Противоракетный Генштаб
В противостоянии министра обороны РФ Игоря Сергеева и начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Анатолия Квашнина тесно переплелись разногласия двух группировок в руководстве Минобороны относительно путей военного строительства, сшибка внутриведомственных интересов и схватка за ключевые посты в министерстве.
Все это заставило двух главных военачальников отбросить дипломатические увертки и условности субординации и пойти на публичное выяснение отношений незадолго до заседания Совета безопасности РФ в августе 2000 года, на котором решались планы реформирования Вооруженных сил страны.
Армия, на чем сходится генералитет, приблизилась к "критической черте, за которой наступают необратимые процессы с трудно предсказуемыми последствиями". В Минобороны не строят иллюзий насчет ощутимой поддержки государства. Чтобы выживать, надо чем-то поступиться. И в этом вопросе видение реформ "по Квашнину" и "по Сергееву" различается кардинально.
Концепция Квашнина ориентирована на развитие сил общего назначения и откровенно принижает любимое детище Сергеева - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). До последнего времени они были баловнями судьбы, если сравнивать их положение с состоянием "пехоты".
В итоге, после вмешательства в публичное выяснение отношений между высокопоставленными чиновниками президента Путина, "победа" досталась начальнику Генерального штаба. Именно он стал сегодня главным идеологом и тактиком очередной российской военной реформы. Хотя, объективно говоря, ни ему, ни маршалу Сергееву победить не удалось.
Прежде всего потому, что План строительства Вооруженных сил России в 2000-2005 годах не реализует полностью тактические замыслы ни одного из двух военачальников. Так, Анатолий Квашнин настаивал на создание трехвидовой структуры российских Вооруженных сил - Сухопутные войска, Военно-морские и Военно-воздушные силы. Ракетные войска стратегического назначения из самостоятельного вида вооруженных сил должны были быть понижены в статусе до рода войск, с выводом из их состава Военно-космических сил (ВКС) и системы Ракетно-космической обороны (РКО). Сами РВСН передавались под командование главкома ВВС. Тем самым Анатолий Квашнин надеялся устранить одного из главных претендентов на кресло министра обороны - главнокомандующего РВСН генерала армии Владимира Яковлева.
Предложенный Владимиру Путину План строительства ВС действительно предполагает трехвидовую и трехродовую структуру российской армии. Первые три вида остаются неизменными, а вот рода будут представлены Ракетными войсками стратегического назначения, Воздушно-десантными войсками и объединенным родом вооруженных сил на базе РКО и ВКС (общего названия эта структура пока не имеет). Причем "разжалование" РВСН из самостоятельного вида станет возможным только после выполнения ракетчиками всех международно-договорных обязательств по договорам СНВ-1 и СНВ-2, что произойдет еще нескоро. Выведенные из структуры ракетных войск ВКС и РКО с 2002 года станут подчиняться непосредственно начальнику Генерального штаба. Такая директива уже подписана генералом армии Анатолием Квашниным и направлена в войска. По мнению начальника Главного оперативного управления - первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Юрия Балуевского, этот вид Вооруженных сил России должен работать в интересах не только РВСН, но и всех прочих видов и родов войск. Дополнительно будут созданы две оперативно-тактические группировки войск на Центрально-Азиатском и Юго-Западном направлениях.
Другим направлением проведения реформы станет численное сокращение армии. По планам, в силовых структурах, включая Вооруженные силы, за пять лет планируется уволить 470 тысяч военнослужащих и 130 тысяч гражданских лиц. К 2005 году общая численность военного и гражданского персонала всех военизированных структур в России будет сокращена на 19,7 процента. При этом Сухопутные войска уменьшатся сразу на 180 тысяч человек (сейчас их численность составляет 348 тысяч), Военно-морской флот - на 50 тысяч (сейчас 171,5 тысячи), Военно-воздушные силы - на 40 тысяч (сегодня 184,6 тысячи). Другие войска - железнодорожные, дорожно-строительные, МЧС, гражданской обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации, пограничные - должны сократиться на 50 тысяч человек. Это позволит к 2005 году удвоить, а к 2010 году - утроить объем финансирования на каждого военнослужащего, поскольку размеры бюджетных ассигнований по ведомствам останутся неизменными.
На этом фоне любопытно выглядит сокращение Воздушно-десантных войск на 5,5 тысячи человек. Реально, по словам командующего ВДВ генерала Георгия Шпака, сокращать никого не будут. Добиться этого удастся за счет "виртуального" сокращения российских миротворцев в горячих точках, то есть тех же десантников. Дело в том, что отправляя десантников для выполнения миротворческой миссии, Министерство обороны выводит их из состава ВДВ. После выполнения задания они снова становятся на баланс своих частей.
Перенос акцентов в военном строительстве непосредственно затрагивает судьбу "Тополя-М". В числе сокращенных недавно координационных и совещательных органов оказалась и Межведомственная оперативная группа для контроля и координации работ по созданию и серийному производству ракетного комплекса "Тополь-М".