Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья Пекин - Вашингтону: "Иду на таран!"

Владимир Темный, 02.04.2001
Самолет EP-3 Aries II. Фото REUTERS/HO/US Navy

Самолет EP-3 Aries II. Фото REUTERS/HO/US Navy

Два китайских истребителя были подняты по тревоге ранним утром в воскресенье, 1 апреля. Задача: слежение за самолетом-разведчиком ВМС США, барражирующим вблизи территориальных вод Китая. Позднее официальный представитель МИД КНР заявит, что "американец" нарушил госграницу и летел над китайскими водами. В этом случае летчики вряд ли должны были ограничиться одним лишь слежением. В их распоряжении был традиционный для операции задержания чужого самолета набор действий - от попытки установления радиоконтакта до упреждающих очередей по курсу самолета-нарушителя и принуждения к посадке путем маневра. Последнее, как правило, и чревато воздушными авариями. Однако, по заявлениям американцев, их самолет находился в 80 милях от китайского берега (то есть далеко от 12-мильной кромки территориальных вод КНР). Скорее всего, тихоходного разведчика на воздушном перекрестке подрезал юркий китайский истребитель-перехватчик.

Ситуация не такая уж и редкая. Опасное маневрирование в определенных ситуациях даже входит в обязанности асов. Намеренное создание зоны риска в подлетном к госгранице районе - прием, применяемый не только в китайских ВВС. Здесь можно говорить либо об ошибке летчика, либо о специально спланированной операции. Последнее, если иметь в виду, что в руках китайцев оказался современный самолет-разведчик, постоянно работающий "по Китаю", весьма вероятно. Четырехмоторный турбовинтовой самолет EP-3 Aries II предназначен для ведения радиоэлектронной разведки. Он может осуществлять разнообразный электронный контроль всей континентальной части Китая. Вплоть до перехвата факсов и электронной почты. Понятно, что такой "колпак" не мог не раздражать китайцев. И покопавшись в электронной начинке летающей лаборатории, они вполне смогут найти противоядие от самолета-шпиона.

Для США такой оборот дела крайне неприятен. Это не только утрата секретов, но и моральный ущерб, поскольку нога китайцев вступит на территорию США, коей является американский самолет. В сущности, экипаж самолета-разведчика должен был в этой ситуации максимально "тянуть" в противоположную от китайского берега сторону. И если самолет все-таки начал бы терять высоту, с чистой совестью эвакуировался бы с помощью парашютов, "похоронив" все свои секреты в морской пучине. Командир корабля принял менее героическое решение. Вероятно, особого выбора у него не было. И он начал терять высоту сразу же после столкновения с истребителем.

Несомненно, у американского экипажа была уверенность, что хозяева не посмеют выставить их из самолета. В конце концов, на дворе сейчас не шестидесятые годы, когда северокорейцы захватили американский разведывательный корабль "Пуэбло" и держали в застенках его экипаж несколько месяцев. Или наоборот - старые времена наступают?

Подобного рода инциденты при любом исходе на радость военным. В данном случае - и американским,и китайским. Хотя первые "залетели" со своими секретами на чужую территорию, а вторые вообще потеряли истребитель и, возможно, летчика. Всеобщий генеральский выигрыш состоит в том, что стороны получили убедительное подтверждение существования военных угроз. И можно не сомневаться, что ЧП в небе над Южно-Китайским морем придаст оборотов военным машинам двух держав, давно уже зачисливших друг друга в вероятные противники. Даже если история скоро завершится компромиссом благодаря усилиям дипломатов.

The Mayaguez Incident

Владимир Темный, 02.04.2001