За убийство прапорщика - 2 года колонии-поселения
В четверг Краснореченский гарнизонный суд Дальневосточного военного округа приговорил рядового Эриха к 2 годам с содержанием в колонии-поселении. Как сообщается в информационном выпуске телеканала ТВС, солдат убил своего командира, прапорщика Зиберта, когда тот спал. Следствие установило, что преступление произошло на почве неуставных отношений: прапорщик неоднократно злоупотреблял своей властью.
Рассказывая журналистам о ходе следствия, военный прокурор 57-й военной прокуратуры гарнизона Аркадий Лукашев подчеркнул, что "на этого прапорщика были все злы". Убийца пришел сам. Через 2 недели после преступления написал явку с повинной. Судебное слушание состоялось уже через 2 месяца - рекордный срок для подобных дел. В ходе разбирательств потерпевшая - жена прапорщика - подала гражданский иск и потребовала с обвиняемого 350 тысяч рублей компенсации.
Суд удовлетворил гражданский иск частично. 150 тысяч рублей рядовой должен выплатить семье прапорщика. Потерпевшая сторона не согласна с решением. В ходе разбирательства прокуратура изменила статью, по которой обвинялся боец: 105-ю на 107-ю ("убийство в состоянии аффекта").
"Не понимаю, - заявила вдова Ольга Зиберт, - убить спящего человека в состоянии аффекта... Если бы где-то была какая-то стычка, или оскорбление, или что-то. А так, подойти к спящему человеку и убить его в состоянии аффекта - этого я не понимаю. Восемь ударов! Там же от лица ничего не осталось".
В Главной военной прокуратуре Граням.Ру подтвердили факт приговора и сообщили, что "решение военного суда действительно можно считать беспрецедентным". Там не исключают, что приговор может быть обжалован и заменен на "более адекватный преступлению".
Комментарий
Решение Краснореченского военного суда, безусловно, Москве не понравится. Слишком демонстративное поощрение потенциальных борцов с "дедами"-командирами. С другой стороны, меньше будут солдатики бегать к столь ненавистным министру обороны солдатским матерям. Больше будут рассчитывать на подручные (что под руку попадется) средства да гуманизм военного правосудия.
Вообще-то, и рядового Эриха, и следователей, и судей понять можно: среди прапоров такие экземпляры попадаются, что даже посмертно их хочется приговорить к "вышке". И в данном случае можно только гадать, какие усилия приложил покойный для того, чтобы из вчерашнего школьника сделать дикого вепря. Для подобных перевоплощений нынешняя казрма отменно приспособлена.
Почин Эриха, убившего Зиберта, и почином-то не назовешь. Такое случалось в армии во все времена. А вот решение суда - прецедент. И весь вопрос в том, каким образом его приладить к реальной армейской жизни, где тысячи эрихов мысленно по сто раз на дню убивают своих зибертов. В большинстве случаев пока все-таки мысленно. Но за волной побегов в комитеты солдатских матерей может покатиться и волна "справедливых расправ". Линчевание плохих командиров, одобренное обществом как мера самозащиты, в Вооруженных силах РФ, ненавистью и отчаянием переполненных до краев, может стать распространенным явлением.
Участь Эриха для многих его товарищей по несчастью, таких же забитых рядовых, более чем привлекательна: во-первых, душу отвел, во-вторых, отправился в колонию-поселение. Главное - не в армию обратно.
Дословно
Валентина Мельникова
(Об убийствах на почве неуставных отношений)
К сожалению, ничего удивительного в случившемся, а тем более в "мягком", как считают некоторые, приговоре нет. Лично на моей памяти был случай, когда Комитет солдатских матерей добился того, что солдату, убившему своего командира в состоянии аффекта, дали те же два года, причем условно. Еще раз повторю, что случаи издевательства над солдатами в армии никуда не делись, они есть. Это и избиения, и изнасилования, и вымогательство денег - вплоть до требований писать родителям и так далее и тому подобное. Ведь просто так ребята убивать никого не будут.
К огромному несчастью, к подобным фатальным вещам, приводит прежде всего поведение офицеров и пока ситуация не изменится, мы будем иметь аналогичные случаи и в дальнейшем.
Грани.Ру, 13.02.2003