Также: Война

статья Деликатный демарш ракетчиков

Григорий Монахов, 26.01.2001

Главком Ракетных войск стратегического назначения генерал армии Владимир Яковлев, похоже, так и не смирился с намерением Кремля лишить РВСН статуса вида Вооруженных сил и существенно сократить численность ракетчиков.

25 января военный совет РВСН собрался, чтобы обсудить вопросы безопасности войск. Эти заседания проводятся ежегодно, и нынешнее не обещало выйти за рамки рутинного мероприятия. Но в беседе с корреспондентом Граней.ру высокопоставленный источник в российском военном ведомстве обратил внимание на акценты, расставленные в выступлениях ракетных генералов. По его словам, "военный совет РВСН недвусмысленно намекнул руководству Генштаба и страны на возможные чрезвычайные последствия принятого решения". Речь идет о плане реорганизации РВСН, утвержденном президентом страны с подачи начальника Генштаба Анатолия Квашнина.

Особенно явно этот акцент прозвучал в выступлении главкома РВСН. Он заявил, что в РВСН существует целый ряд "внутренних проблем", которые превращают выполнение плана по реорганизации РВСН в сложное и опасное мероприятие. Владимир Яковлев подчеркнул, что такой вывод сделан исходя из "реальной степени опасности ядерного оружия, материально-технического и финансового обеспечения войск, физических и морально-психологических возможностей личного состава".

Итак, откуда сегодня "исходит угроза миру" и стране? Безопасной деятельности войск грозят, по словам главкома, прогнозируемые темпы снятия ракетно-ядерного оружия с боевого дежурства, а также необходимость одновременно браться за сокращение органов управления, численности войск и вооружений.

Еще одним намеком реформаторам стали "основные направления и пути решения предстоящих задач", которые утверждены на заседании военного совета. Они носят подчеркнуто бюрократический характер: "командирам всех степеней пересмотреть подход к своей служебной деятельности", "усилить контроль и ужесточить спрос"... Все эти рецепты - не более чем благие пожелания. Ведь органы управления, которые должны "ужесточать, выявлять и оценивать", скукоживаются подобно шагреневой коже, уменьшается число специалистов, с которых надо "ужесточить спрос", а объем решаемых задач и их опасность возрастают.

В Государственной думе у главкома РВСН, принципиально не согласного с умалением роли ракетных войск, есть немало союзников. В частности, заместитель председателя парламентского комитета по обороне генерал-полковник Эдуард Воробьев так формулирует позицию значительной части депутатов: "Сейчас, когда в Вооруженных силах страны происходят серьезные преобразования, в том числе связанные с сокращением численности, перевод РВСН из вида Вооруженных сил в род войск мы считаем преждевременным. Вопрос требует детальной проработки и неоднократного обсуждения политиками, военными учеными и практиками". Ясно, что Владимир Яковлев, совершая деликатный демарш на заседании военного совета РВСН, рассчитывал на поддержку части парламентариев. Но даже эта деликатность может выйти ему боком: нынешний хозяин Кремля, как известно, не любит, когда на него пытаются давить.

Впрочем, Владимир Яковлев тоже известен своей осторожностью. И если он решился таким образом расставить акценты на заседании военного совета, значит, знал, что Кремлю тоже жаль расставаться с ядерной мощью. Кстати, это подтверждает заявление председателя комитета Госдумы по обороне генерала армии Андрея Николаева. Он сообщил, что Владимир Путин, утверждая План строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 годы, не включил в него наиболее жесткие "противоракетные" предложения реформаторов из Генштаба. В частности, наземную группировку межконтинентальных баллистических ракет президент решил пока не трогать.

Фото Reuters

Григорий Монахов, 26.01.2001