Также: Война | Персоны: Владимир Ермолин

статья По сценарию Помпеи

Владимир Ермолин, 09.06.2001
Залп ракетной системы С-300. Фото с сайта www.npc-m.ru

Залп ракетной системы С-300. Фото с сайта www.npc-m.ru

Пожар на стартовой площадке ракетного комплекса С-300 у подмосковной деревни Захарово произошел, по предварительным данным, из-за короткого замыкания в двигателе ракеты. Это означает, что система была "запитана", то есть находилась в рабочем состоянии. Аварийный пуск в этом случае вполне вероятен. Но Минобороны решительно уверяет: все двенадцать ракет остались на территории дивизиона ЗРК.

По НТВ один из очевидцев рассказал о трех взрывах. Причем последний был огромной мощи, даже вылетели стекла в домах. Всех поверг в ужас и грибообразный столб, поднявшийся в районе стартовой площадки ЗРК. Одних этих свидетельств достаточно, чтобы предположить - рванули топливные емкости двигателей ракет. Военные признали, что пострадали три самоходные пусковые установки системы С-300ПМУ. Из двенадцати ракет уничтожены как минимум четыре.

Судя по тому, что никто не видел в воздухе ракет и не слышал резких воющих звуков, ракеты действительно погибали на земле. Но если бы произошел аварийный запуск двигателя, то стальная болванка, пущенная по произвольной траектории, могла бы натворить изрядных бед. Сам взрыв боевой части, по уверениям специалистов, маловероятен - процесс запуска и наведения ракеты на цель предусматривает несколько операций. Но, повторим, вырвавшаяся с запущенным двигателем ракета вполне могла разметать половину поселка.

Мне случилось наблюдать нечто подобное в Североморске 17 мая 1984 года. В печати это событие никогда не упоминалось. Речь идет о взрыве на Окольной - главной базе вооружений Северного флота. Тогда от матросского окурка за час-полтора была уничтожена почти половина флотского запаса стратегических ракет, торпед и мин.

Это было на исходе рабочего дня. Над заливом взлетела и по крученой траектории ушла за сопки ракета. За ней еще одна, и еще... Воздух наполнился воем, треском, грохотом разрывов. В городе, а тем более на кораблях, стоящих у причалов Североморска, сразу поняли - "салютует" Окольная, гранитная стена которой возвышалась в километре от жилых кварталов и в нескольких сотнях метров от кораблей 7-й эскадры. У причалов самой базы под загрузкой стояли две атомные подводные лодки.

"Салют" нарастал. В небе крутились уже несколько "обезумевших" ракет, разлетаясь и в сторону города, и в сторону кораблей. Вскоре в небо рванул гигантский огненно-черный сноп. Медленно поднимаясь в небо, он приобретал грибообразную форму, что привело в смятение все население города. По улицам бежали женщины с детьми на руках, многие полуодетые, в домашних халатах и тапочках; вперемешку с ними и мужчины, кое-кто в форме, что придавало картине особо жуткий драматизм. Лезли на лестницы (по-североморски, трапы), ведущие вверх, на сопки. Кто-то падал, его поднимали, хватали под руки, тащили. Машины сплошным потоком тянулись из города. Забитые до отказа, все-таки останавливались, забирали детей, которых матери буквально впихивали в чужие руки. Крик, плач, ругань - и все перекрывающий грохот и вой "вулкана" Окольной. Черный, с оранжево-багровой шапкой гриб, встав во весь свой исполинский рост, замер на какое-то мгновение, качнулся на город, но потом стал медленно оседать в сторону тундры, океана.

Жертвы были. Точно могу сказать только о двух погибших мужественных людях - офицере, пытавшемся гасить пламя, и матросе, оставшемся стоять на посту возле горящего склада. Поверни ветер в сторону города - и от отравления ядовитыми осадками пострадали бы сотни, если не тысячи людей (к эвакуации уже начало было готовиться и руководство соседнего Мурманска). Катастрофическими последствиями закончилась бы и "бомбежка" кораблей с атомными реакторами, с полным пороховыми погребами, ракетными шахтами.

Это, что называется, картинка с натуры. Пережить такое не пожелаешь ни одному городу, ни одному поселку. Но, судя по участившимся взрывам и пожарам в воинских частях Минобороны, да еще на самых взрывоопасных объектах, зарекаться не приходится.

Жителям Раменского района, где находится злополучный дивизион ПВО, повезло, как в свое время североморцам. События легко могли развиваться совсем по другому сценарию.

Владимир Ермолин, 09.06.2001