Все исключительно на базе элитных кадров. С приоритетным обеспечением новейшей техникой, оружием, спецсредствами связи и пр. И под непроницаемой завесой совсекретности. Затея дорогостоящая, но все же дешевле, чем вытягивать все Вооруженные силы на уровень реальной (а не бумажной) боевой готовности. Глобальная агрессия извне России вроде бы не грозит, а вот нужда в спецоперациях в пределах отечества вполне может возникнуть. И не единожды.

Теперь остается решить лишь один вопрос - кому доверить столь многообещающую и могущественную структуру? Военным разведчикам или чекистам? На стороне первых богатый опыт спецопераций, их органическая связь с войсками. Вторые, профессионально оценив затею, не без резона считают, что такую "армию в армии", при определенных обстоятельствах, можно сделать эффективным инструментом политики. А значит, без особого контроля со стороны бывшего КГБ никак не обойтись. Тем более что питомцы "Конторы" постепенно осваиваются в Минобороны и формально спора между двумя ведомствами не наблюдается.

Войска специального назначения США (справка)

Александр Плотников, 04.02.2002