Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья Политес открытых небес

Владимир Темный, 20.04.2001

Подпись России под договором, разрешающим полеты самолетов-разведчиков, - яркая примета времени. Весной 1992 года многие навсегда прощались с взаимной подозрительностью, противостоянием военных разведок, гонкой вооружений и прочей лабудой холодной войны. Что и говорить, Договор по открытому небу для страны, привыкшей стоять десятилетиями военным лагерем посреди всего остального мира, - документ продвинутый. Последующие девять лет показали - даже слишком продвинутый. Уже все участники договора ратифицировали его, а мы по сей день, до самого последнего момента, вели тяжелые внутренние борения - поднимать или поднимать шлагбаум на воздушной границе Российской Федерации. Все-таки открыли. Впрочем пока приподняли - вхождение в режим договора дело поэтапное, рассчитанное на три года.

В чем суть взятых на себя Россией обязательств? Если вкратце, то страны-участники договора имеют право на облет чужой территории с разведцелями. Причем при активном содействии "обозреваемого" государства. Главная задача - проверить, не строит ли это государство такие оборонительные редуты, которые не предусмотрены действующими международными соглашениями.

С принятием этого джентльменского кодекса воздушных разведчиков процесс сбора разведданных военного значения становится и необременительным, и неопасным, и даже комфортным. Обо всем заботится принимающая сторона. Известив не менее чем за 72 часа о своем намерении полетать над вашей территорией, высокий гость прибывает на облюбованный им аэродром открытого неба. В России это Кубинка, Улан-Удэ, Воркута и Магадан. Он заранее извещает, куда бы конкретно хотелось отправиться (дальность полета над просторами РФ - до 6500 км) и на какое время (продолжительность полета - до 96 часов). "Нарушитель" также указывает точные координаты маршрута, по которому он будет красться к объектам военного значения.

Гостям не возбраняется пользоваться своими самолетами-шпионами. Но на первом этапе иностранным экипажам будут предоставляться российские борты. Самолеты должны быть оборудованы всем необходимым, чтобы изучать наземные просторы как с помощью обычной фотоаппаратуры, так и путем радиолокационного сканирования, а также с применением съемки в инфракрасных лучах. Наземные диспетчерские службы обязаны вести чужого как родного, помогая ему не отклоняться от заявленного маршрута. После того как разведка закончится, экипаж предоставляет принимающей стороне полный отчет о проделанной работе - фотопленки, магнитные записи и т.д. Берет с собой второй экземпляр и убывает восвояси.

Никаких воздушных тревог, никакого опасного маневрирования, никаких предупредительных очередей, не говоря уж об огне на поражение. Никаких дипломатических нот и охлаждения отношений. Никакого пленения самолетов и раскурочивания их шпионской начинки. Политес открытых небес.

У критиков договора есть свои резоны. Они указывают на неравенство условий: США, например, могут облетать российскую территорию 8 раз в год, а Россия американскую - только четыре. Нет никаких твердых гарантий, что экипажи не исхитрятся заглянуть в область недозволенного. На это особо настойчиво указывают думские коммунисты, натерпевшиеся от коварства империалистов.

В сущности, соорудить капкан для партнеров по соглашению не так уж и трудно. Да, очень подробно прописано, как и какой аппаратурой дозволено пользоваться, как устанавливать на борту заглушки, исключающие несанкционированное подключение нештатной техники, как дышать над ухом у проявляющего пленку "проверяльщика", как вести отчеты... Но специалисты из Генштаба еще на этапе экспертизы, когда проект не было велено приветствовать, утверждали, что технически, если очень постараться, запреты можно преодолеть, системы объективного контроля за контролерами обмануть.

Сегодня погода в Генштабе изменилась. Разведчики своебразно нахваливают договор, уверяя, что вступив в него, мы будем собирать информации в 25 раз больше, чем терять. Председатель думского комитета по обороне Андрей Николаев, видимо, после таких консультаций приводил коллегам аргументы в пользу ратификации. По всему выходило, что мы соглашаемся на "Открытое небо", чтобы восполнить сокращение разведывательной космической группировки и отреагировать тем самым на расширение НАТО на восток. Ну и, ясный перец, для того чтобы "во внешнеполитической области продемонстрировать мировому сообществу последовательность политики Российской Федерации в вопросах предотвращения конфронтации и мира". Куда уж без этого.

Как бы там ни было, договор ратифицирован. Небесный лед тронулся. Понятно, что легализованная разведка еще долго не заменит несанкционированную. И соблазн лезть в окно, когда дверь открыта, еще не раз подвигнет асов разных стран на повторение подвига Пауэрса. Но лиха беда начало. Особенно это верно для России, у которой сегодня число военных угроз растет не по дням, а по часам. И мнимых, и реальных. И уже завидки берут патриотов - как бы и нам по примеру китайцев американский самолет "приземлить". На этом фоне решение Госдумы открыть отечественные небеса, страшно сказать, для самих натовцев выглядит актом неимоверной гражданской смелости. А безусловное благословение Кремля, не жалующего США и НАТО, - нелогичным жестом. Правда, в последнем случае, утверждают, сыграл свою роль профессиональный опыт президента. Владимир Владимирович хорошо знает, насколько эффективнее работает легальный разведчик по сравнению с нелегалом. А согласно договору все "летуны" получают дипломатическую неприкосновенность.

Open Skies Treaty (Договор открытого неба)

Комментарий к положениям Договора по открытому небу - справка Граней.Ру

Заключение Комитета по обороне на проект ФЗ "О ратификации договора по открытому небу" - справка Граней.Ру

Владимир Темный, 20.04.2001