статья Женщина-мат

Владимир Ермолин, 16.03.2010
Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

В начале года лишилась должности первая женщина - командир ракетного крейсера ВМС США Холли Граф (ее воинское звание сaptain соответствует российскому капитану 1 ранга). Только недавно стало известно, в чем же она провинилась. Первое - сквернословие, в частности, ругань по адресу офицеров в присутствии нижних чинов. Второе – заставляла моряков выгуливать ее собак. Третье – принудила некоего младшего командира к игре на пианино на одной из своих вечеринок. Прегрешения эти настолько велики, что перед ними померкли все заслуги боевого офицера, прославившегося на флоте не только полом, но и послужным списком. А главное, не посмотрели на моральные и политические издержки, которые неизбежны при развенчивании американской "военно-морской Терешковой".

Что тут скажешь – не повезло Холли Граф с родиной. Расцветай ее талант в российских условиях, загубить его из-за ропота подчиненных никто бы не позволил. У нас каждый сызмальства знает: важен не человек – важна идея. А идея тут государственная – увлечь молодых россиянок военной карьерой, подпереть слабым полом систему комплектования армии и флота. Не говоря уже о магическом титуле "первая в мире", к которому неравнодушно сердце каждого патриота. У нас Холли Граф легко перешагнула бы через толпу изнеженных офицеров, которых, видите ли, певучее корабельное слово коробит, тем более не заметила бы затюканного пианиста и широким шагом пошагала к адмиральским погонам, в политсовет "Единой России" и ее фракцию в Госдуме. Потому что у нас умеют ценить талант. Умеют переступить через мелконькое личное к большому общественному.

За более чем двадцатилетнюю службу на флоте я нагляделся на таких командиров, перед которыми г-жа Граф являет собой образец целомудрия и деликатности. И российского читателя этим не удивишь. Ведь не только флотская среда пропитана этой поразительной свободой обращения начальника с подчиненным. Есть ли у нас такие учреждения, где руководитель станет выбирать выражения перед лицом своих сотрудников?

Это не самодурство, не прихоть, не изъян сознания. Это система, на которой все и держится. Возьми мы сегодня за норму жесткую реакцию на командирские перегибы, завтра страна развалится. Нынешний министр обороны Анатолий Сердюков в среде подчиненных слывет хамом. Что же, его за это отлучить от затеянных им реформ? На "ты" и матом имеют обыкновение обращаться к подчиненным многие военачальники, и кому бы в голову пришло на них за это жаловаться.

Начальственная грубость для иных подчиненных – музыка сфер, знак расположения. Матом обкладывает – значит любит. Так сверху до низу и несется эта музыка по всей властной вертикали. И кому придет в голову расшатывать ее "прецедентом Граф" (наше-то имя тут никак не сыщется – ну не снимают в России начальников за грубость).

Вспоминаю истории из времен моей службы на Северном флоте. В начале 80-х на базе в Видяеве дежурный по плавмастерской капитан 3 ранга Д. пустил себе пулю в висок. Накануне его крыл матом на служебном совещании флагманский начальник. В Западной Лице точно так же, с помощью табельного пистолета, свел счеты с жизнью старший лейтенант В. - сразу же после развода, на котором получил дежурную порцию оскорблений от командира. В мае 1995 года выбросился из иллюминатора эсминца "Бесстрашный" на переходе Осло-Североморск мой друг капитан 3 ранга К. За несколько часов до трагедии он сидел у меня в каюте и мучительно переживал выволочку, которую в издевательской форме в кают-компании позволил себе старший перехода... Эта печальная хроника разбросана по графам отчетности, ни одна их которых не отражает реальную причину трагедии. Никто из больших начальников ни разу даже не привлекался к ответственности по статье "доведение до самоубийства".

Скажут, что смерть – неадекватная реакция на хамство начальника. Но кто знает, сколько унижений этому предшествовало, как невыносима жизнь под прессом хамства.

...Нет, я против того, чтобы женщины делали себе карьеру на нашем флоте. Остановить отечественную Холли Граф будет некому. А снести публичное оскорбление от командира в юбке во сто крат тяжелее. Даже если знаешь, что вся страна делится на тех, кто посылает, и тех, кого посылают.

Владимир Ермолин, 16.03.2010