Министры подписывали - генералу сидеть
Генеральная прокуратура потребовала от министра обороны Игоря Сергеева снять с должности главного финансиста Минобороны РФ генерала Георгия Олейника. В среду, 13 декабря, на квартире и на даче у генерала были проведены обыски. Сам Олейник эту информацию опроверг. Однако источник в Главной военной прокуратуре подтвердил Grani.Ru, что начальник ГУВБИФа действительно переводится следствием из свидетеля в обвиняемого по ст. 286 ч.3 пункт "В" (Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) УК РФ.
Если это так, то вялотекущее расследование по делу о 450 млн долларов все-таки решили окончательно ограничить рамками финуправления Министерства обороны. Между тем инициаторами этого фокуса с однодневной перекачкой 450 млн долларов из армейского бюджета на счета английской фирмы United Energy International Ltd. были отнюдь не генералы. Идея родилась в тогдашнем (1996 г.) кабинете министров РФ и была активно поддержана, в частности, руководством "Газпрома". Вот как об этом рассказывала мне заместитель министра финансов Любовь Куделина:
"Соглашение подписывало руководство ряда ведомств - Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства по налогам и сборам - и еще несколько высокопоставленных чиновников. Имелось в виду, что в счет однодневного кредита "Газпром" погасит налоговую задолженность. За счет денег Минобороны. В обмен на это Украина, должник "Газпрома", взяла на себя обязательства, в лице коммерческой фирмы, поставить российским Вооруженным силам товарно-материальных ценностей на сумму 300 млн долларов. (Именно такую сумму, а не 450 млн долларов, назвала Куделина. - В.Е.). Минобороны деньги перечислило, а украинская фирма свои обязательства не выполнила".
Беседа наша с Любовью Кондратьевной состоялась в конце сентября этого года, и на тот момент она была твердо уверена, что "Олейник не виноват". Договорные документы с украинской стороной и англичанами подписывали тогдашние министры финансов, экономики, обороны и прочие высокопоставленные госчиновники, рангом повыше, чем армейский казначей.
Олейнику и его подчиненным в этом случае можно предъявить лишь одну претензию: почему, будучи профессионалами, взялись выполнять незаконные приказы. Пусть даже исходившие сверху. Претензия, конечно, звучит высокопарно, поскольку проза жизни такова: и тогда, и сейчас в Минобороны выполнят любое пожелание, если оно спущено сверху. Правовая сторона дела в этом случае умы военных не занимает. Попробуй не выполнить волю вышестоящего, и твоя карьера закатится в считанные часы. История с этими миллиардами, как и "перевод стрелок" на генералов, типична - в наше время можно одним звонком по "кремлевке" ввергнуть целое ведомство в сомнительную авантюру, противозаконную махинацию. И при этом главным ответчиком неизменно будет назначен "стрелочник".
Спору нет, в Минобороны воруют. Можеть быть, охотнее, чем в других ведомствах, поскольку движение денег здесь покрыто завесой военной тайны. Но в данном случае Георгий Олейник вполне может оказаться тем самым "стрелочником", которому и отводится роль главного злодея. Ну в самом деле, не тревожить же повестками тогдашнего премьера Виктора Черномырдина, министра финансов Михаила Задорнова, министра экономики Якова Уринсона, министра обороны Павла Грачева и прочих уважаемых людей.
А сумма сгинула безвозвратно. Любовь Куделина уверена, что возвратить эти деньги уже нереально. Иных уж нет, а те далече. Естественно, и образовавшуюся дыру в военном бюджете никто не залатал. По курсу 1997 года Минобороны было ограблено на 3 млрд рублей. Как "лохи" наперсточниками. При этом на стороне виртуозов наперстка были и родные госчиновники. Имена которых мы, наверное, так никогда и не узнаем. Если история действительно превратится в заурядное "генеральское" дело.
Статьи по теме
Министры подписывали - генералу сидеть
Расследование по делу о 450 млн долларов все-таки решили окончательно ограничить рамками финуправления Министерства обороны. Между тем инициаторами этого фокуса с однодневной перекачкой 450 млн долларов из армейского бюджета на счета английской фирмы были отнюдь не генералы.