Разговорчики, Дума!
Офицерские погоны - лучший подарок депутату к Дню защитника Отечества. Об этом помнят в Министерстве обороны со времен Павла Грачева. Именно тогда возникла традиция оформлять присвоение воинских званий депутатам-запасникам как подарочный набор. Именно Павел Грачев впервые опробовал этот прием, присвоив своим приказом в феврале 1997 года (без всяких военных сборов) очередные звания без малого двум сотням депутатов и работников аппарата Госдумы.
Благодаря Грачеву сделал головокружительную военную карьеру Владимир Жириновский, за три года дослужившийся от старшего лейтенанта до полковника. Сегодня он, давно пошив генеральский мундир с золотыми погонами, пытается добиться - в виде исключения - нужного президентского указа (министерский приказ "генерала" не дает, только президентский). Если это произойдет, фракцию ЛДПР можно считать подразделением Минобороны. Правда, это будет беспрецедентный случай, когда командиру отделения (а фракция ЛДПР, 14 человек, на большее и не тянет) присваивается звание генерала. Владимир Вольфович и на сержанта не тянет. Так, ефрейтор Жириновский. Не больше.
Вообще, в Думе отношение к воинским званиям трепетное. Лидерам фракций приличествуют полковничьи погоны. В прошлом году ими обзавелись Геннадий Зюганов, Борис Немцов, Николай Харитонов. Полгода назад произведенный в майоры, Борис Грызлов уже примеривает подполковничьи погоны. К лету третья звезда слетит на погоны полководцу "медведей". Судя по нынешнему списку, костяком офицерского полка Госдумы избрано "Единство". Логично.
Звездопад в Охотном ряду стал доброй традицией. Его ждут, к нему готовятся, закупают водку и звездочки. В сторону обделенного приказом министра обороны стараются не смотреть. Его чураются как недотыки плоскостопного. Поэтому с приближением 23 февраля или 9 мая в Думе начинается брожение умов, беготня с прошениями, интриги вокруг списков и прочее оживление депутатского общежития. Присвоение звания - чего уж там - включено в перечень необходимых благ, приравненных к престижной квартире, служебной иномарке, супермобильнику и т.д.
Зачем взрослым мужикам, состоявшимся политикам, эти несчастные звездочки? Ясного ответа на этот вопрос нет. Можно только догадываться, что таким образом кто-то тешит свое самолюбие, подсознательно реализует детскую мечту о карьере полководца. Чудовищно честолюбивым в своей массе депутатам просто трудно пережить превосходство коллеги хоть в чем-нибудь, а тем паче в воинском звании. Привыкшие к халяве, депутаты и тут не задумываются о том, насколько этично получать незаслуженные звездочки на погоны.
Единицы устояли от соблазна получить подарок от Министерства обороны. В частности, был и остается рядовым запаса Григорий Явлинский. Его не смущает то обстоятельство, что "если завтра война", то отцом-командиром у него может оказаться Жириновский. Впрочем, Владимир Вольфович не для подвигов на поле брани обряжается в военный мундир. Как и большинство парламентариев.
Что в итоге имеет военное ведомство от своих ежегодных подношений Госдуме? Безусловную и почти поголовную симпатию, которую питают парламентарии к военным. Почти все просьбы генералов депутаты стараются уважить. А появление в Думе Игоря Сергеева вызывает у депутатов очевидное желание вытянуться во фрунт и молодцевато приветствовать маршала троекратным "ура". Еще немного, и министр начнет обходить ряды депутатов, по-отечески спрашивая: "Как, братцы, служится?", а кому-то и замечания делая: "Полковник Немцов, подберите кудри!", "Старший лейтенант Рыжков, подтяните ремень!". И подберут, и подтянут. Звание отрабатывать надо.
Но в последнее время что-то Дума стала своевольничать. Решила деньги офицерам подкинуть вопреки указаниям начальника Генштаба Квашнина. И тут же вышло построжание: перед заветными погонами - обязательные два дня сборов. Причем обучать депутатов будет сам начальник Генштаба. Чтобы чуяли, кому обязаны. И вообще - "разговорчики!". Что, подполковник Шохин, давно сортир зубной щеткой не чистил? Это можно устроить. Вне очереди.