Воздушная мощь возраста...
Министр обороны не хочет отпускать главнокомандующего ВВС Владимира Михайлова на пенсию. Как стало известно Граням.Ру, Сергей Иванов подписал ходатайство о продлении главкому срока службы на года по достижении им 60-летнего возраста. Юбилей у г-на Михайлова 6 октября. Согласно закону, военачальникам его возраста служба продлевается президентским указом, но каждый раз не более чем на год и максимум до 65 лет. Оставляют пожилых генералов в рядах Вооруженных сил, понятно, за особые заслуги. Судя по плачевному состоянию нынешних ВВС, с особыми заслугами у Михайлова негусто. Тем не менее начальник Генштаба Анатолий Квашнин приложил все свои пробивные способности, чтобы командование ВВС не менялось еще как минимум год.
Квашнин и Михайлов - давние сослуживцы. Первый в 1995-1997 годах командовал Северо-Кавказским военным округомКВО, второй в 1991-1998 годах возглавлял 4-ю воздушную армию, находившуюся в составе СКВО. Квашнин возглавил Генштаб - и менее чем через год Михайлов переехал в столицу замом главкома ВВС. А в марте 2002-го заменил Анатолия Корнукова на посту главкома.
Продление службы Михайлову скорее всего не вызовет энтузиазма у конструкторов и самолетостроителей. Причина тут в своеобразной финансовой политике, проводимой главкоматом ВВС. С тех пор как Владимир Сергеевич возглавил военную авиацию страны, львиная доля бюджетных средств ВВС, выделяемых на закупку нового вооружения и техники и разработку перспективных авиационных систем, направляется на авиаремонтные заводы Минобороны.
На первый взгляд, логика в этом есть: средств выделяется мало, новые самолеты и вертолеты стоят дорого, дешевле ремонтировать и продлевать ресурс старой авиатехники. Но ремонт, возведенный в абсолют, оставляет без копейки фирмы-разработчики, которые сегодня вынуждены оплачивать НИОКР из собственного кармана. Иначе говоря, фундамент будущей боевой мощи ВВС закладывается главным образом на безвозмездной основе.
Главком докладывает президенту и СМИ о новоделах Су-32ФМ, Ил-76МФ и Як-130. Но, во-первых, финансируются эти проекты по большей части за счет внутренних ресурсов фирм-разработчиков, финансовое участие ВВС в них символическое; во-вторых, пока даже речи не идет о серийном выпуске этих машин для ВВС. Да что там самолеты пятого поколения - практически свернута закупка новых боевых машин, уже стоящих на вооружении. Владимир Михайлов постоянно подчеркивает: главные силы направлены на модернизацию уже имеющейся техники. Модернизация - дело стоящее, кто спорит. Но и на ее долю выпадает из бюджета ВВС немного. Основным объектом финансирования остается ремонт.
Заправляет в главкомате всеми ремонтными деньгами заместитель по вооружению генерал-майор Дмитрий Морозов. За его плечами служба начальником управления капитально-восстановительного ремонта ВВС. То есть все авиаремонтные предприятия были под рукой Морозова. Были и остались. Случай в общем-то редкий, чтобы закупкой вооружения поставили заведовать ремонтника. У специалистов вызывает очень большие сомнения способность Морозова определять военно-технический облик ВВС на ближнюю, среднюю и тем более отдаленную перспективу. А именно его департамент призван ставить авиапромышленности задачи по созданию перспективных летательных аппаратов. Не будучи летчиком, никогда не держав в руках штурвала, генерал Морозов прекрасно знает все тонкости ремонтной калькуляции и эффективности расходования отпущенных на ремонт средств. Знает, кому какой заказ доверить, по каким тарифам и расценкам. Что, конечно, можно поставить ему только в заслугу. Но разработчики авиатехники, посаженные стараниями генерала на голодный паек, от талантов Морозова не в восторге.
Однако при такой интенсивной ремонтной деятельности летательные аппараты у военных авиаторов бьются почему-то чаще, чем у гражданских. И немало аварий и катастроф происходит именно из-за технического состояния самолетов и вертолетов. И парк машин ВВС по-прежнему, как и до Михайлова, почти наполовину парализован техническими неисправностями. Растет и аварийность. За полтора месяца нынешнего лета самолетов и вертолетов ВВС разбилось больше, чем за весь 2002 год. И во многих случаях ЧП случаются по причине изношенности летательных аппаратов, иначе говоря, старости. Но если службу генерала можно продлить указом президента, то никакой президентский указ не поднимет в небо откровенную развалину.
Финансовое хозяйство ВВС давно бы уже надо было проверить вневедомственной контрольной комиссии, но ВВС - это не ВДВ, которые за последний год буквально замордовали проверками. Своих людей Анатолий Квашнин подозрениями не беспокоит.
Справка
Катастрофы и аварии в ВВС РФ за июнь-август 2003 года
19 июня в Армавире разбился истребитель МиГ-29УБ. Инструктор и летчик спаслись.
2 июля в Мурманской области разбился самолет МиГ-25 ВВС. Летчик успел катапультироваться.
15 июля в Краснодарском военном авиационном институте на аэродроме "Кущевская" произошла авиакатастрофа самолета Л-39, погибли инструктор и курсант.
24 июля в Сызранском авиационном институте произошла катастрофа вертолета Ми-8. Экипаж в составе летчика-инструктора, борттехника и курсанта погиб.
8 августа фронтовой бомбардировщик Су-24МР потерпел катастрофу при заходе на посадку на аэродром Бада в Забайкалье. Оба летчика погибли.
8 августа в Саратовской области потерпел аварию вертолет Ми-8, экипажу удалось спастись.
8 августа под селением Дышне-Ведено (Чечня) разбился вертолет Ми-8. Летчик погиб.
Грани.Ру
Статьи по теме
Воздушная мощь возраста...
Министр обороны разрешил главкому ВВС Владимиру Михайлову пока не уходить на пенсию. Как стало известно Граням.Ру, Сергей Иванов подписал главкому ходатайство о продлении на год срока службы после достижении им 60-летнего возраста. Чтобы командование ВВС не менялось, все свои пробивные способности приложил начальник Генштаба Анатолий Квашнин.