Также: Война | Персоны: Владимир Абаринов

статья Georgia On My Mind

Владимир Абаринов, 30.08.2002
Фото AP

Фото AP

В течение последней недели должностные лица США постоянно возвращались к теме грузино-российских отношений. 23 августа в Лиссабоне было опубликовано заявление действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (в текущем году это Португалия), в котором сообщалось об авиаударах по грузинской территории и выражалась "глубокую обеспокоенность" по этому поводу. Государственный департамент США, однако, первоначально отказался комментировать эту информацию. В пятницу вечером между Госдепом и Белым домом прошли интенсивные консультации. Американским дипломатам, судя по всему, было дано поручение запросить дополнительные подробности о налете. В итоге в субботу, 24 августа, пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер огласил от своего имени заявление, из которого явствовало, что администрация считает установленным факт нанесения ударов российской авиацией.

"Соединенные Штаты, - гласит текст, - глубоко обеспокоены заслуживающими доверия сообщениями о том, что российская военная авиация подвергла неизбирательной бомбардировке населенные пункты на севере Грузии, следствием чего стали жертвы среди гражданского населения... Соединенные Штаты решительно поддерживают независимость и территориальную целостность Грузии и приветствовали аналогичные заявления Российской Федерации. Вчерашние удары и отрицание российским правительством факта их нанесения подрывают доверие к этим заверениям и повышают уже существующую напряженность в отношениях между Россией и Грузией как раз тогда, когда совместными усилиями появились предпосылки для решения региональных проблем безопасности. В этом контексте мы снова призываем к безотлагательному политическому урегулированию конфликта в Чечне, которое укрепит стабильность как в России, так и в Грузии и внесет вклад в наши усилия по борьбе с терроризмом и установлению мира на Кавказе".

В своих устных разъяснениях Фляйшер добавил, что государственный секретарь Колин Пауэлл изложит точку зрения американского правительства непосредственно министру иностранных дел России (Пауэлл позвонил Игорю Иванову в тот же день). Пресс-секретарь Белого дома вместе с тем подчеркнул, что резкий тон его заявления ни в коей мере не свидетельствует об охлаждении в американо-российских отношениях. Президент Буш, сказал он, по-прежнему доверяет президенту Путину.

Еще более энергичной была реакция некоторых законодателей. Так, сенатор Сэм Браунбек, второе лицо в комитете верхней палаты по международным делам, заявил, что он "потрясен и встревожен" сообщениями о российской атаке. "Россия должна немедленно прекратить подобные действия и принести извинения правительству Грузии за нарушение ее воздушного пространства и акции, подрывающие мир и стабильность на Кавказе".

26 августа с комментариями сложившейся ситуации выступил официальный представитель Госдепартамента Ричард Баучер. К этому времени грузинские силы начали входить в Панкисское ущелье. Баучер отметил, что проблемы, связанные с обстановкой в ущелье, должно решать в первую очередь грузинское правительство. Он напомнил, что США работают вместе с Грузией, чтобы укрепить пограничный режим и повысить способность грузинских войск контролировать ситуацию. Он призвал Россию к сотрудничеству с грузинскими властями в этом вопросе, подчеркнув вместе с тем, что каждая страна должна действовать на своей собственной территории. Днем позже Баучер сказал, что США продолжают выражать свою обеспокоенность по дипломатическим каналам, и еще раз повторил в более жесткой форме, что контроль за режимом границы с грузинской стороны - исключительная компетенция правительства Грузии. Наконец, 28 августа Баучер заявил, что в Вашингтоне приветствуют "признание президентом Путиным искренности намерения Грузии покончить, как он (Путин. - Авт.) выразился, с "язвой терроризма" (pest of terrorism). Представитель Госдепа снова подчеркнул, что возникшие проблемы должно решать правительство Грузии, а Соединенные Штаты окажут ему в этом посильную помощь.

Европейскому cоюзу потребовалась неделя, чтобы выразить свое отношение к инциденту 23 августа: заявление действующего председателя, Дании, было опубликовано в четверг, 29 августа. В этом тексте нет никаких обвинений в отношении России - в нем сказано лишь о "военных самолетах", нарушивших воздушное пространство Грузии. Таких обвинений нет и в первоисточнике - заявлении председателя ОБСЕ. В нем лишь сказано, что наблюдатели на базе Гиреви, расположенной на южном участке грузино-российской границы, между 5:15 и 6:00 утра видели самолеты, пролетевшие с севера на юг на большой высоте и сверхзвуковой скорости. Спустя несколько минут патруль увидел вспышки и услышал звуки взрывов. По этой причине в Вашингтоне недоумевают по поводу сообщений из Москвы о ложных опознавательных знаках на самолетах и споров о том, какие модели штурмовиков принимали участие в авиарейде. Если такие сведения есть, они носят закрытый характер, а Москва, в отличие от Вашингтона, насколько известно, за дополнительной информацией к ОБСЕ не обращалась.

В американской столице полагают, что действия России не в последнюю очередь продиктованы содействием, которое США оказывают Грузии в решении проблемы Панкисского ущелья. Здесь вспоминают острую реакцию, которую вызвали сообщения о направлении в Грузию миссии американских военных инструкторов. К полнейшему удивлению Пентагона и Госдепартамента, Москва сделала вид, что ровным счетом ничего не знала об этих планах. Между тем планы эти стали известны заместителю министра иностранных дел России Вячеславу Трубникову еще в январе - ему рассказал о них заместитель госсекретаря США Ричард Армитедж на очередном заседании двусторонней рабочей группы по контртерроризму. Трубников ничуть не возражал - более того, он сам сообщил эту информацию репортерам.

Программа обучения грузинских сил специального назначения рассчитана на 21 месяц. На ее реализацию выделено 64 миллиона долларов - сумма, вчетверо превышающая оборонный бюджет Грузии.

Владимир Абаринов, 30.08.2002