Криминал под грифом
На криминальные пристрастия в армейской среде смена президентов не повлияла. В 2001 году воровали и убивали в армии не меньше, чем в 1999-м. Более того, при Путине тянуть казенное имущество стали как-то энергичнее. Видимо, российские военнослужащие сообразили, что и при новом главковерхе их финансовая участь в лучшую сторону не изменится. На первом месте среди военных преступлений стойко держится заурядное воровство. Берут то, что плохо лежит. Да и то, что хорошо, - тоже. Хотя в армейском хозяйстве последнее встречается редко. Схема накатанная - подделка документов. Получил одно, показал в накладной другое.
В конце декабря на этом бесхитростном промысле была поймана целая группа военных строителей во главе с генерал-майором Н. Осадчим, заместителем начальника управления вооружения и эксплуатации инженерных войск Минобороны. Только за два летних месяца, по данным прокурорской проверки, генерал и четыре полковника "похитили вверенное инженерное имущество и технику стоимостью более 14 млн рублей". Как они служили Родине в остальные времена года, сейчас проверяет Главная военная прокуратура.
24 декабря в Свердловской области задержан командир части полковник А. Любушкин. Его подозревают в том, что он заработал один миллион рублей, сплавляя налево автотехнику. Машины списывали и гнали покупателям. Три года шла торговля госимуществом. Причем не очень-то и тайная. В части, во всяком случае, исчезновение техники приписывали отнюдь не Дэвиду Копперфилду.
Случай с военным авиатором майором Н. Сторощуком можно отнести к приметам нового времени. В февраля прошлого года к нему пришли граждане В. Пендюрин и А. Катамадзе, соучредители ООО "Продинвест", и предложили убить своего компаньона С. Белошейкина. Гонорар - 3 тысячи "баксов". Денежное довольствие майора за три года. Шансов выжить у Белошейкина практически не было.
И еще один характерный для армии криминальный эпизод. Правда, с нехарактерной развязкой. Врио командира части полковник С. Афанасьев 9 октября прошлого года направил своих подчиненных младшего сержанта М. Дектяренко, рядовых А. Лебзака и А. Забашту "для производства строительных работ на собственном садовом участке". Обычное дело. Но на этот раз случилась беда - стрела автокрана зацепила линию электропередачи. Погиб рядовой Забашта. Афанасьев был приговорен к трем годам лишения свободы условно с сохранением воинского звания. Осудили офицера по ст.143 УК РФ (нарушение правил охраны труда). К сожалению, уголовной статьи, карающей за превращение подчиненных в рабов, пока нет. Иначе на скамью подсудимых присела бы целая армия отцов-командиров.
Взятка остается излюбленным промыслом работников военкоматов. В справке ГВП без нее, естественно, не обошлось. В декабре было возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК (получение взятки) в отношении подполковников А. Александрова и А. Шмидта, офицеров Октябрьского РВК города Кирова. Совратил подполковников лейтенант запаса А. Овсянников. Он предложил им на двоих 500 долларов США за освобождение от призыва. Тариф, понятно, провинциальный. В Москве за такую услугу меньше двух тысяч (в одни руки) и предлагать неприлично.
Ну и, конечно, не скудеют ряды военных, отличившихся на ниве пьяной поножовщины. В Сосновом Бору (Ленинградская область) старший мичман А. Степанов зарезал гражданина А. Межова и "пытался аналогичным способом лишить жизни" еще двоих прохожих. На Северном флоте, в глухом гарнизоне Скалистый, старший лейтенант А. Панарин и контрактник старшина 2 статьи А. Дмитриев, одурев от пьянки, забили насмерть своего собутыльника мичмана А. Кендюхова.
Вообще, странно, что за две недели новогодних пьянок в криминальную сводку угодили только эти два случая. Да еще почему-то исключительно военно-морские. Флот, конечно, выпить не дурак, но чтобы в таком деле его не поддержала авиация, пехота и прочие братья по оружию - это вряд ли.
Сводка ГВП ничего особенного не отражает и ни для каких оригинальных выводов не годится. В армии все как в остальной жизни. Удивляет разве что прокурорский гриф на этой заурядной справке - "Не для средств массовой информации!" Симптом. Раньше в ГВП можно было без труда разжиться, легально, через пресс-службу куда более значимыми цифрами и фактами. Похоже, возвращаются старые времена, когда любой "негатив" о Вооруженных силах хранился в служебных сейфах за семью печатями, а его появление в СМИ рассматривалось как подлый удар по авторитету защитников Отечества.