Также: Война

статья Грузинские песни в московской обработке

Сергей Потехин, 13.08.2002
Кадр НТВ

Кадр НТВ

Все здесь висит на волоске. И при столь энергичных телодвижениях можно только удивляться, что кровь еще не пролилась. В воскресенье, 11 августа, сотня бойцов вторглась в Кодорское ущелье с абхазской стороны. Они же обстреляли вертолет с полпредом президента Грузии на борту. Грузинские войска, дислоцированные в районе Кодор, подняты по тревоге. По информации из Тбилиси, отряд окружен, его теснят обратно в Абхазию. Во вторник Сухуми заявляет о минометном обстреле абхазского подразделения в районе Марухского перевала... Севшие было за стол переговоров в Гальском районе госминистр Грузии Автандил Джорбенадзе и премьер Абхазии Анри Джергения вынуждены были расстаться до выяснения обстоятельств обстрела.

О жертвах обострившегося противостояния сведений пока нет. И вообще в информационных сообщениях и комментариях, исходящих из Москвы и Тбилиси, почти нет совпадений. Никто ни в чем не признается - не были, не летали, не стреляли, не нарушали. Позиция, чреватая самыми печальными последствиями. А уж устных заявлений, по степени агрессивности равных ультиматумам военного времени, прозвучало в эти дни с избытком. Чего стоят обвинения в потворстве террористам, которые в адрес Шеварднадзе вот уже почти неделю, без перерыва выдает министр обороны России Сергей Иванов. Этакий прицельный, очередями, настильный огонь. Все в одну точку - Грузия не может и не хочет бороться с террористами. Об одностороннем проведении военной операции на территории суверенного государства Иванов пока не говорит. Но атмосфера нагнетается соответствующая - пальцы у всех уже на спусковом крючке. И, что характерно, резкий тон российского военного министра Москва и не пытается корректировать, смягчать.

Похоже, в отношении Эдуарда Шеварднадзе в Кремле уже все решено. Из списка грузинских политиков, с кем можно разговаривать, он вычеркнут. Вероятно, кремлевских аналитиков впечатлило значительное падение рейтинга Шеварднадзе за последние полгода. На главу Грузии ополчились и левые, и правые. В СМИ выбрасывается компромат на самого президента и его семью. Соперник Шеварднадзе на последних президентских выборах Джумба Патиашвили (блок "Единство") призывает отправить президента в отставку, упирая на то обстоятельство, что Москва не хочет иметь дел с этим человеком, а значит, Грузию ждет изоляция и экономический крах. Опросы, проведенные независимой телекомпанией "Рустави-2" в начале августа, свидетельствуют о том, что большинство граждан Грузии с пониманием относятся к позиции России в отношении Панкиси и считают: политика Шеварднадзе в отношении Москвы не соответствует интересам Грузии. На таком фоне грех не завалить Белого Лиса. Есть и необходимые рычаги - Южная Осетия и Абхазия.

В Цхинвали еще в начале августа заявили о приведении в боевую готовность всех воинских формирований и пообещали сбивать все, что вторгнется южно-осетинское воздушное пространство со стороны Грузии. Абхазское направление также оживилось. Своеобразным катализатором самых смелых надежд Сухуми стали визиты представителей российского руководства. Правда, пока краевого масштаба. Так, недавно в Абхазии побывал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев (достойный полпред России в вопросах межнациональных отношений). Он выступил за установление двусторонних абхазо-краснодарских контактов, за открытую границу, развернул перед гостеприимными хозяевами перспективы сотрудничества, незамутненного контролем со стороны Тбилиси. Политический демарш Ткачева заключался еще и в том, что он обошелся без въездной грузинской визы. Впрочем, тут он не оригинален. Российские госчиновники, в том числе и представители силовых ведомств, легко обходятся без формальностей, связанных с тем, что Абхазия является общепризнанной частью территории Грузии, а стало быть, пересекая границу Абхазии, мы пересекаем госграницу Грузии. Тбилиси на это реагирует вяло. Наверное, умаялись реагировать.

Абхазия явно встрепенулась. Вот и за стол переговоров с Грузией согласилась сесть чуть ли не на ультимативных условиях - полеты в районе Кодорского ущелья прекратить, войска из ущелья отвести. Скорее всего, в ближайшее время перемены тональностей не предвидится. Разве что со знаком fortе. А в качестве камертона, дающего настройку и Сухуми, и Цхинвали, будет, как и все последние дни, выступать министр обороны Сергей Иванов. У него это неплохо получается.

Пока молчит Вашингтон. И чем дольше он молчит, тем тревожнее положение Шеварднадзе. Тем уверенней чувствует себя Путин. Тем активнее идет зондирование ситуации неопознанными самолетами, вертолетами, снарядами и отрядами. И неприкрытыми ультиматумами. Самым эффективным ответным ходом Тбилиси могла бы стать широкомасштабная зачистка Панкисского ущелья грузинским спецназом. Да и то не факт. Ведь все более очевидно: Москву не столько волнуют боевики в Панкиси, сколько Шеварднадзе в Тбилиси.

Сергей Потехин, 13.08.2002