Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья Сергей знает больше Игоря

Владимир Темный, 07.12.2001
Отражение войны с Советским Союзом в афганском народном промысле (с сайта www.rugreview.com)

Отражение войны с Советским Союзом в афганском народном промысле (с сайта www.rugreview.com)

Россия отказывается от военного присутствия в Афганистане. Даже в составе миротворческих сил ООН. В пятницу, 7 декабря, об этом твердо заявил министр иностранных дел Игорь Иванов. Однако при существующем плюрализме в правительственных верхах это слово нельзя считать последним. На ту же тему, что и его однофамилец, высказался и Сергей Иванов, министр обороны. Он не был столь категоричен. На вопрос, вступит ли нога русского солдата на афганскую землю, Иванов уклончиво ответил, надо, мол, "внимательно посмотреть, какой у этого воинского контингента будет статус, чем он будет заниматься, куда направляться".

Говорилось все это в Таджикистане, куда глава Минобороны прибыл, чтобы встретиться с командованием и личным составом 201-й мотострелковой дивизии. Визит не случайный. По данным Граней.Ру, Иванов по сути принимал рапорт о готовности дивизии после ее интенсивного доукомплектования. Сегодня дивизия представляет собой целое соединение численностью до 10 тысяч штыков (на 1 октября 2001 г. официальная численность составляла 6,5 тыс. человек) с приданными зенитно-ракетными и артиллерийскими подразделениями и авиационным крылом, в состав которого входят эскадрильи боевых вертолетов (Ми-24), транспортной и штурмовой авиации (Су-25). И даже сегодня, когда угроза со стороны талибов сведена к нулю, "хозяйство" Юрия Перминова (командир 201-й) продолжает наращиваться. В перспективе на базе 201-й будет развернута группа войск, по образцу, структуре и предназначению аналогичная былым зарубежным "группам" Вооруженных сил СССР/РФ. Однако очевидно, уже сегодня в Таджикистане сконцентрирована мощная российская военная группировка, способная не только обеспечивать прикрытие застав на таджико-афганской границе, но и решать более масштабные задачи.

Итак, геополитический интерес РФ в Центрально-Азиатском регионе подпирается дополнительными штыками, которые, по твердому убеждению московских генералов, лишними не бывают. Усиление 201-й - это также упреждающая реакция Москвы на предполагаемое базирование в Кулябе международного антитеррористического центра сил, в котором Минобороны РФ видит "засланного казачка" НАТО. Наконец, в Кремле не без резона, полагают, что ход событий в Афганистане может преподнести сюрприз и мировому сообществу, и России. Скажем, уже сегодня обозначилась конфронтация между новым афганским правительством и узбекским полководцем Дустумом. Во что это может вылиться через год-два, а то и раньше? И таких туманных сценариев в нынешней афганской ситуации заложено немало. Несомненно, Россия хотела бы, не полагаясь на случай, подкрепить свои позиции привычным способом - мощью оружия.

Несомненно и другое - пока России вползать на этот неостывший театр военных действий ни к чему. И в качестве миротворцев тоже. Появление на пыльных дорогах колонн "шурави" непременно вызовет нехорошие ассоциации в умах громадного большинства афганцев, какими бы голубыми ни были каски на головах русских мотострелков. Кажется, это понимают и в Кремле (в Минобороны - в меньшей степени). И вообще, еще большой вопрос, кого, с точки зрения Москвы, надо принуждать в Афганистане к миру. Здесь позиции России и Запада не обязательно должны совпадать. И вот на случай уж слишком принципиального несовпадения и есть смысл припасти боеготовую, мощную военную группировку. Например, для того чтобы обозначить поддержку того же Севера (в лице Дустума или кого еще), если он не пожелает иметь дело с правительством в Кабуле. Или, наоборот, оказать давление, сделать северян более сговорчивыми. Чтобы играть в Афганистане какую-то значимую роль, надо быть сильным. И, похоже, у президента РФ Владимира Путина в этом отношении расхождений с генералами и министром обороны нет.

Российские военачальники демонстрируют обучаемость. Никаких маниакальных марш-бросков. Никаких резких движений. Одно лишь динамичное наращивание военной силы в регионе. Терпеливое сжатие пружины. И тогда уже - никаких вторых ролей. Никакого унижения "секторами ответственности". Никакой подчиненности натовским генералам. Именно для этого и прилетел Сергей Иванов в Таджикистан. Именно поэтому он и ведет себя как человек, который знает чуть больше, чем министр иностранных дел.

Косово в Афганистане не будет. А вот "Афган" в Афганистане может повториться.

Война с международным терроризмом (досье Граней.Ру)
СНГ: проблемы безопасности (досье Граней.Ру)
Миротворческие операции (досье Граней.Ру)
Зеленый свет "голубым каскам" - "Известия", 10.12.2001

Владимир Темный, 07.12.2001